Папки-передвижки

Конспект занятия «Этикет поведения»

Роман Шишкин
Конспект занятия «Этикет поведения»
▼ Скачать + Заказать документы

Этикет поведения

Государственное бюджетное учреждение Центр содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Конспект занятия на тему :

«Этикет поведения»

Разработал: Шишкин Р. Ю.

Москва, 2020 г.

Цель: формирование представлений воспитанников об этикете и нравственных нормах.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Этикет поведения“» размещена в разделах

- обучающая: знакомство воспитанников с понятием этикет, правилами старорусского и современного этикета, с русскими пословицами на тему этикета;

- развивающая: развитие у детей логического мышления, умения выражать свои мысли;

-воспитательная: воспитание самостоятельности, активности, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, умение работать в коллективе.

Этап Содержание Оборудование

I. Вводная часть Вступительное слово педагога. Листы бумаги, ручка, карандаш, фломастеры, мультимедийная презентация.

Обозначение темы и цели занятия.

II. Основная часть Дискуссия «А знаете ли вы что такое этикет

Упражнение 1 «Этикет в пословицах»

Физкультминутка

Упражнение 2 «Юности честное зерцало»

Манеры и приличия

Обязанности по отношению к ближним

III. Заключительная часть. Упражнение на завершение занятия (Рефлексия)

Заключительное слово педагогов

Ход занятия:

1. Вводная часть:

(слайд №1)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас пройдет открытое занятие, а проведем его для вас мы, воспитатели – Ермакова Наталья Геннадьевна и Мещерякова Людмила Владимировна.

Воспитатель: «Культура каждого человека основана на соблюдении общих правил поведения, известных под словом «этикет». Этикет относится к общечеловеческим нормам морали. Назначение этикета – защита чести и достоинства людей в их взаимоотношениях»

(слайд №2) На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с понятием этикет, правилами старорусского и современного этикета, с русскими пословицами на тему этикета. (слайд №3)

2. Основная часть:

Воспитатель: (слайд №4) Тот, кто владеет правилами поведения, никогда не окажется в затруднительном положении и из любой ситуации выйдет с честью. Для этого необходимо лишь просто поступать по этикету.

Дискуссия «А знаете ли вы что такое этикет

Воспитатель: Ребята, что по-вашему может означать слово ЭТИКЕТ?

Дети: Правила, хорошее поведение и т. д.

(слайд №5)

Воспитатель (слайд №5) : Слово этикет в переводе с французского означает «Ярлык». Этикет – это свод правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. Ребята, обратите внимание на правописание данного слова… этикет, это словарное слово, запомните, как оно пишется (на экране понятие этикет). Каждый народ вносил в развитие этикета свою национальную особенность.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое трактат?

Дети: Закон; старый закон…

(слайд №6)

Воспитатель: Трактат – другими словами это сочинение, рассуждение на тему. Так вот, в России первым трактатом по этикету считается «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717г., составленный по приказу Петра I. Здесь рассматривались правила поведения на людях, за столом, в церкви. Воспитанного, - как утверждается в трактате, - отличают три добродетели – приветливость, смирение и учтивость.

(слайд №7)

Воспитатель: А сейчас - внимание на экран. (дети просматривают отрывок из фильма)

(слайд №8)

Воспитатель: Как Вы можете охарактеризовать поведение героя?

Дети: Он вел себя не культурно, всем мешал и толкался…

Воспитатель: и правда, поведение юноши нельзя назвать культурным. Всегда нужно думать о тех, кто рядом.

Как Вы считаете, понравилось ли девушке его поведение?

Дети: Нет. Ей было неудобно.

Воспитатель: Да, вы правы. Правила этикета существуют до, вовремя и после танца. Какие правила этикета во время танца вы знаете?

Дети: Пригласить девушку, не наступать на ноги, проводить после танца…

Воспитатель: Приглашая на танец, мужчина подходит к женщине и просит её разрешения пригласить на танец, слегка кланяясь. Это можно сделать и безмолвно, только поклонившись. Женщина выражает свое согласие дружелюбным кивком или улыбкой. Отказаться лучше всего спокойно и скромно. Не нужно, также, выражать особую радость по поводу приглашения. Встают спокойно, держаться с достоинством. Если вдруг женщина обещала этот танец кому-нибудь другому, то она должна поблагодарить за приглашения и сказать: «К сожалению, этот танец я уже обещала». На открытых вечерах, можно отказать незнакомому человеку в танце, не объясняя причины. Если женщина отказала в танце, то мужчина кланяется и удаляется. Если он очень хочет танцевать с этой партнершей, то должен пригласить вторично. Получив вторичный отказ, следует понять, что больше приглашать не стоит. Не нужно отказывать два раза подряд, не имея причины. Мужчина не должен, в случае отказа, приглашать девушку, сидящую рядом с той, которая отказала. Направляясь к танцевальной площадке, мужчина пропускает даму вперед, а если есть место, идет рядом по правую руку. Во время танца женщина не должна ничего держать в руках, кроме носового платка, если он ей нужен. Танцевать можно и молча, но все-таки вежливее выразить свое уважение и немного поговорить. Не следует подпевать или насвистывать танцевальную мелодию. Столкнувшись с другой парой, мужчина извиняется, даже в том случае, когда виновата партнерша. Если во время танца партнер начинает вести себя неподобающе, дама может прервать танец и попросит отвести её на место. По окончании танца мужчина отводит свою партнершу на место.

(слайд №9)

Воспитатель: Ребята, сейчас мы посмотрим еще один поучительный отрывок. Внимание на экран!

(слайд №10)

Воспитатель: Как Вы можете охарактеризовать поведение героев?

Дети: Девушке было не удобно и у нее испортился аппетит. Мальчик слишком торопился.

Воспитатель: Все герои этой картины были не правы. Мальчик не пользовался приборами и торопился. Мама при гостье делала ему замечания. Девушка повысила голос и отказалась от еды. А юноша должен был спросить девушку, прежде чем положить блюдо в тарелку.

Наверное, у каждого из вас есть воспоминания о какой-либо нелепой ситуации, когда Вы не знали, как себя вести, и Вам было очень неудобно. Эти ситуации могут встречаться повсюду: во время учебы, во время торжества и даже на улице. Вспомните пожалуйста, какую-либо ситуацию, в которой вы не знали, как поступить и опишите ее».

Дети: (приводят свои примеры). Например, «не уступили место пожилому человеку», «забыл поздороваться с учителем»

Воспитатель: Как вы думаете, этикет популярен в наше время? Где нужно пользоваться правилами этикета?

Дети: популярен, но не многие им пользуются. Правила этикета нужно пользоваться везде.

Воспитатель: Современный человек проявляет все больший интерес к устоявшимся традициям и правилам общения и поведения. А стремительное развитие новых технологий и сфер человеческой жизни вносит новые нормы этикета. Если раньше люди могли общаться только при встрече, теперь появилось общение по телефону, в том числе и мобильному. Следовательно, появились и новые виды этикета этикет телефонных разговоров. И практически забытая форма общения через письма в настоящее время приобретает новое актуальное значение. Появление электронной почты принуждает нас изучать этикет переписки. В современном мире особенно важен деловой этикет.

Так, по сферам общественной жизни выделяют несколько видов этикета (СЛАЙД №11) :

служебный (деловой);

дипломатический;

военный;

педагогический;

врачебный;

этикет в общественных местах.

Главное требование современного этикета гармония внутренней и внешней культуры, когда красивые, совершенные формы внешнего поведения опираются на высокую нравственную культуру личности. Соединение внутренней и внешней культуры делает поведение естественным, органичным, привлекательным, непринужденным».

Упражнение «Этикет в пословицах» (слайд№12)

Воспитатель: Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Ну а теперь поиграем! Разделимся на две команды. Ребята, перед вами листочки с началом пословиц и листочки с их продолжением. Задача команды правильно соединить половинки пословиц. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Примеры «зашифрованных» пословиц:

1. Чего в другом не любишь, у Капа свой.

2. Береги платье снову, того и сам не делай.

3. У Сидора обычай, а честь смолоду.

4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

5. Мил тот гость, а думай быть опрятным.

6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит.

Воспитатель: предлагаю каждой команде по очереди объяснить смысл предложенных пословиц.

Воспитатель: Все вы очень хорошо потрудились, и я вижу, что пословицы вы понимаете. А мы приглашаем Зикееву Галину. Она расскажет нам о истории этикета в России.

Мини-лекция «История этикета в России» (читает воспитанник)

В России до реформ Петра I, то есть до 18 века, основная масса населения жила в соответствии с традиционным укладом, нашедшим свое выражение в сборнике правил Домострое (другими словами КНИГА) (Х\/1 в., где были прописаны особенности содержания домашнего хозяйства, начиная от правильного отправления православных церковных обрядов («как верить христианам в Святую Троицу и Пречистую Богородицу и как поклоняться кресту Христову.»; «как почитать архиреев, а также всех священников и монахов. ; как всякого страдающего посещать в монастырях и в больницах», и кончая указаниями ключнику «как хранить в погребе или на леднике всякие припасы соленые.». Очень важными считались строго регламентированные правила гостеприимства («как с благодарностью угощать приходящих в дом твой»). Известно, что важна была даже встреча гостя, при которой учитывалось происхождение гостя и возраст. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу. К более высокому шли через двор пешком. Было не принято старшим ездить к младшим. Петр 1 активно начал внедрять этикет западного образца, новшества вводились практически насильно. Эта вынужденная смена образа жизни была принята далеко не всеми и коснулась только верхушки общества. Основная масса населения смотрела на европейски одетую знать, как на чужаков. Позднее западноевропейский этикет привился и приспособился, но, как писал М. И. Пыляев, автор книги «Старая Москва», -«…уже и в екатерининское время под золотыми расшитыми кафтанами таились старинные грубые нравы». Начиная с 18 века изучение этикета, входит в обязательную программу образования. В частности, в женских пансионах обязательным элементом обучения были уроки этикета, когда девушки разыгрывали сцены из светской жизни и репетировали свое поведение в различных ситуациях: как встретить гостя, как согласиться на мазурку или дать вежливый отказ, как встретиться с пожилыми родственниками и т. д.

Воспитатель: Спасибо. Вот такая богатая история у этикета. Как же въезжали во двор к равному по происхождению и возрасту?

Дети: Въезжали во двор и к крыльцу.

Воспитатель: А к человеку более высокого происхождения?

Дети: Шли пешком через двор.

Воспитатель: Давайте еще поиграем?

Дети: Да.

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к новому заданию нам надо немножко подвигаться:

Физкультминутка «Быстро встаньте».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Упражнение 2 «Юности честное зерцало» (слайд№13)

Воспитатель: Русский царь Петр 1 сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование, можно инсценировать. Ребята, разделитесь, пожалуйста, на пары. Перед вами выдержки из сборника «Юности честное зерцало». Ваша задача, объяснить другой паре переводчиков смысл пословиц, а самые находчивые могут это сделать при помощи инсценировки.

1. «. У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить. но ожидать пока они выговорят.. .»

2. «. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив.. .»

3. «. Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворяя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться.»

4. «. Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его.»

5. «. Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…»

6. «… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…»

Воспитатель: Какие же интересные инсценировки! Вы ребята молодцы! А сейчас хотелось бы вам рассказать о манерах и приличиях.

(слайд №15)

Манеры и приличия

Приличия - это нормы поведения, в пределах которого оберегается индивидуальность и личное достоинство каждого. О человеке, соблюдающем приличия, можно сказать, что он уважает личность и в себе, и в других.

Манеры способ держать себя, внешние формы поведения, обращения с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция, мимика человека.

Ребята, что принято считать хорошими манерами? Какие - плохими манерами?

Дети: в обществе хорошими манерами считаются скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.

Дети: К дурным манерам можно отнести привычку громко разговаривать и смеяться, не стесняться в выражениях, безапелляционность суждений, развязность в жестикуляции, неряшливость в одежде, грубость, проявление откровенной недоброжелательности, пренебрежение к чужим интересам и потребностям, навязывание людям своей воли, сквернословие, употребление кличек и прозвищ, хулиганские действия.

Воспитатель: Как сказал Джонатан Свифт, английский писатель, политический и церковный деятель, «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Дурными манерами принято считать такую форму поведения, которая вызывает у партнеров по общению отрицательные эмоции, мешает окружающим людям, беспокоит их и раздражает. Иными словами, все безобразное, противостоящее красоте и гармонии. Американский поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон сказал замечательную фразу: «Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».

(слайд №16)

Обязанности по отношению к ближним

Воспитатель: основой всех наших отношений к ближним должны быть две следующие великие истины: «Никогда не делать другим того, чего мы сами себе не желаем, и поступать с другими так, как бы мы желали, чтобы с нами поступали».

А какие вы знаете обязанности по отношению к близким?

Дети: Здороваться, не ругаться, вести себя хорошо, слушаться взрослых, не обижать маленьких.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю объединить все ваши ответы и по очереди каждому из вас прочитать свод правил «Как нужно относиться к ближним»

(слайд№17)

1. Не враждуйте ни с кем и всегда старайтесь примирить враждующих.

2. Мы не должны никому делать зла, даже нашим врагам.

3. Не должно оскорблять ближних ни словами, ни действиями; никогда и никого не раздражайте обидными словами или оскорбительными шутками. Следует с кротостью, хотя и с достоинством отвечать тем, кто нас оскорбляет, -это лучший способ заставить обидчика раскаяться в нанесенном нам оскорблении. Если вы поссорились с кем-нибудь, то должны стараться первыми сделать шаг к примирению, потому что если никто не захочет быть первым в примирении, то ссора может продолжаться вечно.

(слайд№18)

4. Найдя чужую вещь, следует немедленно возвратить ее по принадлежности.

5. Ложь унизительна, это подруга плутовства; следует взять за неизменное правило никогда не лгать.

6. Не должно без нужды говорить плохо о своих ближних.

7. Никогда не стоит презирать ближнего, не взвесив всех обстоятельств, в которых он поставлен, равно как не нужно и гордиться перед ним своим превосходством. Мы должны смотреть на ближнего и обращаться с ним, как с равным нам.

(слайд №19)

8. Будьте вежливы и приветливы со всеми, но никому не надо льстить. Говорите правду, но сдержанно.

9. Сострадание -одно из прекраснейших человеческих качеств: будьте добры и человеколюбивы к себе подобным; соболезнуйте их горестям и страданиям; любите их; если можете, защищайте их против несправедливостей; облегчайте их участь насколько можете и оделяйте их милостями, словом, помогайте им, чем и как можете.

10. Будьте сострадательны и великодушны к тем, кто вам должен, не отягчайте их строгими преследованиями или большими процентами; лучше предполагать, что их постигло бедствие, чем подозревать их в желании обмануть вас.

Воспитатель: Спасибо! Прямодушие и искренность - добродетели, присущие сердцам благородным. Сознание, что вы исполнили свой долг и были полезны вашим ближним, доставит вам большое внутреннее удовольствие, так как мы не созданы жить только для самих себя.

(слайд 20)

Упражнение 3 «Я требователен к себе»

Воспитатель: Сейчас хотелось бы узнать, а что для себя и близких делает каждый из вас. Продолжить фразу:

а) я стараюсь избегать гнева, потому что.. .;

б) я стараюсь избегать безделья, потому что.. .;

в) я не хочу стремиться к излишнему богатству, потому что;

г) я стараюсь избегать объедания, потому что.. .;

д) я стараюсь не быть жадным, потому что.. .;

е) я не люблю сквернословить, потому что.. .;

ж) я не хочу хвалить себя, потому что.. .;

3) я стараюсь не осуждать других людей, потому что.. .;

и) я стараюсь быть вежливым со всеми, потому что.

3. Заключительная часть

Игра «Эстафета дружбы».

Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы, и мне хочется поделиться с вами своей дружбой. Я надеюсь она будет взаимна. Для этого давайте встанем в круг. Я передам вам свою дружбу (через рукопожатие, и она идет от меня к Маше (от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается к начинающему). Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.

(слайд№21)

Заключительное слово воспитателей:

Воспитатель: «В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Большое значение в нравственном развитии человека имеет его собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам. Ребята, наше занятие подошло к завершению. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали?

Дети: Что такое этикет, как вести себя правильно.

Воспитатель: Так что же такое этикет? Для чего он нужен?

Дети: Этикет – это правила поведения. Правила поведения учат нас правильно и красиво говорить, вести себя культурно.

Воспитатель: Сегодня вы большие молодцы! Хорошо работали, были активны! Спасибо за Ваше внимание!

Публикации по теме:

«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию «Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитаниюПояснительная записка:Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,.

Конспект беседы «Правила поведения на занятиях» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить представления детей о правилах поведения на занятиях. Подготовка к школе. Воспитатель. Ребята скажите, как называется наша.

Конспект музыкального занятия «Этикет для малышей» Открытое музыкальное занятие «Этикет для малышей» Открытое музыкальное занятия «Этикет для малышей» для старшего дошкольного возраста подготовила.

Конспект НОД по ПДД во второй младшей группе «Дорожный этикет для Незнайки»Конспект НОД по ПДД во второй младшей группе «Дорожный этикет для Незнайки» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения для 2 младшей группы. Тема: "Дорожный.

Конспект открытого занятия в средней группе «Правила поведения в помещении детского сада»Конспект открытого занятия в средней группе «Правила поведения в помещении детского сада» Правила поведения в помещении детского сада. Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и поприветствуем.

Конспект познавательно-игрового занятия для подготовительной группы «Правила поведения при пожаре» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник — этикет» Материал. Предметы сервировки. Костюм Буратино. Предварительная работа. Чтение сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Конспект занятия «Экстремальные ситуации в быту, правила безопасного поведения» для воспитанников 6 группы с ОВЗ Цель. Формирование представлений воспитанников о безопасности поведения в экстремальных ситуациях. Задачи. - Повторить и закрепить имеющиеся.

Самоанализ открытого занятия «Экстремальные ситуации в быту, правила безопасного поведения» Тема занятия взята в соответствии с адаптированной воспитательной программой «Охрана здоровья и физическое развитие» и календарно-тематическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Этикет поведения»
Опубликовано: 30 октября 2020 в 15:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Этикет поведения»» (включая файлы) размещена пользователем Роман Шишкин (УИ 1805216) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД