Елена Дунаева
Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Игра-путешествие в страну «Математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Игра – путешествие в страну Математика».
Возраст: 6 – 7 лет.
Место проведения: групповая комната
Продолжительность занятия: 30 минут.
Предварительная работа: Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.
Публикация «Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Игра-путешествие в страну „Математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Расширение и обогащение запаса знаний старших дошкольников в процессе активизации представлений об элементарных математических представлений.
Задачи:
Совершенствовать навыки элементарных математических представлений
Развитие зрительного внимания, тонкой и общей моторики.
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников.
Планируемые результаты:
В самостоятельной деятельности демонстрируют умение в составлении числового ряда, в прямом и обратном счете до 10; пространственном представлении; знании о днях недели, временах и месяцах года; в конструировании геометрических фигур.
Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики находятся на достаточном уровне.
Умеют выстроить сотрудничество со сверстниками, проявляют доброжелательное отношение к другому, обладают навыками самоорганизации и самодисциплины, проявляют терпимость и тактичность в общении.
Ход занятия:
СЛАЙД 1.
Вводная часть
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
- В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево 1, 2. 3.
В центре круга соберемся 1, 2. 3.
И на место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом1 раз.
-Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)
- У нас сейчас занятие математика. Математика очень нужная наука.
Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.
- Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:
-Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя. (достойно)
-Стул и стол - это не кровать и на них нельзя (лежать)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)
- Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.
- А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь, людей насмешишь»)
- Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.
СЛАЙД 2.
- И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать?
(дети высказывают свои предположения)
- Царь-батюшка, а наши дети тебе могут помочь, они хоть и малы, но очень умны. (воспитатель обращается к царю).
- Ребята, а что нужно путешественникам во время путешествия чтобы не заблудиться? (ответы детей)
- Правильно, карта!
Основная часть
СЛАЙД 3.
- А вот и она, странная какая-то карта, и один вопросительный знак. Ребята, а царь мне подсказал, для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
1. Какой сегодня день недели?
2. Сколько всего дней в неделе?
3. Какой день идёт после вторника?
5. Как называется пятый день недели?
6. Как называются выходные дни?
7. Сколько времён года?
8. Какое время года наступает за зимой?
9. Какое время года наступает за летом?
10. Назовите лишнее слово в ряду слов:
а) зима, среда, весна, лето, осень;
б) один, два, три, круг, четыре, пять;
в) плюс, минус, пятница, равно;
г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
СЛАЙД 4.
- Молодцы, справились с разминкой! И на карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется Числоград, в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
Дидактическая игра «Найди место в ряду».
Цель: Совершенствование навыка количественного и порядкового счета в пределах 10.
Воспитатель предлагает детям взять со стола по одной карточке с цифрой и назвать число, которое показывает цифра.
Дети под музыку выполняют различные движения по заданию воспитателя. По окончании музыки, дети находят свое место в числовом ряду. По порядку, каждый ребенок рассказывает про свою цифру отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет».
- Давайте хором посчитаем от одного до десяти, а теперь хором от десяти до одного.
Дидактическая игра «Соседи числа».
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.
- У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.
- Ульяна, назови соседей числа 5.
- Ростислав, назови соседей числа 8.
- Настя, назови соседей числа 3.
Дидактическая игра «Времена года».
Цель: Закреплять представления о последовательности времен и месяцев года.
СЛАЙД 5.
И мы отправляемся дальше. Посмотрите, на карте появился следующий город – «Весёлые задачи». Но для того чтобы нам до него добраться нам необходимо переплыть через реку.
СЛАЙД 6.
Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
(Наклоны влево и вправо.)
Речка лентой впереди.
(Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди.
(Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
(Руки в замок за шеей)
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
СЛАЙД 7.
- Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!
Ребята, если вы правильно выполните задание, карта покажет, в какой город мы попадём дальше.
Игровое упражнение «Соберемся вместе».
Цель: Упражнять в умении объединять части и целое множество, сравнивать целое и часть множества.
На полу два обруча. Воспитатель просит девочек взяться за один обруч, мальчиков – за другой и спрашивает: «Сколько групп ребят получилось? Какая группа больше? Почему вы так думаете?»
Воспитатель объединяет обе группы детей веревочкой и спрашивает: «Сколько ребят теперь в общем круге? Что больше: целая группа ребят или группа мальчиков? Что меньше: группа девочек или целая группа ребят?»
Затем воспитатель обобщает: «Целая группа детей больше группы мальчиков (группы девочек). Группа мальчиков меньше целой группы детей. Группа девочек меньше целой группы детей.
СЛАЙД 8.
- Молодцы, вы справились с заданием, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрические фигуры». Вход в город закрыт на замок.
Чтобы замок открылся, мы должны провести гимнастику для глаз.
«Дни недели»
СЛАЙД 9.
- Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры. Воспитатель, предлагает детям сделать геометрические фигуры из счетных палочек и веревочек.
Игровое упражнение «Мастерим геометрические фигуры».
Цель: развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных особенностей.
Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.
Жили – были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Тот кричит ему:
- Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.
Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры, рассказывают, как они их сделали (сколько счетных палочек взяли для каждой фигуры, и перечисляют их характерные особенности.
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на углы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
- Приятных
Я желаю тебе снов!
Спать ложился ты квадратный,
А проснешься без углов!
Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг) Дети делают круг из веревочки и рассказывают о фигуре.
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад,
Поглядел – нет квадрата.
Онемел… Стоит без слов…
Вот так месть. Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Собери узор».
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
- Ребята, геометрические фигуры, преподнесли царю подарок, ковёр с их изображением, чтобы царь никогда не забывал о них. На этом ковре геометрические фигуры расположились в определённом порядке, если вы правильно расположите имеющиеся у вас в подносах фигуры на листе, который вы найдёте под подносами, то вы тоже сможете полюбоваться красотой этого ковра.
-Тогда поставьте листочки перед собой, и слушайте внимательно.
-Круг расположите в центре листа.
-Квадрат - в левом верхнем углу листа.
- Овал - в правом верхнем углу листа.
- Прямоугольник - в правом нижнем углу листа.
- Треугольник – в левом нижнем углу ковра.
- Ромб посередине над кругом.
-Трапецию посередине под кругом.
СЛАЙД 10. - Молодцы, и с этим заданием справились! И посмотрите, на карте появилась конечная остановка, «Резиденция царя», на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА, где встретим старых друзей и заведём новых.
СЛАЙД 11.
Заключительная часть.
- А теперь давайте вспомним, в какие города мы заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей) - Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)
- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет жёлтую звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – пусть поднимет красную звёздочку.
Дети делают свой выбор.
- За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам математические раскрасками, после занятия вы сможете рассмотреть и раскрасить по желанию свои картинки.
b]Список литературы:[/b]
1. Помораева И. А., Позина В. А. Формированию элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. Занятия с детьми 6 – 7. Лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Приложение №1
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Участник конкурса "Лучший конспект"