Надежда Гуськова
Занятие «Один день в деревне»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
-уточнить представления детей о жизни народа на селе;
-формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей малой Родине;
-развивать познавательный интерес детей к жизни русского народа на селе в прошлое время;
-воспитывать любознательность, трудолюбие;
-продолжать знакомить детей с фольклором русского народа;
-закреплять знания детей о пословицах и поговорках, потешках, приметах русского народа;
-расширять словарный запас детей через участие в словесно-речевых играх, песнях;
Публикация «Занятие „Один день в деревне“» размещена в разделах
-воспитывать любовь к малой Родине, духовно – нравственную культуру в семье.
Оборудование.
Наглядное изображение русской избы (печь, стол с самоваром, колодец, хлев, плетень, изображение плоскостной коровы, игрушечный топорик, дрова, ведра, веники, русская народная одежда для воспитателя и детей, аудиозапись голосов домашних птиц и животных; выставка детских рисунков на тему «Моя малая Родина», музыкальное сопровождение.
Предшествующая работа.
Беседа о жизни и быте русского народа; аппликация на тему: «Одежда русского народа в прошлое время»; чтение рассказов, стихов, обсуждение – размышление поговорок, рассказов по хрестоматии «Добрый мир. Православная культура для малышей» (Л. Л. Шевченко); художественное творчество к оформлению выставки «Моя малая Родина», чтение и заучивание пословиц, поговорок, считалок, загадок, стихотворений о зиме, разучивание потешки «Как на тоненький ледок», песни «Уж как я ль мою коровушку люблю».
Темы хрестоматии «Добрый мир. Православная культура для малышей» (Книга №3. «Моя семья. Наш род». «Моя Родина»)
Средства: использованные материалы пособия «Добрый мир. Православная культура для малышей" (страница № 5, песня «Родной дом»; страница №8, обсуждение – размышление «Чем я могу порадовать?; страница №13, поговорка «Не будет добра, коль в семье вражда»; страница №27, поговорка «Хорошо тому, кто в своем дому»; страница №32, рассказ «Родина»; страница № 32, стих «Родина моя»; страница № 36, рассказ «Святая Русь»; страница 36, «Русь называют Святою).
ХОД.
Зал оформлен под деревенскую избу, рядом хлев, двор в зимнем убранстве.
Под музыку входит воспитатель в роли мамы - хозяйки избы. Обращается к собравшимся гостям.
Хозяйка.
Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные да желанные! Давно вас поджидали, без вас не начинали! А расскажем вам рассказ старинный, не короткий, не длинный, а такой, что в самый раз, как от меня и до вас, рассказ о родимом крае – малой Родине. А что такое Родина? Об этом нам расскажет рассказ.
Родина.
Мы любим наш дом, свою семью: маму, папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку. Все это – родное.
Но наша Родина, наше Отечество – это вся Россия. Мы родились в ней, здесь говорят на нашем родном языке, и все для нас здесь родное…
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Родная земля, Родина – это место, где ты родился (книга №3, страница 32).
А мы родились и растем в родной нашей деревне на берегу реки Осетр.
Ребенок.
Родина моя.
Лес, поля, холмы и реки,
Горы и моря.
Это все теперь навеки –
Родина Моя!
Хозяйка.
У каждой семьи есть свой родной дом, дом, в котором мы живем.
Ребенок.
Родной дом.
Мне радостно думать о том,
Что где – то под белою кручей
Стоит моей матери дом
Из сотен домов наилучший.
Мне радостно думать о том,
Что нынче по санному следу
В твой маленький солнечный дом
Я с чистою совестью еду (книга №3, страница 5)
Хозяйка.
С утра заря занимается, рассказ о жизни деревенской начинается…
(Звучит музыка, раздаются голоса домашних животных, крик петуха. Показывается из-за ширмы солнце. Раннее утро. Хозяйка потягивается, обходит избу, зовет своих детей).
Хозяйка.
Эй, девчушки – хохотушки,
Эй, ребята – удальцы, веселые молодцы!
Хватит вам лежебокам валяться,
Пора делами идти заниматься!
Появляются дети.
1-й ребенок.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
2-й ребенок.
Мы избу подметем.
3-й ребенок
Мы воды принесем.
4-й ребенок.
Я дров наколю.
5-й ребенок.
Я печь истоплю.
6-й ребенок.
Мы блинов испечем, всех к чаю позовем.
7-й ребенок.
А я Буренку накормлю, молочка надою.
(Дети инсценируют действия)
Хозяйка.
Порадовали вы меня, мои детки.
Каждый из вас когда – то родился. Кто дал нам жизнь? Кто заботится о нас? Кто учил делать первые шаги? Кто вытирал наши слезки, утешал, лечил в болезнях? Самые родные наши и близкие – мама и папа. Бог велел детям больше всего любить своих родителей, быть им послушными, заботиться о них, благодарить за заботу о себе. Благодарить человека – значит уметь видеть, в чем человек нуждается, стараться ему помочь в этом (книга №3, страница 8, рассказ «Чем я могу порадовать»). Вот и вы мне помогли по хозяйству. Спасибо вам большое!
(Слышится мычание коровы)
Хозяйка.
Ребята, дела свои отложите, да к коровушке подойдите. (Все подходят к корове).
Коровушка, Буренушка – так ласково называли в народе корову и песню о ней сложили.
(Дети исполняют песню «Уж как я ль мою коровушку люблю»).
Хозяйка.
Вы, мои детушки, славные помощники. С давних времен взрослые с любовью про таких детей говорили: «маленький, да удаленький». А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети.
1. Маленькое дело лучше большого безделья.
2. Труд кормит, а лень портит.
3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Хозяйка.
Запомните новую поговорку - «Не будет добра, коль в семье вражда» (книга №3, страница 13). Раз вы у меня дружные, добрые, то и дела у вас ладятся.
Хозяйка.
Сделал дело – гуляй смело! Ай - да гулять, зимний день скоротать! Вы идите, наряжайтесь, да теплее одевайтесь.
(Дети надевают безрукавки, выбегают во двор, играют в снежки, лепят снеговиков).
Ребенок. [/b]
Белым снегом все покрылось,
И деревья, и дома,
Шепчет ветер быстрокрылый
Это к нам пришла…
Дети.
Зима!
Ребенок:
Зима бела,
Нам с собой принесла
Морозы трескучие,
Снега сыпучие,
Ветры завьюженные,
Метели дружные.
Хозяйка.
Кто снежок поймает – тот загадку загадает.
Дети.
- Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)
- На дворе горой,
А в избе водой. (Снег).
Хозяйка.
-Ну что стоим,
Чего ждем?
Кому не лень-
Тот на льду катается весь день.
(Дети разыгрывают песню - потешку «Как на тоненький ледок»)
Хозяйка.
- Делу время – потехе час.
Давайте играть со мной сейчас.
(Выбирается считалочкой водящий)
Считалочка.
Шалуны – балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь - ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода - из народа,
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец.
(Проводится игра – потешка «Трух-тух, ходит по двору петух)
Хозяйка.
Ох, и разыгрались ребятушки мои!
Разгулялись, разыгрались и не заметили, как день прошел. Что-то холодать стало, наверное морозец ударит к ночи. Ребята, какие народные приметы о зиме вы знаете?
Дети.
- Вороны сидят на верхушке деревьев – к морозу.
- Дрова горят в печи с треском – жди сильный мороз.
Хозяйка.
Играми, да шутками сыт не будешь. Я вас к чаю приглашаю.
Ребенок.
Тары – бары - растабары,
Выпьем чай из самовара
С сушками, с ватрушками,
С пряниками русскими!
Дети, хозяйка с угощениями встают перед гостями.
Хозяйка.
Приятного аппетита!
«Хорошо тому, кто в своем дому», гласит поговорка (книга №3, страница 2).
В заключении хозяйка и дети выходят к гостям.
Ребенок читает.
Мы тут пели, шутили,
Немного играли.
Что узнали сами –
Все вам рассказали.
Будем дальше подрастать,
Будем больше узнавать.
Хозяйка.
Любите свою Родину, великую и малую. Ведь наша Родина Россия – страна православная. Её называли Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили Его и жили по Его заповедям (книга №3, страница 36, рассказ «Святая Русь»).
Ребенок. Русь называют Святою.
Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Тихо о чем – то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда (книга №3, страница 36).
Хозяйка, прощаясь с гостями.
Приезжайте черпать вдохновенье
И впитать всю прелесть новизны,
Каждый уголок в России – это возрожденье
Мудрой и счастливой старины!