Гришина Галина
Занятие в подготовительной группе «История часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 241
открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
История часов Подготовила :
воспитатель
Гришина. Г. А.
с. Тыгда
Познавательное занятие в подготовительной группе
Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, принципе их работы и роли в жизни человека.
Задачи:
- знакомить с историей возникновения часов, их разновидностями;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Часы. История и прошлое часов
- Темочки
- развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение;
- учить изготавливать простейшие водяные часы;
- воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со свер-стниками;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
- совершенствовать свое умение регулировать свою деятельность во времени;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни, здоровьесбере-гающем поведении;
- снимать психоэмоциональное напряжение в процессе образователь-ной деятельности;
- снижать утомление, статистическое напряжение, зрительное напря-жение при выполнении заданий;
- соблюдать гигиенические требования к просмотру материала с ис-пользованием мультимедийной установки.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приемы:
- наглядные (демонстрация часов, слайдов, показ изготовления водя-ных часов, наблюдение, показ образца, показ способа действия);
- практические (упражнение (подражательное, моделирование – изго-товление водяных часов);
- словесные (рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные, объяснение, поисковые вопросы, педагогиче-ская оценка).
Активизация словаря: сосуд, емкость, часы (водяные, цветочные, ог-ненные, каминные)
Ход
Воспитатель. Дети, нам пришла телеграмма от гнома Тик-Така: «До-рогие ребята! В моей волшебной стране Времени случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. Теперь мы не можем определить время. Я не могу приехать к вам. А мне так хочется рассказать, какими были первые часы и как они изменились в наше время»
Что произойдет, если сломаются часы?
Дети. Мы везде бы опоздали, пришли бы в магазин, а он закрыт.
Воспитатель. Ребята, а мы можем что-нибудь сделать для гнома?
Дети. Можем помочь. (Предлагают свои варианты)
Воспитатель. А как же мы теперь узнаем, какие часы были раньше?
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в про-шлое часов.
Воспитатель. Как же нам попасть в прошлое?
Дети. Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль…
Воспитатель. А где еще можно увидеть предметы из прошлого? Где их выставляют?
Дети. В музее.
В нашей группе открывается интересная выставка. А какие предметы на ней экспонируются, вы узнаете, отгадав загадку.
Мы днем не спим,
Мы ночью не спим,
И днем и ночью стучим, стучим.
Дети: Это часы.
Воспитатель. Я приглашаю вас посетить выставку часов в музее. Ка-кие правила поведения существуют для посетителей музея?
Дети перечисляют, затем рассматриваем выставку часов.
Воспитатель. Дети, посмотрите на часы. Чем они похожи между со-бой?
Дети. У них есть циферблат, стрелки.
Воспитатель. Но стрелки у часов были не всегда. Сегодня мы совер-шим путешествие в прошлое часов. Я расскажу вам историю их появления, какими они были раньше. И вы мне в этом поможете.
Дети, а что делает петух в музее?
(Ответы детей)
Посмотрите на экран.
Дети подходят к экрану.
Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» как называются эти часы?
Дети. Петух.
Воспитатель. Петушок какой?
Дети. Голосистый, горластый, веселый.
Воспитатель. Часы-петух были удобными часами? Почему?
Дети. Неудобными, их нельзя было взять с собой, можно было только вставать по ним.
Воспитатель. Также давным-давно люди заметили, что некоторые цветы раскрываются в одно и тоже время, например – утром, а другие – днем, вечером. И придумали цветочные часы. О них нам расскажет Маша.
Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в “свое собственное” время. Так появились цветочные часы. Но “ходят” они только в солнечную погоду.
Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и другие.
Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засы-пать. В пасмурную погоду цветочные часы не “работают” совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб.
Но пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему?
Дети. Они работали только в солнечную погоду, днем, в теплое время года.
Физминутка
Тик-Так, тик-так. В доме кто умеет так? (наклоны в стороны)
Это маятник в часах, отбивает каждый такт.
А внутри живет кукушка, у нее своя избушка. (приседания)
Закукует птичка время, снова прячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (круговое вращение туловищем)
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.
А часы идут, идут, иногда вдруг отстают. (шагаем)
Вот и кончилась игра, за столы нам сесть пора.
Воспитатель. О солнечных часах нам расскажет Миша.
Давным – давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.
Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.
Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог.
О водяных часа нам расскажет Миша К.
В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Я предлагаю вам сделать такие часы.
Изготовление водяных часов.
Воспитатель. Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя часть – с горлышком и крышкой. Нижняя – «мисочка» - резервуар для воды. В крышке – верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку выливалась вода. Переверните верхнюю часть горлышком вниз и вставьте ее в нижнюю часть. Вода будет выливаться в нижнюю часть бутылки, как в мисочку.
Как вы думаете, удобными были эти часы?
Дети. Нет, так как в них надо постоянно наливать воду.
Воспитатель. Не случайно говорят с тех пор о времени: «Сколько во-ды утекло!»
Похоже устроены и песочные часы. О них нам расскажет Витя.
После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно пока-зывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И при-думали.
У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых коле-сиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается
Дети садятся на стулья.
А эти часы удобны?
Дети. Нет, их надо постоянно переворачивать.
Воспитатель. А еще люди придумали огненные часы. Давайте на них посмотрим. Как вы думаете, они были удобны?
Дети. Нет, они работали только в помещении, где нет ветра.
Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании «Задуй свечу»
Задача: снять психическое напряжение.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».
Воспитатель. Время шло. Люди придумывали все новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. Сначала они имели одну стрелку. Позже появилась минутная стрелка. А еще позже – секундная.
Механические часы нужно заводить каждый день. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно. Не нуждаются в подводе электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже не стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не «капризничают».
Воспитатель. Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди начали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких только часов не придумали.
Дидактическая игра «Дай название часам»
Задача: развивать восприятие, внимание, мышление.
Детям показывают слайды с разными видами часов, необходимо дат им название.
А какие часы на этом слайде?
Кремлевские куранты. О них нам расскажет Кирилл.
Самыми главными являются Кремлевские часы. Они установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей необъятной Родины.
Кирилл Ж
И в столице,
И в станице,
И в ауле слышат нас.
В облаках –
На самолетах,
И в морях –
На пароходах,
В рудниках
И на заводах,
Всюду, всюду
Слышат нас.
С. Погореловский.
Воспитатель. Наша экскурсия подошла к концу. А как же наш гном Тик-Так узнает, что мы были в музее часов?
Дети. Мы нарисуем часы, о которых сегодня узнали, и отправим их гному.
О каких часах вы сегодня узнали?
Что вам понравилось?
Что вызвало затруднения? Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель. Я вам выдам специальные листы с печатью гнома. После чего, как вы нарисуете часы, о которых узнали во время нашей с вами экскурсии. Как вы думаете, какое настроение будет у гнома, когда он получит наши рисунки?
Дети рисуют часы. Во время работы воспитатель интересуется, какие часы изображают дети. Рисунки складывают в конверт для гнома.
Давайте пополним наш музей часами из прошлого.
Дети расставляю огненные, песочные, водяные часы.