Ольга Дежина
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Филимоновские чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе.
ТЕМА: «ФИЛИМОНОВСКИЕ ЧУДЕСА».
Цель. Приобщение детей к декоративно - прикладному искусству.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания о творчестве филимоновских мастеров, совершенствовать умение составлять узор, закреплять практические приемы росписи филимоновской игрушки.
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Филимоновские чудеса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
Развивающие : развивать творческую фантазию и инициативу, эстетическое восприятие народной игрушки.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русским народным мастерам.
Доминирующая образовательная область: художественно- эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: выставка изделий народных мастеров: матрёшки, богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломские изделия, посуда Гжель; дощечки для лепки, предварительно вылепленные петушки из глины, гуашь, кисти № 1, 2, 3; ватные палочки, влажные салфетки, подставки для кистей; фартуки и нарукавники для детей, проектор, ноутбук, электронное письмо от Тома.
Предварительная работа: беседа и чтение о народных мастерах, умельцах, изделиях народных мастеров России, рисование различных росписей; лепка петушков из глины.
Предполагаемый результат: дети имеют представления о творчестве филимоновских мастеров, умеют составлять узор, владеют приемами росписи филимоновской игрушки, проявляют творческую фантазию и инициативу, проявляют интерес к народной игрушке, к русским народным мастерам.
Ход ЗАНЯТИЯ.
-Ребята! К нам в детский сад пришло письмо с просьбой о помощи.
-Хотите узнать, что это за письмо и кто его написал?
-Тогда внимание на экран! (демонстрация фото афроамериканского мальчика).
Нам написал мальчик с далёкого африканского континента по имени Том.
Вот что он пишет:
«Здравствуйте, ребята! Я очень надеюсь на вашу помощь! Дело в том, что мой дедушка много лет назад был в вашей стране России, где ему подарили глиняную игрушку. Дедушка уже очень старенький и многого не помнит, а мне очень хочется узнать, что это за игрушка, кто и где её придумал и сделал. Посылаю вам её фото. Надеюсь, вы мне в этом поможете.
Жду ответа. Том».
-Ну что, ребята, поможем Тому?
- Давайте для начала посмотрим на игрушку Тома (демонстрация фото).
- Что это за игрушка? (филимоновская)
- Совершенно, верно, мы с вами уже встречались с такой игрушкой – филимоновским петушком.
-А, знаете ли вы, ребята, что филимоновский петушок являлся хранителем очага семьи. Видимо, поэтому и подарили дедушке Тома такую игрушку.
- Ребята, давайте поможем Тому, расскажем про игрушку и покажем, как расписывают такие глиняные игрушки у нас в России.
-А как же мы сможем передать наш рассказ? Отправим мальчику Тому электронное письмо и фотографию с нашими филимоновскими петушками.
-Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
- Как вы думаете, что это такое?
(Обращает внимание на карту России с силуэтами разных игрушек).
- Да, это карта нашей Родины.
Велика Россия наша.
И талантлив наш народ.
О русских мастерах-умельцах.
На весь мир молва идет.
Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.
Что ещё можно рассказать о филимоновской игрушке?
- Филимоновская игрушка - самая древняя в нашей стране. Первыми филимоновскими игрушками были свистульки. В них свистели для отпугивания нечистой силы.
-Почему же так называется эта игрушка?
-Где находится это село? В самом центре России, недалеко от г. Тула.
(показ на карте России)
-В честь кого село названо Филимоново?
(это имя первого мастера глиняных поделок Филимон)
Считается, что именно он смог найти глину чёрного цвета, которая при обжиге превращалась в белоснежную, а потом расписывалась филимоновскими узорами.
Есть под Тулой деревенька
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
называется оно.
-Посмотрите на филимоновские игрушки на нашей выставке.
- Чем филимоновская игрушка отличается от других игрушек? (формой и цветом).
-Игрушки имеют вытянутую форму, потому что игрушки из сырой глины имеют свойство осаживаться и их приходилось то и дело вытягивать, пока игрушка сохнет.
- Ребята, какие основные цвета использовали филимоновские мастера для росписи? (желтый, красный, зелёный). Эти цвета выбраны неспроста.
- Что обозначает каждый цвет?
(Желтый цвет символизирует солнце, зеленый – возрождение жизни и молодость, а красный – символ земли и огня).
- Какие элементы росписи используют мастера?
(Точки, линии, круги, звездочки, елочки)
- А встречаются ли ягоды, листья, как в другой росписи, например, в хохломской?
(Нет, они заколдованы символами: звездочка или круг обозначает солнце, точка – ягоды, елочки – символ растительности, жизни)
Основными узорами филимоновской росписи являются полосы.
Можно предположить, что мастера из Филимоново очень любили жизнь и радовались каждому дню. Именно поэтому игрушки получались такими яркими. Животные расписывались традиционно полосками поперёк туловища и шеи. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют «маленькой радугой».
По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, вот почему филимоновская игрушка способна защитить от зла и несправедливости.
Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Рассматривание образцов росписи.
- Филимоновские игрушки делают народные мастера-умельцы. Мы с вами тоже станем народными умельцами и будем расписывать игрушки, а наша группа превратиться в мастерскую по росписи игрушек.
Дети надевают фартуки и нарукавники.
- А давайте-ка вспомним, как мы лепили филимоновскую игрушку из глины.
Физкультминутка
Я слепил из глины ком
Имитация круговых движений ладонями
Хвостик сделал я потом
Показывают хвостик
Шею вытянул большую
Руки вверх.
И загнул в дугу крутую
Ладони рук поворачивают вперед.
И как раз вместо глаз
Сложить большой и указательный пальцы
Дырки вышли у нас
Вместе поднести к глазам.
Петя вышел, как живой
Развести руки
Он с хвостом и головой
Левая рука – хвост, правая – голова.
Только ты его не тронь,
Пригрозить пальчиком.
Пусть он спляшет под гармонь
Имитация игры на гармони.
Вышел Петя на поклон
Поклон.
Знают все из глины он!
Развести руки
-Тогда давайте приниматься за работу. Делу время, а потехе час.
Для того чтобы нанести ровные полоски, нужно крепко придерживать игрушку и следить за ровными движениями кисти. Расписывать мы будем гуашью. Для рисования тонких полос нам нужна тонкая кисть, для более широких кисть потолще. А точки можно нарисовать с помощью ватной палочки.
Первым делом, как говорят мастерицы, «желтим» игрушку. Берём жёлтую краску и широкую кисточку и наносим круги и полоски.
Затем берём красный цвет, им раскрашиваем гребень и клюв петушка, проводим тонкие линии по контуру жёлтого. Старайтесь, чтобы линии были одной толщины.
Накладываем зелёную краску. Линии должны быть тонкими, поэтому расписываем тонкой кистью, роспись ведём между красными линиями.
Для этого нам понадобится острое зрение, значит необходимо сделать зарядку для глаз.
Дружно на ноги мы встали,
Часто - часто поморгали,
Подмигнули пару раз
И закрыли правый глаз.
Подмигнули левым глазом
И закрыли оба сразу.
Посчитали: раз, 2, 3, 4, 5.
Работу можем продолжать
(Звучит русская – народная музыка, дети начинают работу по росписи изделий, вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде.)
-Была бы охота, заладится любая работа.
-Что посеешь, то и пожнешь.
-Не будет скуки, когда заняты руки.
- Делаешь наспех, сделаешь на смех.
-Птицу узнают в полете, а человека в работе.
-Недаром говорится, что дело мастера боится.
-Кто первый в труде, тому и слава везде.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Без труда не вытянуть и рыбку из пруда.
-Каков мастер, такова и работа.
Рефлексия.
- Ну что ж ребята, вот мы и расписали наши игрушки, оживили их. Какие же они получились у вас?
Ну, игрушка, просто диво.
Загляденье, как красива!
И не зря ведь говорится:
«Дело мастера боится»
Расскажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Поглядите каковы,
И нарядны, и новы!
Пёстрые и яркие,
Будто бы подарки!
- Ребята, кто считает, что игрушка ещё не расписана до конца, можно поставить петушка рядом с матрёшкой в синем сарафане, а готовые игрушки к матрёшке в ярко красном сарафане.
- Молодцы, вы помогли Тому, рассказали про Филимоновского петушка и показали, как расписываются такие игрушки в России.
Когда смотришь на собранные вместе фигурки, то невольно появляется радостное настроение и ощущение праздника. А значит, такой труд приносит людям частичку счастья.