Татьяна Травкина
Занятие по формированию элементарных математических представлений «Поможем гному построить дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
№13 «Скворушка»
Организованная образовательная деятельность
по формированию элементарных математических
представлений с использованием палочек
Кюизенера
«Поможем гному построить дом»
(Подготовительная к школе группа)
Воспитатель 1-ойквалмфикационной категории
Травкина Татьяна Алексеевна
МДОУ детский сад
№13 «Скворушка»
Г. Дмитров
Публикация «Занятие по формированию элементарных математических представлений „Поможем гному построить дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе
«Поможем гному построить дом» с использованием
палочек Кюизенера
Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания в образовании чисел в пределах 10;
Закрепить умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине;
Закрепить навыки детей выкладывать задание по образцу из палочек Кюизенера.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Материалы и оборудование : Наборы палочек Кюизенера на каждого ребенка, ноутбук, мяч, схемы домов, игрушечные часы, игрушка - гном.
Предварительная работа :
-знакомство с часами;
-сравнение палочек;
-развивающие игры с палочками Кюизенера;
-игры на ориентировку в пространстве.
Ход ООД:
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у меня в руках? Ответы детей. Да, красивая коробочка, а давайте посмотрим, что в ней находится.
Воспитатель открывает коробку, а в ней лежат 10 разноцветных палочек Кюизенера.
Воспитатель: Что это? Ответы детей. Молодцы, правильно! Сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизенера.
Слайд 1. Набор палочек Кюизенера.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем они похожи, чем отличаются? Что обозначает цвет каждой палочки и какой цифре он соответствует. Ответы детей: белая палочка - цифра 1, розовая палочка-цифра 2, голубая палочка-3, красная-4, желтая-5, фиолетовая-6, черная-7, бордовая-8, синяя-9, оранжевая-10.
Кто прочитает, стихотворение о палочках?
Цифра 1-как первый снежок,
2-как самый красивый цветок,
3-небосвод над головой,
4-флажок, а по цвету, какой?
5-разукрашена как одуванчик,
6-фиалка в нашем стаканчике.
Цифра 7-темна как сажа,
8-цвет вишенки вкусной и спелой,
9-как колокольчик нежный,
10-как апельсин полезный.
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы построим лесенку от самой короткой, до самой длинной палочки.
Слайд 2. На экране - лесенка.
Воспитатель: А сейчас проверим ваши знания, давайте поиграем. Я буду кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны будите быстро отвечать.
-Какая палочка по цвету на 3 месте?
-Какая палочка по цвету находиться между 3 и 5.
-Какая по счету синяя палочка?
-Какому числу соответствует жёлтая палочка?
-Какая палочка по цвету на 6 месте.
-Какая палочка по цвету на 7 месте.
-Какая палочка по цвету на 10 месте.
-Какое число получится, если сложить две белых палочки.
-Какое число получится, если сложить две розовых палочки.
-Какое число получится, если сложить белую и розовую палочки.
-Какое число получится, если сложить белую и голубую палочки.
-Какое число получится, если сложить белую и красную палочки.
Воспитатель: Молодцы! А из каких палочек можно составить жёлтую палочку.
Ответы детей: из пяти белых; из 1 белой и 1 красной; из 1 розовой и 1 голубой; 2 белые и 1 голубая; 3 белые и 1 розовая.
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем за столы. Откройте коробочки с цветными счетными палочками. Достаньте палочку, которая обозначает число 10.
-Какого цвета эта палочка? (оранжевая).
-А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились под оранжевой.
-Да, правильно. Число 10 состоит из 10 единиц.
-А теперь подумайте и приложите ниже одну белую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе по длине были равны оранжевой палочке.
- Какого цвета эта палочка? (Синяя). Какое число обозначает синяя палочка? (9). Значит 10 это 1 и 9.
-Приложите ниже одну розовую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе были равны по длине оранжевой палочке. Какую палочку вы положили? (бордовую). Какое число обозначает розовая палочка? (2). Какое число обозначает бордовая палочка? (8).
Значит 10 это 2 и 8. (По аналогии дети составляют все варианты числа 10).
Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 10.
Воспитатель: Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 10. Давайте еще раз их назовем:
- Белая палочка обозначает число 1, а синяя – число 9. Значит 10-это 1 и 9.
- Розовая палочка обозначает число 2, а бордовая – число 8. Значит 10-это 2 и 8.
- Голубая палочка обозначает число 3, а черная число 7. Значит 10 - это 3 и 7.
- Красная палочка обозначают число 4, фиолетовая – число 6. Значит 10-это 4 и 6.
Желтая палочка обозначает число 5 и еще одна желтая будет тоже 10.
(Воспитатель рядом со своими палочками прикладывает записи числовых выражений).
Физминутка «На 1 больше, на 1 меньше».
Дети стоят в кругу, воспитатель показывает палочку любого цвета и просит детей выполнить на 1 движение больше или меньше: присесть; хлопнуть в ладоши; прыгнуть; моргнуть глазами; поднять руку вверх и т. д.
Воспитатель: Ребята, вы любите слушать сказки? Сегодня я хочу вам рассказать сказку, не простую, а волшебную.
Жил-был на свете грустный гном. Почему грустный? Да потому, что у него не было дома. И вот однажды, проснувшись утром от дождя, гном твердо решил строить себе дом. Строить дом очень трудно. Поэтому, он думал целые сутки.
Сколько это дети? Ответы: утро, день, вечер, ночь.
На следующий день он начал работу в 9 часов утра.
Дети, покажите это время на наших часах. Правильно.
Первое, что решил сделать гном – это начертить схему дома. Он чертил до 6 вечера.
Ребята, покажите это время часах. Правильно.
Много потратил он времени, но ничего не получалось. И решил он просить помощь у вас. Единственное, что он точно знал, дом должен быть большим, так как у него есть братья.
Ребята, давайте поможем гному построить дом?
Слайд 3. Вот разные схемы домов. Конечно, вы можете и свой вариант придумать.
Дети строят из палочек дома. Через некоторое время появляется гномик. Воспитатель говорит за гномика.
Гном : Привет, ребята! Я услышал, что вы строите мне дом и пришел выбрать самый красивый.
Дети: Выбирай, гномик.
Гном : Спасибо, ребята! А еще я принес вам картинки (не цветные схемы рыбки и уточки) - помогите мне расколдовать их. У меня рядом с домом есть пруд и хотелось бы, чтобы в нем жили рыбы и плавали уточки.
Игра «Выложи из палочек». Выложить из палочек рыбку и уточку. Дети выбирают по одной картинке и самостоятельно пытаются сложить. Затем включается слайд для проверки.
Слайд 4. Уточка и рыбка, сложенные из палочек Кюизенера.
Гном : Спасибо, ребята! Теперь у меня все есть. Я пошел к себе. Приходите в гости.
Дети: До свидания!
Итог занятия.
- Что интересного было на занятии?
- А что понравилось больше всего?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было самым легким?