Людмила Ознобкина
Занятие-игра «Друзья леса спешат на помощь» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Форма НОД: занятие-игра Тема «Друзья леса спешат на помощь»
Группа : старшая (5-6 лет)
Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид НОД: экологическое воспитание
Виды деятельности: познавательная.
Формы организации: фронтальная.
Планируемый результат:
• дети проявляют желания помогать другим;
Темочки:
• дети проявляют наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
• дети имеют представления о правилах поведения в лесу;
• дети закрепили название частей дерева (корни, ствол, ветки, крона, листья);
• дети проявляют наблюдательность, мышление;
• дети имеют стремление участвовать в играх с элементами соревнования;
• у детей проявляются дружеские взаимоотношения между детьми;
• дети проявляют умение правильно вести себя в природе;
• дети проявляют любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь;
• дети знают о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;
Цель: формирование понимания того, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Воспитательные:
• воспитывать у детей желание помогать другим;
• воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.
Развивающие:
• развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
• развивать наблюдательность, мышление;
• формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;
Обучающие:
• закреплять представления о правилах поведения в лесу;
• формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
• закрепление названий частей дерева (корни, ствол, ветки, крона, листья);
• формирование у детей ответственности и активной жизненной позиции за «Общий дом, в котором мы живём»;
• закреплять умение правильно вести себя в природе,закреплять умение работать в коллективе.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, формирование личного стиля взаимодействия со сверстниками и педагогом, воспитание через взаимодействие
Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности.
Методы воспитания: создание ситуации успеха, поощрение, эмоциональное стимулирование, частично- поисковый.
Методы обучения: беседа, демонстрация, показ.
Оборудование: Дидактические игры : «Накорми животное, «Времена года»
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 386 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Предварительная работа:
Задача: закрепить знания детей о правилах поведения в лесу.
Беседа о правилах поведения в лесу. Чтение произведений о жизни животных в лесу. Загадывание загадок про лес.
1. Мотивация на совместную деятельность
Задача:
• Смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность
• Воспитывать у детей желание помогать другим.
Беседа, эмоциональное стимулирование демонстрация.
Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр и сесть в полукруг на стульчики.
-Ребята, сегодня я расскажу вам про Волшебный лес. Там, как и в обычном лесу растут деревья, летают птицы, бегают зверушки. А присматривает за этим лесом добрая Старушка-Лесовушка.
-Ребята, Старушка-Лесовушка пожилая женщина и не справляется одна, и просит нас помочь ей с присмотром за Волшебным лесом.
-Ребята, мы поможем Старушке-Лесовушке?
- Как назовём свой отряд? (Ответы детей.)
- Предлагаю «Друзья леса»
-А чтоб попасть нам в Волшебный лес, нужно внимательно меня слушать.
-Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажемся в Волшебном лесу…
-Встали. Приготовились…
В Волшебный Лес попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден нам мосток,
Сидит на пне старушка –
Старушка-Лесовушка.
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Друзья леса на помощь спешат
И не для них никаких преград!
-Вот мы и попали в Волшебный Лес. Что-то Старушка-Лесовушка грустит. Пойдем, спросим что случилось, может быть, наша помощь нужна.
-Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли в гости. Лес – большой друг не только зверям и птицам, но и человеку. Для животных он родной дом и кормилец. Да только вот не все это понимают. Прибегали сюда туристы, мусор разбросали и за собой не убрали. Вот сколько мусора кругом. Мне одной не справиться. Вы мне поможете?
Дети помогают Старушке-Лесовушке в сборе мусора в мусорные мешки.
-Спасибо, все убрали. А вы знаете правила поведения в лесу? А я сейчас проверю, какие вы друзья природы. Ведь у меня в лесу много зверей и птиц, деревьев и цветов.
Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы.
Дети смотивированны на предстоящую совместную деятельность;
дети проявляют желания помогать другим.
2. Основная часть.
Игра «Можно – нельзя»
Задачи:
• развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
• закреплять представления о правилах поведения в лесу;
• формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Беседа, демонстрация, художественное слово
-Ребята, а вы точно знаете правила поведения в лесу?
-Тогда сейчас я буду задавать вопросы о правилах поведения в лесу, а вы должны правильно ответить на них.
*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)
*Сажать деревья в лесу? (Можно)
*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)
*Ходить по тропинкам? (Можно)
*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)
*Любоваться цветами? (Можно)
*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)
*Беречь лес от пожара? (Можно)
*Разорять птичьи гнезда (Нельзя)
-Очень хорошо, что у меня такие прекрасные помощники, как вы.
Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, отгадывают загадки.
Дети проявляют наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
Дети имеют представления о правилах поведения в лесу;
Дети знают о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
2.1. Дидактическая игра «Сложи картинку»
Задачи:
• закрепление название и признаки времён года и их последовательности.
• развивать наблюдательность, мышление.
Беседа, упражнение, поощрение.
-Как замечательно вы справились с заданием. А теперь давайте поиграем.
Дети понимают правила игры;
дети играют по правилам.
Дети закрепили название частей дерева (корни, ствол, ветки, крона, листья);
Дети проявляют наблюдательность, мышление.
Физминутка
Задачи:
• способствовать переключению внимания у детей, снятию мышечного напряжения.
Беседа, показ, поощрение.
Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений.
Дети выполняют упражнения на ковре.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя.
Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности.
2.2. Дидактическая игра «Накорми животное»
Задачи:
• воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
• Закрепление знаний, где живут животные, чем питаются.
• Развитие произвольного внимания, пополнение словаря, совершенствования мелкой моторики.
Беседа, демонстрации, частично - поисковый, поощрение.
Мы с вами разделимся на 2 команды и посмотрим, кто быстрее справиться с этим не лёгким делом.
1 команда накормит домашних животных, 2 - диких.
Воспитатель делит детей на две команды, Старушка-Лесовушка предлагает каждой команде дидактическую игру. Дети работают за столами.
Старушка-Лесовушка : Молодцы! Какие вы быстрые и добрые.
Дети понимают правила игры; дети играют по правилам.
Дети имеют стремление участвовать в играх с элементами соревнования;
У детей проявляются дружеские взаимоотношения между детьми.
2.3. «Ситуации»
Задачи:
• закреплять умение правильно вести себя в природе;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь;
• формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Беседа, показ, обсуждение, демонстрация.
Дети находятся на стульчиках, поставленные полукругом на ковре.
-Ребята, Старушка-Лесовушка приготовила для нас еще одно задание.
-Ребята, слушайте внимательно Старушку-Лесовушку, так чтобы ничего не пропустить.
-А теперь вам задание такое: подумайте и ответьте на вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации и почему.
Старушка-Лесовушка задает ребятам вопросы, дети должны внимательно прослушать и ответить на вопрос.
– Нашёл Лёша гнездо в траве. В нём находились не вылупившиеся птенцы. Он хотел взять их домой. А птичка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
(Алёша должен оставить гнездо на месте и ни в коем случае не трогать его)
Правильно, ребята, нельзя трогать гнёзда с невылупившимися птенцами.
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов для мам», – предложили дети. А воспитатель сказала…Как вы думаете, что сказала воспитатель?
(Воспитатель сказала, что трогать цветы нельзя, они растут на полянке для красоты, а не для того что мы их рвали)
-Какие вы молодцы, правильно ответили.
–Как-то раз, идя по лесу передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
(Второй мальчик был прав)
-Молодцы, ребята, правильно ответили.
– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?
(Потому что Настя знает, что нельзя забирать домой животных живущих в лесу)
Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации.
Старушка-Лесовушка : Молодцы, ребята! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
Дети проявляют умение правильно вести себя в природе;
Дети проявляют любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь;
Дети знают о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
3. Подведение итогов.
Задача:
• формировать у детей умеют анализировать процесс и результат образовательной деятельности, делать вывод.
Беседа, частично - поисковый
Дети находятся на стульчиках, поставленные полукругом на ковре.
-Ребята, чем занимались на занятии?
-Ребята, а что вы нового узнали?
-А какие правила запомнили?
-Ребята, а вы помните, кому мы помогали?
Старушка-Лесовушка : Вижу, что вы настоящие друзья природы и умеете ее беречь.
-О чём мы сегодня разговаривали?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети совместно с воспитателем сделали вывод ОД.
4. Открытость.
Задача:
• сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Беседа.
- Спасибо вам, ребята за помощь. Вот за это я вам даю раскраски с правилами поведения в лесу, как будет свободное время, вы сможете их раскрасить и оформить выставку.
Воспитатель раздаёт детям раскраски.
-Спасибо, Старушка-Лесовушка, за подарки и развлечения. Нам очень понравилось у тебя в гостях, но пора возвращаться домой в детский сад. Мы никогда не забудем правила, которые помогают сохранить лес.
-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
В детский сад попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок
И вот вернулись в детский сад.
Дети внимательно слушают воспитателя, принимают его предложения.
Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.