Алина Кудряшова
Занятие по чтению художественной литературы. Чтение сказки «Колосок»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по чтению художественной литературы. Чтение сказки
Конспект был составлен до введения ФГТ. Может кому-то будут интересны приёмы.
Конспект
Открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи :
Чтение украинской народной сказки «Колосок»
Группа компенсирующей направленности
Цель:
Публикация «Занятие по чтению художественной литературы, Чтение сказки „Колосок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- «Колосок», сказка
- Темочки
1. Познакомить детей с содержанием украинской народной сказки «Колосок».
2. Учить детей оценивать поступки персонажей.
3. Учить детей драматизировать отдельные эпизоды сказки.
4. Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки.
5. Формировать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.
6. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.
7. Развивать внимание, память, речь.
Оборудование:
1. Текст сказки «Колосок».
2. Иллюстрации к сказке.
3. Маски мышек и петушка.
4. Ящик «осязания», кусочки ржаного и пшеничного хлеба.
5.»Волшебные коробки» (в которых находится орг. стекло и песок)
Предварительная работа:
1. Чтение с последующим обсуждением:
- В. Пальчинскайте «Хлеб»,
- Немецкая сказка «Горшочек каши».
2. Лепка из солёного теста – бублики, пирожки, булочки.
Ход:
Воспитатель: Слушай, маленький народ,
Собираемся на сход!
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
Добрый день всем добрым людям!
Мы вам рады, мы вас любим!
Очень любим мы людей
И больших и малышей!
Дети вместе с взрослым повторяют второе четверостишье.
Игра «Четвёртый лишний».
В – ль: -Ребята, у меня на доске выложены картинки, назовите лишнюю.
*помидор, огурец, сметана, лук;
*груша, яблоко, апельсин, творог;
*смородина, колбаса, крыжовник, малина;
*тарелка, кастрюля, пирог, сковорода.
Дети называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний.
В ль: Послушайте слова: сметана, пирог, колбаса, творог. Что это? (Продукты).
- Сметану и творог готовят из чего? (Из молока).
- Колбасу изготавливают из чего? (Из мяса).
- Из чего пекут пироги? (Из муки).
- Из чего получается мука? (Из зёрен, колосков).
- Давайте покажем, как же вырастают колоски.
Упражнение на развитие координации движений «Колоски» [3]
В – ль: - Ребята, кто из вас знает, что такое колосок?
-Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк –
это соломина. (Воспитатель показывает колосок)
-Сейчас встаньте возле своих стульчиков и давайте покажем как растут
колоски.
Упражнение «Колоски».
По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о
друга.
Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отво-
дят руку в сторону («сеют»).
Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают
руки («солнце»).
Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями,
раскрытыми, к полу.
Высоко поднялись колоски, Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу
К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.
Ветер налетает, Покачивают руками над головой.
Колоски качает.
Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.
Влево качнулись.
А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.
Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту (пьют).
Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.
До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.
В – ль: - Молодцы, садитесь на стульчики.
- Мы с вами выяснили, что мука получается из зёрен, а что пекут из муки?
- Правильно, из муки пекут не только различные пироги, но и хлеб. И мы с вами знаем, что хлеб бывает пшеничным и ржаным. Сейчас вы будете, используя наш «волшебный ящик», определять по запаху, какой это хлеб: ржаной или пшеничный.
В – ль: - Ребята, отгадайте загадку:
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт
Голосисто поёт.
- О ком эта загадка? Какие сказки вы знаете о петушке? («Петушок и бобовое зёрнышко», «Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок» и т. д).
-Почему это сказки?
-Правильно, это сказки, потому что в них может всё случиться, это необыкновенные истории, в которых и животные, и предметы могут разговаривать.
-Сейчас я прочитаю вам сказку «Колосок», которую написал украинский народ.
В тексте вам встретятся незнакомые слова: молотить, мельница, молоть. Может из вас кто – нибудь знает, что они означают.
Молотить – это значит выбивать зёрна из колоска цепом.
Мельница – это здание, где из зёрен мелют муку.
Молоть – это перетирать зёрна в муку.
Воспитатель читает текст сказки.
Воспитатель задаёт вопросы по тексту сказки :
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном?
- Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации к сказке).
- Что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился всё тише после каждого вопроса петушка? (Им было стыдно). Почему?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
- Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно.
Пантомимические этюды «Стыд», «Усталость», «Голод».
(Дети представляют, что они мышата и им стыдно: голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.)
- Теперь давайте изобразим петушка, который устал от работы (утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты коленки).
- Сейчас покажите мышат, которые хотят пирожков (дети вдыхают запах вкусных пирожков, облизываются, делают круговые движения руками по животу).
- Теперь давайте покажем, как же пекут пироги.
Пальчиковая игра «Пирог».
Мы спросили нашу печь: дети ставят руки «полочкой» и покачивают ими.
- Что сегодня нам испечь? Вытягивают руки вперёд.
Печку мы спросили, поворачивают ладони вверх – вниз.
Тесто замесили. Мнут руками бёдра.
Тесто скалкой раскатали Гладят ладонями ноги.
Раскатали – не устали.
Начинили творогом «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая).
И назвали пирогом!
Ну-ка, печка, Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх (2 раза).
Дай творожнику местечко! Хлопают в ладоши (4 раза).
В – ль: Послушайте, я вам ещё раз прочитаю один отрывок из сказки. Только слушайте внимательно, потом вы будете его инсценировать.
Воспитатель читает последний диалог со слов: «Испеклись пироги…»
Инсценировка отрывка сказки детьми.
В – ль: Сейчас вы сядете за столы и нарисуете в наших «волшебных коробочках» растение, которое дало название сказки. Что вы нарисуете? Правильно, колосок.
Дети рисуют пальчиком в коробках, в которых находятся стекло с песком.
В – ль: На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Кто вам в сказке не понравился? Почему?
- С какой сказкой вы сегодня познакомились? Правильно, с украинской народной сказкой «Колосок».
Список использованной литературы :
1. Л. В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / М., ТЦ «Сфера», 2008
2. О. С. Гомзяк Говорим правильно в 5-6 лет / М., «Гном», 2010
3. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет / М., ТЦ «Сфера», 2010
4. Н. В. Лободина Комплексные занятия / Волгоград «Учитель», 2010
5. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2005
6. О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009