Людмила Андриевская
Занятие — эксперимент по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Чей домик крепче».
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Знакомить детей с процессом производства бумаги, картона и фанеры, их свойствами.
2. Обогащать словарный запас. Развивать речь детей.
3. Воспитывать желание прийти на помощь.
4. Способствовать развитию интереса по ознакомлению с окружающими миром.
Материалы. Игрушки для кукольного театра: три поросёнка, сорока- белобока, сова. Лист бумаги; картона; фанерный брусок. Макеты домиков из бумаги, картона, дерева (приготовленных заранее);вода в лейке.
Место проведения: Групповая площадка.
Публикация «Занятие — эксперимент по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи „Чей домик крепче“,» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Предварительная работа. Прочтение сказки С. В. Михалкова «Три поросёнка».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилась сказка Сергея Михалкова «Три поросёнка», которую мы с вами недавно прочитали?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас я скажу волшебные слова, и мы продолжимпутешествие по сказке:
Ребятишки – не пугайтесь, со мной в сказку отправляйтесь.
Раз, два, повернись, сразу в сказке окажись.
Дети закрывают глаза, помощник воспитателя и воспитатель раскладывают на столе лист бумаги, картон, фанерный брусок; расставляют сказочных героев (Поросят).
Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в гостях у Наф-нафа, Ниф-нифа, и Нуф-нуфа. Скоропридёт осень! Пойдут дожди,наступят холода. Поэтомунаши друзья решили построить себе домики.
(Воспитатель «замечает» листы бумаги, картона и фанеры, показывает на них детям). Посмотрите, что это?
Дети отвечают. Бумага! Картон! фанера!
ВоспитательРебята, из чего они сделаны, вы, знаете?
Давайте пойдём к ореху и узнаем, как из дерева получают бумагу, картон и фанеру. Беритесь за руки, мы отправляемся в путь.
Хором: Зашагали ножки – топ, топ, топ,
по большой дорожке - топ, топ, топ.
Ну-ка веселее - топ, топ, топ,
вот как мы умеем - топ, топ, топ. (останавливаются около ореха, видят сороку)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, да это сорока- белобока!
Пальчиковая гимнастика
Сорока- белобока, кашу варила,
Гостей созывала, кашей угощала,
Лисичку – Сестричку,
Белку – Невеличку, мишку – Топтышку,
заиньку – Трусишку. Всех! (резко разжать пальчики на обеих руках)
Воспитатель: Здравствуй, сорока- белобока! Расскажи, из чего икак делается бумага?
Сорока- белобока: Я не знаю, может сова знает.
Воспитатель:Спасибо, тебе за совет. До свидания Сорока- белобока. Ну, ребята, пойдемте к сове.
Хором: Зашагали ножки – топ, топ, топ,
по большой дорожке - топ, топ, топ.
Ну-ка веселее - топ, топ, топ,
вот как мы умеем - топ, топ, топ. (останавливаются около яблоньки, видят сову)
Воспитатель: Здравствуй сова! Дети о тебе много-много знают, ты мудрая, всё знаешь. Скажи нам сова, из чего делают бумагу?
Сова: Я вам поведаю, что бумагу изобрели в Китае. Китайцы делали ее из размоченных растительных волокон. Позже оказалось, что ее можно делать из дерева, тряпок и даже из старой бумаги – макулатуры. В наши дни бумагу производят на бумажных фабриках. Основным сырьем является целлюлоза, её в основном получают из ели, сосны и березы на бумажной фабрике.
Бумагу высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Щепки дерева сортируют и отправляют в варку с добавлением кислоты. На этом этапе производства обрабатываемая масса, состоящаяиз древесных волокон и воды, называется бумажным сырьем. Сырьё фильтруют и промывают, добавляют клей или смолы, мел- который делает бумагу белой. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг и тетрадей. Попадая в бумагодельную машину, сырьё превращается в бумажное полотно, благодаря удалению воды из волокна материала. Бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя рулонную ленту. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. А вы знаете, что из 1 тонны бумаги можноизготовить порядка30-и тысяч обычных ученических тетрадей.
Дети: А из чего делают картон и фанеру?
Сова: Картон изготовляют из более низкого сырья, при смешении древесной массы с водой и клеем.
Фанеру получают способом лущения древесины и прессования с применением клеящих веществ.
Воспитатель: Ну, что ж, пойдемте, ребята, дальше. До свидания, сова.
Дети: До свидания!
Хором: Зашагали ножки – топ, топ, топ,
по большой дорожке - топ, топ, топ.
Ну-ка веселее - топ, топ, топ,
вот как мы умеем - топ, топ, топ. (ребята с воспитателем возвращаются к столу. Где оставили «Трёх поросят», листы бумаги, картона и фанеры)
Проведение опыта – эксперимента
Воспитатель. -Ребята, как вы думаете, что крепче : бумага,картон, или фанера?
(Детям предлагаетсяразорвать бумагу, картон, поломать фанеру. Лист бумаги разрывается с лёгкостью; картон с применением усилий; фанера не ломается).
Воспитатель. Дети, какой мы можем сделать вывод?
Дети: фанера прочнее, чем бумага или картон.
На стол выставляем три домика : бумажный, картонный, сделанный из фанеры.
Воспитатель:Пока мы были в гостях у совы, Наф-наф, Ниф-ниф, и Нуф-нуф, построили себе домики.
Наф-наф- построил домик из фанеры;
Нуф-нуф - из картона
Ниф-ниф - из бумаги;
Как вы считаете, если подуть на домики всем вместе, что произойдет? Давайте посмотрим….
(Дети с одной стороны дуют на домики. Бумажный домик переворачивается;
Картонный- двигается по столу, домик из фанеры остаётся на месте).
Воспитатель. Дети, какой мы можем сделать вывод?
Дети: фанера плотнее и тяжелее, чем картон.
Воспитатель: Если пойдет дождь, что произойдёт с домиками?
(Дети берут лейки с водой. Поливают домики. Бумажный домик распадается. Картонный домик теряет форму; фанерный остаётся без изменения).
Воспитатель:Какой домик устоял?
Дети: Устоял домик Наф-Нфа!
Воспитатель: Правильно! Домик Наф-Нафа устоял потому, что он сделан из древесины. Фанерный домик самый прочный, он меньше боится влаги, чем картонный или бумажный.
Давайте пожелаем нашим друзьям Нф-наф, Ниф-ниф, и Нуф-нуф, этим трём замечательным поросятам, из сказки С. Михалкова, стоить только прочные дома и тогда никакой «Серый волк» им не будет страшен.
Воспитатель: Отыскали мы с вами солнышко, ребята! Теперь нашим зверям в лесу будет тепло, светло и уютно! А мы отправимся домой.
Ребятишки – не пугайтесь, со мной в садик отправляйтесь.
Раз, два, повернись, сразу в группе окажись.