Наталья Узлова
Конспект занятия по ознакомлению детей с лекарственными растениями «Марьюшкины сказки»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Знакомство детей со свойствами лекарственных растений; через постановку проблемных вопросов активизировать умственную деятельность, учить находить выход из сложившейся ситуации; помочь прочувствовать единство и взаимосвязь всего живого на земле; с помощью игровых приемов создать эмоциональный настрой; развивать творческое воображение.
Ход занятия:
В тихий стук в дверь и в группу входит гостья Марьюшка.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с лекарственными растениями „Марьюшкины сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Лекарственные растения. Сказки, стихи, детская литература
- Растения. Изучаем мир растений
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Марьюшка : Здравствуйте ребята! я проходила мимо вашего детского сада и очень он мне понравился. Вот я и решила зайти посмотреть, что за дети ходят в этот красивый детский сад. У вас здесь уютно, светло и дети все красивые и приветливые. Давайте знакомиться, меня зовут тетушкой Марьей. А вас как величать? (Дети называют свои имена.)
– У меня по дороге беда случилась, я ногу поранила. Что же мне теперь делать? Хотела бы узнать, вы сможете мне помочь? У меня нет ни зеленки, ни бинта. (Дети высказывают свои варианты помощи). Если дети не высказали о лечебных свойствах каланхоэ, воспитатель обращает внимание на растение.
– Ой, а что это у вас здесь растет? А для чего оно? Как называется? Каланхоэ? Посмотрите на листья, какие они. Я надломлю листочек, сок из него живительный. Попадет на ранку, и она заживет, попадет на царапинку и та затянется. Может он и мне поможет. Попробуем?
Тетка Марья принюхивается :
– Чем у вас так хорошо пахнет? Запах знакомый и приятный.
– Да у вас мята есть? Где же она? (дети показывают мяту) Мята – замечательное растение. Она тоже может помочь людям. Кто знает лечебные свойства мяты? (Дети вспоминают о свойствах мяты, опираясь на свой жизненный опыт.)
Тетка Марья подводит итог :
– Листочек этот вместо чая заварить, от простуды поможет, а плошку у кровать поставишь, всю ночь крепко спать будешь.
– У вас и лук растет, откуда он взялся? А земля сырая почему? Зачем поливали? (Ответы детей) Люди говорят, лук от семи недуг, а почему?
– Вода лучок напоила, а земля силой живительной наполнила. Если съешь его, то он тебя от всех недугов защитит: ни насморк, ни простуда не страшны будут. Только он горький лучок – зеленое перышко, как же есть его?
– А я порежу лучок и сметанки добавлю, посолю немного – объеденье! В какие блюда можно добавлять зеленый лук? (Дети вспоминают и придумывают рецепты блюд)
– Вот он какой, лук от семи недуг!
– У воды и у земли сила есть целительная, и потому растут на земле лечебные растения, только надо уметь распознавать их.
– Подойдите-ка сюда (берет коробку). Коробка-коробейка, раскройся поскорей-ка! (Достает мешочек.)
– Я достала мешочек, а в мешочке цветочек, понюхайте, посмотрите, название его скажите. (Дети нюхают мешочек, пытаются угадать по запаху и другим признакам растение. Если затрудняются, тетка Марья раскрывает мешочек, достает липовый цвет.)
– Цвет этот растет не в траве, не на стебле, не на кусту. Цветом этим цветет дерево, так цветет, что запах вокруг, точно мед разливается. Что же за цвет это такой?
– Липовый цвет. Как пахнет! Вы закройте глаза и понюхайте. Что вам напоминает?
– Из липового цвета чай душистый и целительный, он т от кашля поможет, и жар снимет. Чай тот силу человеку придает. Сама природа-матушка силой той награждает. Вот сейчас мы чайничек заварим да когда настоится, угощу вас чаем липовым. (Чай заваривается).
Игра «Хорошо или плохо»
– Липу я в начале лета собрала, с каждой веточки по цвету сорвала хорошо это или плохо?
– Есть у меня еще коробочка, а ней как вы думаете что? (Ответы детей) Достает из коробочки картинки с лекарственными растениями. Дети отгадывают загадки.
Будто снежный шар бела, по весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала, разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха)
Горел в траве росистой фонарик золотистый.
Потом померк, потух и превратился в пух.
(Одуванчик)
Не огонь, а жжется.
(Крапива)
С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают: шкуру тонкую сдирают.
(Липа)
У дорог и у дорожек зеленый лекарь.
(Подорожник)
Стоит в поле цветок – желтый глазок, белые реснички.
(Ромашка)
И в огороде много растений лекарей. Отгадайте, кто они.
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
(Морковь)
От простуды всем на диво выросла в саду…
(Малина)
Черная мышка в земле в домишке.
Ушки зеленые торчат из земли.
(Редька)
Сто одежек и все без застежек.
(Капуста)
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
– Вот у нас и чай заварился, пейте чай с печеньем, а я вам сказку расскажу :
«Живая дорожка»
– В одной маленькой коробочке жили маленькие зернышки. Однажды коробочка упала, но не раскрылась, а только выпало из нее одно зернышко через маленькую щелочку. Лежит оно и думает: «Куда я попало?» бежит мимо мышка, а я как раз мимо проходила и услышала, как зернышко мышку спросило: «Что теперь со мной будет?» А правда, что с ним будет, ребята? прорастет? Надо полить? Давайте польем (рассказ сопровождается действиями по ходу сюжета). И мышка полила зернышко из наперстка. И оно начало расти? Нет? А почему? Мышка отнесла зернышко в огород, дождик полил его, и … как вы думаете, что было потом?
Составляется «живая дорожка» : зерно, росток, листочки, цветы, зерно.
– А что было бы, если бы мышка не отнесла зернышко в огород?
Итог занятия
Марьюшка раздает каждому по зернышку, что делать с ним, вы сами знаете. А мне пора, коробочку с липовым цветом вам оставляю, пейте липовый чай на здоровье. До свидания!
Воспитатель заходит в группу. Я нечаянно поранила руку, что же мне делать? (Дети говорят, что нужно делать.) А откуда вы знаете? Что еще тетушка Марья рассказала? Дети рассказывают.