Гульфия Усманова
Интеллектуальная игра-занятие совместно с родителями «Ах, уж эти сказки»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Интеллектуальная игра совместно с родителями
«Ах, уж эти сказки»
Подготовительная группа с тяжелыми нарушениями речи
Цели:
- побуждать воспитанников понимать сюжеты сказок, выделять главных героев, определять их поступки. Совершенствовать правильную, эмоционально насыщенную речь. Вызвать интерес родителей к детскому творчеству.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Интеллектуальная игра-занятие совместно с родителями „Ах, уж эти сказки“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
закреплять навык правильного произношения звуков (ш, (с, (з) в словах и фразах;
обобщить и систематизировать знания детей о зимних сказках :
продолжать учить воспитанников давать оценку поступкам персонажей сказок;
упражнять воспитанников узнавать сказки, через использование загадок и иллюстраций;
упражнять подбирать прилагательные, обозначающие черты характера сказочных героев.
Коррекционно - развивающие:
развивать умение обобщать, делать простейшие умозаключения и выводы;
развивать речевую активность воспитанников через общение в различных речевых ситуациях;
подводить к созданию выразительного образа, используя мимику, жесты, интонационную выразительность речи. Побуждать детей импровизировать на заданную тему.
Развивать эмоционально – положительное отношение к художественной литературе. Развивать слуховое внимание, артикуляционную и мелкую моторику.
Вызвать интерес к ребусам, желание его решить.
Коррекционно- воспитательные:
создать благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе совместно с родителями ;
воспитывать интерес к русским народным сказкам, гуманное отношение ко всему живому, уважение к труду.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: проектор, компьютер, магнитофон с аудиозаписями, книги сказок с цветными иллюстрациями, льдинки,лабиринт, игрушка волка замороженным хвостом в ковшике, картинки с изображением героев; барабан с волчком, конверт с иллюстрациями сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»; ребусы ; разрезанные картинки к сказке «Морозко»; аудиозаписи, иллюстраций к сказкам «Два Мороза» геометрические фигуры и значки, обозначающие буквы; карточки-рисунки с выражениями лица человечка: веселого и грустного; картинки к сказкам «Девочка Снегурочка» (дед, баба, Снегурочка, заяц, «Емеля» (Емеля, ведра, топор, бочка); сундучок, солнце, яблоко, мышка, снеговик, посох, снежинка, ведро, корзина с подснежниками).
Ход занятия.
1. Приветствие.
-Здравствуйте, дети! Здравствуйте, родители! Кто-нибудь знает что означает слово здравствуйте? («Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго!»)
- Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем нашу игру со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, я вам.
Дети вместе с родителями встают в круг. (Круг-это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников, для создания психологического комфорта).
Мы рады видеть все друг друга,
Все, как один, мы друг за друга,
И будем мы всегда дружить,
И дружбой нашей дорожить.
Вдруг раздается звук волчьего воя.
-Ребята, что это за звук? Откуда он здесь?
(Заносится игрушка волка замороженным в ковшике хвостом.)
-Что произошло с волком? Почему хвост замерз? Он очень напуган, хочет скорее освободиться. Как ему помочь? (Потащить, расколоть лед, отморозить теплой водой, посыпать соль и т. д.). (Освобождаем волка).
-Ребята, а вы догадались из какой сказки этот волк? («Лиса и волк»). А если бы событие произошло летом, такое случилось бы? (Только зимой может случиться).
-Кто властвует в природе зимой, в зимних сказках? (Мороз). Как он это делает? (пощелкивает, потрескивает, похрустывает, замораживает). Покажите, как мёрзнут руки, мёрзнут ноги, замерзают щёки, плечи, лоб, коленки. (Дети вместе с родителями имитируют движения).
-Какой он в зимних сказках? (добрый, седой, колючий, злой, справедливый). Покажите доброго, злого, колючего, сердитого, спокойного Мороза.
-Каких необычных героев мы можем встретить в зимних сказках? (Снежная королева, Мороз, Снегурочка, 12 месяцев).
-Где живут герои зимних сказок? (в ледяных дворцах, колодце, зимовье, чуме).
-Вы настоящие знатоки. Предлагаю вам играть в интеллектуальную игру «Что, где, когда?» на тему «Зимние сказки». Назовите сказки о зиме. («Два Мороза», «Мороз, солнце и ветер», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Морозко», «Лиса и волк»). Какие качества людей, зверей высмеиваются, наказываются в сказках?
-Ребята и уважаемые родители, разделимся на 2 команды (снежинка и льдинка). Перед вами барабан с волчком, на карте поля - цифры, по кругу, на столе конверты с заданиями, каждый из которых пронумерован. Кто-нибудь из команды крутит волчок, выбирает задание, и вместе выполняете его. За правильно выполненное задание получаете очко-льдинку. В конце занятия мы посчитаем льдинок, и узнаем, какая команда победила, т. е. набрала большее количество льдинок.
-Итак, начинаем нашу игру: «Миша, иди, крути барабан».
1 задание. Дидактическая игра «Как пройти к дворцу Мороза?» (лабиринт). Дети вместе с родителями из обеих команд по схеме находят дворец Мороза Ивановича и Морозко, в них конверт с иллюстрациями сказок, найдя их, все участники команд последовательно выкладывают содержание сказок. (5 иллюстраций).
-Назовите свою сказку («Мороз Иванович», «Морозко»). (На доске появляется изображения). Чем похожи эти сказки, чем отличаются? Как очутилась падчерица в лесу, рукодельница в колодце? За что наградил Мороз Иванович рукодельницу? Какой была падчерица? Как встретила Мороза Ивановича ленивица? Что случилось со старухиной дочкой в сказке «Морозко».
- Ребята, используя пантомиму, вы должны изобразить героя, который будет у вас на картинке. С помощью движений, танца, чтобы мы смогли догадаться и назвать этого персонажа, и даже повторить движения за вами. ( Дети показывают движения: рукодельницы -1 команда, ленивицы – II команда.) (если правильно угадают, на доске появляются изображения).
-Ребята, назовите пословицы, подходящие к идее этих сказок.
1. Какова работа, такова и награда.
2. Даром без труда ничего не дается.
3. Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.
4. Труд человека кормит, а лень портит.
2 задание. Ребята, а теперь разгадайте ребусы:(по 3 ребуса каждой команде) 2-мороза; мороз, солнце и ветер; мороз-ко; снег-урочка; 12 месяцев; рука-вичка (изображения).
3 задание. Дидактическая игра «Собери сказку из частей». Дети получают картинки к сказке, разрезанные на и части, выкладывают их. Ребята, назовите свои сказки («Морозко»). Придумайте и назовите (по картинке) слова со звуком «с», «ш» (в начале, в конце, в середине слова) : снег, посох, усы, солнце, сосна, шуба, шапка. Чем отличаются ваши картинки? (У одной команды части, у другой).
Физминутка «Вьюга»
Старая, седая с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою ягой
Взбесилась вьюга, завыла: з-з-з,
Засвистала: с-с-с
Стонет лес: м-м-м
Шумят деревья: ш-ш-ш,
Стала вьюга затихать: с-с-с
И затихла.
4 задание. Ребята, хочу загадать вам загадки. В какой сказке :
1. Вымолвил словечко - покатилась печка,
Прямо из деревни к царю и царевне.
И за что не знаю, повезло лентяю. (По щучьему веленью) (изображение).
2. Красна девица, грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко:
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка) (изображение).
3. В какой сказке мы встречаемся со всеми временами года? (12 месяцев) (изображение).
Назовите зимние месяцы.
4. Какие месяцы уступили свое время? У героев этой сказки бывало разное настроение.
Бывает, без сомнения,
Разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуй его показать и другу передать.
1. Передай веселое настроение соседу (по кругу) ;
2. Передай «сердилку» (сердитое выражение лица) ;
3. Передай «испуг»;
4. Передай «грусть»
5. Передай веселое настроение.
5 задание. Дидактическая игра «Расшифруй название сказки». На обратной стороне иллюстраций к сказкам «Два Мороза» геометрические фигуры и значки, обозначающие буквы. Дети по значкам, геометрических форм определяют букву, выкладывают слово и читают зашифрованное название сказки.
Д В А М О Р О З А
-Ребята, чем отличаются эти сказки? Назовите Морозов в этих сказках (в одной Мороз Красный и Синий нос, в другой Большой и Маленький Мороз).
-Почему Морозы не заморозили бедняка? А почему богача им удалось заморозить? А зайчика, воробья заморозили? Почему нет? Покажите, что делали богач и бедняк.
Ребята, какие пословицы подходят к сказкам «Два Мороза»?
1. Мороз невелик, да стоять не велит.
2. Береги нос в сильный мороз.
Речевая разминка.
(произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро)
- Ес-ес-ес- мы идем в лес.
- Су-су-су- тихо зимой в лесу.
- Ес-ес-ес - опустел зимний лес.
- Ни-ни-ни, ни-ни-ни –зимой короче дни.
- Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса.
- Заяц целый день скакал, от лисицы удирал,
А лисица шла по следу, искала зайчика к обеду.
Игра «Весело-грустно»
Нам нужно фразу разучить: «Заяц целый день скакал, от лисицы удирал,»
Потом её проговорить
То весело, то грустно
Чтоб не было нам скучно!
( Показать карточки-рисунки с выражениями лица человечка: веселого и грустного) .
-А теперь давайте попробуем сказать эту фразу «Заяц целый день скакал, от лисицы удирал» с той интонацией, какого человечка вы видите: грустного или веселого. Давайте попробуем произнести.
6 задание. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (изображение).
-Ребята, перед вами картинки с героями, предметами к сказкам. К каким? «Девочка Снегурочка» (дед, баба, Снегурочка, заяц,
«Емеля» (Емеля, ведра, топор, бочка). Найдите и назовите предметы, которых нет в этих сказках (лишние – бочка и заяц).
7 задание. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».(Черный ящик). (Дети по очереди достают из ящика предметы и называют, из какой он сказки). (Сундучок, солнце, яблоко, мышка, снеговик, посох, снежинка, ведро, корзина с подснежниками).
8 задание для капитанов. Из набора букв составьте название сказок «Рукавичка» и «Снегурочка». Найдите еще одно «спрятанное» слово в названии своей сказки (рука и снег). Сколько гласных? Сколько согласных звуков? Сколько слогов? Назови 1, 2, 3 слоги.
В конце занятия проводится итог (считаем льдинки). А они растаяли. Что же случилось? Как узнать какая команда победила? (Можно измерить воду). Победила дружба.
Дети, с какими сказками мы сегодня встретились?
(С зимними сказками). Сколько умных, добрых сказок вы знаете.
Что вам сегодня понравилось? Что скажут родители?
Ответы детей
Дети, сказка учит быть добрыми, смелыми, внимательными друг к другу. На память о нашей встрече я дарю вам книги сказок. Стоит вам их открыть, и вы вновь окажитесь в Стране Чудес и Волшебства. Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся вокруг и друг другу.