Роман Шишкин
Конспект занятия «Этикет поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Этикет поведения
Государственное бюджетное учреждение Центр содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
«Этикет поведения»
Разработал: Шишкин Р. Ю.
Москва, 2020 г.
Цель: формирование представлений воспитанников об этикете и нравственных нормах.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Этикет поведения“» размещена в разделах
- обучающая: знакомство воспитанников с понятием этикет, правилами старорусского и современного этикета, с русскими пословицами на тему этикета;
- развивающая: развитие у детей логического мышления, умения выражать свои мысли;
-воспитательная: воспитание самостоятельности, активности, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, умение работать в коллективе.
Этап Содержание Оборудование
I. Вводная часть Вступительное слово педагога. Листы бумаги, ручка, карандаш, фломастеры, мультимедийная презентация.
Обозначение темы и цели занятия.
II. Основная часть Дискуссия «А знаете ли вы что такое этикет?»
Упражнение 1 «Этикет в пословицах»
Физкультминутка
Упражнение 2 «Юности честное зерцало»
Манеры и приличия
Обязанности по отношению к ближним
III. Заключительная часть. Упражнение на завершение занятия (Рефлексия)
Заключительное слово педагогов
Ход занятия:
1. Вводная часть:
(слайд №1)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас пройдет открытое занятие, а проведем его для вас мы, воспитатели – Ермакова Наталья Геннадьевна и Мещерякова Людмила Владимировна.
Воспитатель: «Культура каждого человека основана на соблюдении общих правил поведения, известных под словом «этикет». Этикет относится к общечеловеческим нормам морали. Назначение этикета – защита чести и достоинства людей в их взаимоотношениях»
(слайд №2) На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с понятием этикет, правилами старорусского и современного этикета, с русскими пословицами на тему этикета. (слайд №3)
2. Основная часть:
Воспитатель: (слайд №4) Тот, кто владеет правилами поведения, никогда не окажется в затруднительном положении и из любой ситуации выйдет с честью. Для этого необходимо лишь просто поступать по этикету.
Дискуссия «А знаете ли вы что такое этикет?»
Воспитатель: Ребята, что по-вашему может означать слово ЭТИКЕТ?
Дети: Правила, хорошее поведение и т. д.
(слайд №5)
Воспитатель (слайд №5) : Слово этикет в переводе с французского означает «Ярлык». Этикет – это свод правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. Ребята, обратите внимание на правописание данного слова… этикет, это словарное слово, запомните, как оно пишется (на экране понятие этикет). Каждый народ вносил в развитие этикета свою национальную особенность.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое трактат?
Дети: Закон; старый закон…
(слайд №6)
Воспитатель: Трактат – другими словами это сочинение, рассуждение на тему. Так вот, в России первым трактатом по этикету считается «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717г., составленный по приказу Петра I. Здесь рассматривались правила поведения на людях, за столом, в церкви. Воспитанного, - как утверждается в трактате, - отличают три добродетели – приветливость, смирение и учтивость.
(слайд №7)
Воспитатель: А сейчас - внимание на экран. (дети просматривают отрывок из фильма)
(слайд №8)
Воспитатель: Как Вы можете охарактеризовать поведение героя?
Дети: Он вел себя не культурно, всем мешал и толкался…
Воспитатель: и правда, поведение юноши нельзя назвать культурным. Всегда нужно думать о тех, кто рядом.
Как Вы считаете, понравилось ли девушке его поведение?
Дети: Нет. Ей было неудобно.
Воспитатель: Да, вы правы. Правила этикета существуют до, вовремя и после танца. Какие правила этикета во время танца вы знаете?
Дети: Пригласить девушку, не наступать на ноги, проводить после танца…
Воспитатель: Приглашая на танец, мужчина подходит к женщине и просит её разрешения пригласить на танец, слегка кланяясь. Это можно сделать и безмолвно, только поклонившись. Женщина выражает свое согласие дружелюбным кивком или улыбкой. Отказаться лучше всего спокойно и скромно. Не нужно, также, выражать особую радость по поводу приглашения. Встают спокойно, держаться с достоинством. Если вдруг женщина обещала этот танец кому-нибудь другому, то она должна поблагодарить за приглашения и сказать: «К сожалению, этот танец я уже обещала». На открытых вечерах, можно отказать незнакомому человеку в танце, не объясняя причины. Если женщина отказала в танце, то мужчина кланяется и удаляется. Если он очень хочет танцевать с этой партнершей, то должен пригласить вторично. Получив вторичный отказ, следует понять, что больше приглашать не стоит. Не нужно отказывать два раза подряд, не имея причины. Мужчина не должен, в случае отказа, приглашать девушку, сидящую рядом с той, которая отказала. Направляясь к танцевальной площадке, мужчина пропускает даму вперед, а если есть место, идет рядом по правую руку. Во время танца женщина не должна ничего держать в руках, кроме носового платка, если он ей нужен. Танцевать можно и молча, но все-таки вежливее выразить свое уважение и немного поговорить. Не следует подпевать или насвистывать танцевальную мелодию. Столкнувшись с другой парой, мужчина извиняется, даже в том случае, когда виновата партнерша. Если во время танца партнер начинает вести себя неподобающе, дама может прервать танец и попросит отвести её на место. По окончании танца мужчина отводит свою партнершу на место.
(слайд №9)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы посмотрим еще один поучительный отрывок. Внимание на экран!
(слайд №10)
Воспитатель: Как Вы можете охарактеризовать поведение героев?
Дети: Девушке было не удобно и у нее испортился аппетит. Мальчик слишком торопился.
Воспитатель: Все герои этой картины были не правы. Мальчик не пользовался приборами и торопился. Мама при гостье делала ему замечания. Девушка повысила голос и отказалась от еды. А юноша должен был спросить девушку, прежде чем положить блюдо в тарелку.
Наверное, у каждого из вас есть воспоминания о какой-либо нелепой ситуации, когда Вы не знали, как себя вести, и Вам было очень неудобно. Эти ситуации могут встречаться повсюду: во время учебы, во время торжества и даже на улице. Вспомните пожалуйста, какую-либо ситуацию, в которой вы не знали, как поступить и опишите ее».
Дети: (приводят свои примеры). Например, «не уступили место пожилому человеку», «забыл поздороваться с учителем» …
Воспитатель: Как вы думаете, этикет популярен в наше время? Где нужно пользоваться правилами этикета?
Дети: популярен, но не многие им пользуются. Правила этикета нужно пользоваться везде.
Воспитатель: Современный человек проявляет все больший интерес к устоявшимся традициям и правилам общения и поведения. А стремительное развитие новых технологий и сфер человеческой жизни вносит новые нормы этикета. Если раньше люди могли общаться только при встрече, теперь появилось общение по телефону, в том числе и мобильному. Следовательно, появились и новые виды этикета этикет телефонных разговоров. И практически забытая форма общения через письма в настоящее время приобретает новое актуальное значение. Появление электронной почты принуждает нас изучать этикет переписки. В современном мире особенно важен деловой этикет.
Так, по сферам общественной жизни выделяют несколько видов этикета (СЛАЙД №11) :
служебный (деловой);
дипломатический;
военный;
педагогический;
врачебный;
этикет в общественных местах.
Главное требование современного этикета гармония внутренней и внешней культуры, когда красивые, совершенные формы внешнего поведения опираются на высокую нравственную культуру личности. Соединение внутренней и внешней культуры делает поведение естественным, органичным, привлекательным, непринужденным».
Упражнение «Этикет в пословицах» (слайд№12)
Воспитатель: Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Ну а теперь поиграем! Разделимся на две команды. Ребята, перед вами листочки с началом пословиц и листочки с их продолжением. Задача команды правильно соединить половинки пословиц. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Примеры «зашифрованных» пословиц:
1. Чего в другом не любишь, у Капа свой.
2. Береги платье снову, того и сам не делай.
3. У Сидора обычай, а честь смолоду.
4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
5. Мил тот гость, а думай быть опрятным.
6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит.
Воспитатель: предлагаю каждой команде по очереди объяснить смысл предложенных пословиц.
Воспитатель: Все вы очень хорошо потрудились, и я вижу, что пословицы вы понимаете. А мы приглашаем Зикееву Галину. Она расскажет нам о истории этикета в России.
Мини-лекция «История этикета в России» (читает воспитанник)
В России до реформ Петра I, то есть до 18 века, основная масса населения жила в соответствии с традиционным укладом, нашедшим свое выражение в сборнике правил Домострое (другими словами КНИГА) (Х\/1 в., где были прописаны особенности содержания домашнего хозяйства, начиная от правильного отправления православных церковных обрядов («как верить христианам в Святую Троицу и Пречистую Богородицу и как поклоняться кресту Христову.»; «как почитать архиреев, а также всех священников и монахов. ; как всякого страдающего посещать в монастырях и в больницах», и кончая указаниями ключнику «как хранить в погребе или на леднике всякие припасы соленые.». Очень важными считались строго регламентированные правила гостеприимства («как с благодарностью угощать приходящих в дом твой»). Известно, что важна была даже встреча гостя, при которой учитывалось происхождение гостя и возраст. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу. К более высокому шли через двор пешком. Было не принято старшим ездить к младшим. Петр 1 активно начал внедрять этикет западного образца, новшества вводились практически насильно. Эта вынужденная смена образа жизни была принята далеко не всеми и коснулась только верхушки общества. Основная масса населения смотрела на европейски одетую знать, как на чужаков. Позднее западноевропейский этикет привился и приспособился, но, как писал М. И. Пыляев, автор книги «Старая Москва», -«…уже и в екатерининское время под золотыми расшитыми кафтанами таились старинные грубые нравы». Начиная с 18 века изучение этикета, входит в обязательную программу образования. В частности, в женских пансионах обязательным элементом обучения были уроки этикета, когда девушки разыгрывали сцены из светской жизни и репетировали свое поведение в различных ситуациях: как встретить гостя, как согласиться на мазурку или дать вежливый отказ, как встретиться с пожилыми родственниками и т. д.
Воспитатель: Спасибо. Вот такая богатая история у этикета. Как же въезжали во двор к равному по происхождению и возрасту?
Дети: Въезжали во двор и к крыльцу.
Воспитатель: А к человеку более высокого происхождения?
Дети: Шли пешком через двор.
Воспитатель: Давайте еще поиграем?
Дети: Да.
Воспитатель: Прежде чем мы приступим к новому заданию нам надо немножко подвигаться:
Физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Упражнение 2 «Юности честное зерцало» (слайд№13)
Воспитатель: Русский царь Петр 1 сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование, можно инсценировать. Ребята, разделитесь, пожалуйста, на пары. Перед вами выдержки из сборника «Юности честное зерцало». Ваша задача, объяснить другой паре переводчиков смысл пословиц, а самые находчивые могут это сделать при помощи инсценировки.
1. «. У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить. но ожидать пока они выговорят.. .»
2. «. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив.. .»
3. «. Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворяя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться.»
4. «. Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его.»
5. «. Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…»
6. «… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…»
Воспитатель: Какие же интересные инсценировки! Вы ребята молодцы! А сейчас хотелось бы вам рассказать о манерах и приличиях.
(слайд №15)
Манеры и приличия
Приличия - это нормы поведения, в пределах которого оберегается индивидуальность и личное достоинство каждого. О человеке, соблюдающем приличия, можно сказать, что он уважает личность и в себе, и в других.
Манеры способ держать себя, внешние формы поведения, обращения с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция, мимика человека.
Ребята, что принято считать хорошими манерами? Какие - плохими манерами?
Дети: в обществе хорошими манерами считаются скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.
Дети: К дурным манерам можно отнести привычку громко разговаривать и смеяться, не стесняться в выражениях, безапелляционность суждений, развязность в жестикуляции, неряшливость в одежде, грубость, проявление откровенной недоброжелательности, пренебрежение к чужим интересам и потребностям, навязывание людям своей воли, сквернословие, употребление кличек и прозвищ, хулиганские действия.
Воспитатель: Как сказал Джонатан Свифт, английский писатель, политический и церковный деятель, «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Дурными манерами принято считать такую форму поведения, которая вызывает у партнеров по общению отрицательные эмоции, мешает окружающим людям, беспокоит их и раздражает. Иными словами, все безобразное, противостоящее красоте и гармонии. Американский поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон сказал замечательную фразу: «Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».
(слайд №16)
Обязанности по отношению к ближним
Воспитатель: основой всех наших отношений к ближним должны быть две следующие великие истины: «Никогда не делать другим того, чего мы сами себе не желаем, и поступать с другими так, как бы мы желали, чтобы с нами поступали».
А какие вы знаете обязанности по отношению к близким?
Дети: Здороваться, не ругаться, вести себя хорошо, слушаться взрослых, не обижать маленьких.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю объединить все ваши ответы и по очереди каждому из вас прочитать свод правил «Как нужно относиться к ближним»
(слайд№17)
1. Не враждуйте ни с кем и всегда старайтесь примирить враждующих.
2. Мы не должны никому делать зла, даже нашим врагам.
3. Не должно оскорблять ближних ни словами, ни действиями; никогда и никого не раздражайте обидными словами или оскорбительными шутками. Следует с кротостью, хотя и с достоинством отвечать тем, кто нас оскорбляет, -это лучший способ заставить обидчика раскаяться в нанесенном нам оскорблении. Если вы поссорились с кем-нибудь, то должны стараться первыми сделать шаг к примирению, потому что если никто не захочет быть первым в примирении, то ссора может продолжаться вечно.
(слайд№18)
4. Найдя чужую вещь, следует немедленно возвратить ее по принадлежности.
5. Ложь унизительна, это подруга плутовства; следует взять за неизменное правило никогда не лгать.
6. Не должно без нужды говорить плохо о своих ближних.
7. Никогда не стоит презирать ближнего, не взвесив всех обстоятельств, в которых он поставлен, равно как не нужно и гордиться перед ним своим превосходством. Мы должны смотреть на ближнего и обращаться с ним, как с равным нам.
(слайд №19)
8. Будьте вежливы и приветливы со всеми, но никому не надо льстить. Говорите правду, но сдержанно.
9. Сострадание -одно из прекраснейших человеческих качеств: будьте добры и человеколюбивы к себе подобным; соболезнуйте их горестям и страданиям; любите их; если можете, защищайте их против несправедливостей; облегчайте их участь насколько можете и оделяйте их милостями, словом, помогайте им, чем и как можете.
10. Будьте сострадательны и великодушны к тем, кто вам должен, не отягчайте их строгими преследованиями или большими процентами; лучше предполагать, что их постигло бедствие, чем подозревать их в желании обмануть вас.
Воспитатель: Спасибо! Прямодушие и искренность - добродетели, присущие сердцам благородным. Сознание, что вы исполнили свой долг и были полезны вашим ближним, доставит вам большое внутреннее удовольствие, так как мы не созданы жить только для самих себя.
(слайд 20)
Упражнение 3 «Я требователен к себе»
Воспитатель: Сейчас хотелось бы узнать, а что для себя и близких делает каждый из вас. Продолжить фразу:
а) я стараюсь избегать гнева, потому что.. .;
б) я стараюсь избегать безделья, потому что.. .;
в) я не хочу стремиться к излишнему богатству, потому что;
г) я стараюсь избегать объедания, потому что.. .;
д) я стараюсь не быть жадным, потому что.. .;
е) я не люблю сквернословить, потому что.. .;
ж) я не хочу хвалить себя, потому что.. .;
3) я стараюсь не осуждать других людей, потому что.. .;
и) я стараюсь быть вежливым со всеми, потому что.
3. Заключительная часть
Игра «Эстафета дружбы».
Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы, и мне хочется поделиться с вами своей дружбой. Я надеюсь она будет взаимна. Для этого давайте встанем в круг. Я передам вам свою дружбу (через рукопожатие, и она идет от меня к Маше (от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается к начинающему). Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.
(слайд№21)
Заключительное слово воспитателей:
Воспитатель: «В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Большое значение в нравственном развитии человека имеет его собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам. Ребята, наше занятие подошло к завершению. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали?
Дети: Что такое этикет, как вести себя правильно.
Воспитатель: Так что же такое этикет? Для чего он нужен?
Дети: Этикет – это правила поведения. Правила поведения учат нас правильно и красиво говорить, вести себя культурно.
Воспитатель: Сегодня вы большие молодцы! Хорошо работали, были активны! Спасибо за Ваше внимание!