Cветлана Стрюкова
Занятие по ФЭМП в средней группе «Ритм»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ФЭМП в средней группе
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №2»
Занятие по ФЭМП в технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон,
для детей средней группы по теме :
«Ритм ».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
Подготовила и провела:
Стрюкова Светлана Вениаминовна
Публикация «Занятие по ФЭМП в средней группе „Ритм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Высшая квалификационная категория
Ярославль,
февраль 2018г.
Задачи:
1. Сформировать представление о ритме (закономерности, умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур в Дид. играх: «Художники», «Найди пару».
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) в Д/и «Художник»
3. Закрепить изучение геометрических фигур, закрепить умение определять и опознавать свойства предметов, использовать их для решения задач в Д/и «Найди пару»
4. операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля в Д/и «Художник», «Найди пару»
5. Воспитывать волевые качества, умение работать в коллективе, желание придти на помощь в Д/и «Художник», «Найди пару»
Материалы:
Демонстрационный:
Бубен, картинки с изображениями народных росписей предметов быта и игрушки для иллюстрации понятия ритма;
Картинки с иллюстрациями 4х времен года;
Музыкальная шкатулка.
Раздаточный:
8 квадратов 8*8 см (2 белых, 2 голубых, 2 зеленых, 2 желтых)
8 кругов d=8 см (2 розовых, 2 белых, 2 серых, 2 черных)
5 пар карточек с изображениями различных ритмов геометрических фигур разного цвета и размера.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи:
1) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
2) уточнить название времени года.
Воспитатель собирает детей около себя. Беседа о любимом.
- Ребята!
Пришла я сегодня на работу и увидела на столе в коробке новую куклу. В коробке лежит письмо. Давайте достанем куклу, познакомимся - это Оля. Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте, ребята! Я новая кукла Оля. Долго я лежала в кладовке ничего не видела. У меня всегда темно. У вас тоже всегда темно?
Мои новые подружки ваши куклы рассказали, что у вас был праздник. Вы зиму провожали, весну зазывали. А я ни зимы, ни весны не видела. Что сейчас, что потом будет, не знаю. Очень я огорчилась.
Помогите, ребята! Нарисуйте, какого цвета зима, весна, день, утро. Что за чем и когда наступает?
- Что делать, ребята? (Рассказать или показать Оле, что зачем идет, в каком ритме менятся времена года)
- Вы хотите помочь кукле Оле?
- Вы хотите помочь? Почему так думаете?
- Как мы ей расскажем или покажем?
Я знаю, что красиво любое время года. Во все времена художники писали картины, поэты стихи, восхищаясь всеми временами года.
- Мы можем превратиться в художников? (Да)
1.1 Игра «Художники» (начало)
Дидактические задачи:
1) актуализировать знания детей о времени года
2) закрепить умение определять и подавать свойства предметов
3) тренировать. и сравнение, развивать память, речь, логическое мышление, воображение
- Художники с помощью красок изображают в своих картинах времена года. Найдите эти картины и назовите изображенные времена года (иллюстрации развешивают под потолком)
- Мы хотим помочь Оле?
- Мы знаем эти краски?
- А мы можем стать художниками?
- Приготовьтесь! Закройте глаза (волшебная мелодия 1, 2, 3. Повернись)
- Я скажу волшебные слова:
«Кисточка! Краски! Клей!
Художниками становитесь поскорей!»
2. Актуализация.
Вот и художники!
- Давайте с помощью цветов покажем Оле, как сменяются времена года.
- Какой краской рисуют Зиму? (белой, Лето (зеленой, Осень (желтой).
- С какого времени года начинается новый год? (Зима)
Кукла Оля (инструкция)
- Выложите, начиная с зимы, все времена года, чтобы они шли по порядку
- Мальчики работают за этим столом, девочки за этим.
Начинайте.
3. Затруднение в игровой деятельности и ОНЗ.
3.1 Игра «Художник» (продолжение)
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представления о ритме (закономерности)
2) сформировать опыт под руководством воспитателя, фиксации затруднения и понимания его
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, логическое мышление и речь.
Инструкция.
Отдельно мальчики и девочки выкладывают времена года цветными
квадратами, начиная с зимы.
- Мальчики у вас получилось? Прочтите.
- Девочки, а у вас? Смогли выложить все времена года? (Нет)
- Почему не смогли (Дети говорят нет зеленого квадрата)
- Ой,забыла дать зеленый квадрат.
- Почему нельзя выложить вместо зеленого квадрата какой-либо другой цвет?
Дети высказываются, в ходе обсуждения подвести к выводу, что всегда весна наступает после зимы, а зима после осени. Педагог предлагает зеленый квадрат.
- Вот зеленый квадрат. Поставьте его на место.
Кукла Оля : «Посмотрела, как сменяются времена года, поняла!»
Подитог:
- Все времена года сменяются в определенной последовательности, которая повторяется, в определенном ритме.
- Соедините
Заметили, что у каждого свое место?
Это и есть ритм.
Кукла Оля: «Про времена года рассказали, теперь о частях суток. Это что за кружки?
- Дети вы можете рассказать Оле о частях суток?
- Почему вы так считаете? (ответ дети)
- Какое сейчас время суток? Каким цветом обозначается?
- Что будет после утра (Каким цветом) За днем наступит (вечер) Каким цветом? А ночь какого цвета? (черного)
То есть у каждого времени суток тоже есть свой цвет. Покажите мне, как части суток идут по порядку.
Кукла Оля (Инструкция)
- Выложите части суток так, чтобы они шли по порядку, начиная с утра.
Дети хором переговаривают этот ритм
Утро, День, Вечер, Ночь, Утро, День, Вечер, Ночь.
И все повторяется сначала.
Кукла Оля:
- «Спасибо, ребята! Теперь я знаю ритм частей суток».
Под итог: Поняла! Все части суток идут друг за другом в определенном порядке, который повторяется (то есть, в определенном ритме).
4. Введение в систему знаний.
4.1 Игра
Дидактические задачи:
1) Закрепить умение детей видеть закономерность, продолжать ее и объяснять свои действия;
2) Закрепить детей об изучении геометрических фигур, умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач;
3) Тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление.
4) Воспитывать волевые качества, желание придти на помощь.
Кукла Оля:
«Ребята! Я теперь все поняла. Я сделала свои подружкам из бусин (геом. фигуры). Я их тоже разместила в определенном порядке. Вы можете проверить, правильно ли я разложила эти фигуры.
Воспитатель (инструкция) :
- Если есть, найдите в ритме ошибку, исправьте ее, и расскажите.
Дети садятся за столы, самостоятельно находят ошибку, показывают, называют ее каждый по очереди, и исправляют. После этого предлагается «прочитать последовательность геометрических фигур».
Кукла Оля:
- «Спасибо ребята! Теперь я знаю, что будет более красивей, когда летали в определенном ритме, по порядку, который повторяется».
4.2 Игра «Найди пару»
Дидактические задачи:
1) Закрепить умение видеть и выражать в речи закономерность, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь, коммуникативные способности.
Кукла Оля благодарит ребят и дарит им игру.
- Ребята, спасибо! Теперь я буду внимательнее. Мы с куклами подружками любим играть. Вот вам подарок от меня игра «Найди пару».
Дети берут по карточке, прижимают рисунок к груди и вешают вокруг. По команде переворачивают, читают геометрический рисунок - последовательность,
находят свою пару. Стоя в кругу читают последовательность - ритм, в двоем, хором, друг за другом.
6. Осмысление (Итог).
Дидактические задачи:
Восстановить в памяти детей то, что они на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:
- «Ребята, понравилась вам кукла Оля? Вы сможете ей помочь поня, что такое ритм? А как вы поняли, что такое ритм»?
Вывод:
Это порядок, который повторяется!
Молодцы, ребята! Я рада, что вы знаете какое время года какого цвета. Не путаетесь в геометрических фигурах. И знаете, в каком ритме сменяются части суток. Посадите пожалуйста куклу Олю к другим куклам.
Воспитатель:
- Уважаемые художники, пора возвращаться!
Я говорю волшебные слова
1.2,3 глазки сомкни.
1,2, 3 повернись.
Карандаш! Кисть! Гуашь!
Мальчики! Девочки!
- Что вы помогли понять кукле Оле?
- Что такое ритм? Это порядок, который повторяется.
- Что вы ей показали- рисовали? (части суток, время).