Ольга Ковальчук
Мотивация экологической культуры у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание :
1. Формирование гражданина с новой экологической культурой.
2. Три ведущие цели экологического развития детей.
3. Мотивационная направленность деятельности детей.
В наше время возникла необходимость принципиально нового подхода – осознание природы и общества, как функционально равных частей единого целого.
Публикация «Мотивация экологической культуры у младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Естественное следствие нового подхода – понимание того, что целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.
Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Проблема сожительства общества и природы в последнее время выходит на первый план. Для ее решения следует сформировать хорошие отношения к природе уже в детском возрасте. Учителя и родители должны осознавать важность обучения детей, начиная с младших классов. Чем раньше будет проводиться экологическое воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата. Еще известный педагог В. А. Сухомлинский вкладывал большое значение в отношение к природе именно в детском возрасте. Он считал, что окружающая среда оказывает непосредственное влияние на моральное развитие детей. Она считается частью фундамента детского восприятия мира. Он часто утверждал, что природа не проводит воспитательные работы, но в тоже время оказывает непосредственное влияние на взаимодействие с ней. Уже с ранних лет необходимо прививать ребенку положительное отношение к природе, показывать ее красоту, а также рассказывать о влиянии человека на окружающую среду.
Внимание ученых-педагогов к проблемам экологического воспитания в последние годы возросло.
А. В. Михеев выделяет три ведущие цели экологического развития детей : развитие интеллектуальной сферы (стремление к анализу экологической ситуации); развитие эмоциональной сферы (способность к эстетическому восприятию и оценке состояния окружающей среды); развитие волевой сферы (потребность в личном участии в практических делах и защите окружающей среды) [10, с. 136]. Реализация целей экологического развития предусматривает следующее 1) формирование познавательного интереса к природе; 2) создание условий для формирования представлений об окружающем мире в детском возрасте; 3) развитие у детей способности видеть красоту природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.
Таким образом, достижение целей экологического развития детей способствует их общему развитию средствами природы, формированию экологически целесообразного взаимодействия детей с природой; становлению начал экологической культуры. Принятые в обществе нормы отношения к природе приобретают для ребенка ценность в том случае, если ребенок не просто заучивает эти нормы, а осознает и переживает значимость их соблюдения в практической природоохранной деятельности. Искреннее, заботливое, бережное отношение к живым объектам рождает чувства ответственности и беспокойства за жизнь тех, чье существование может оказаться зависимым от действий ребенка. Он проникается не абстрактной любовью к природе вообще, а деятельной заботой о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Осознание потребности в экологически направленной деятельности ведет к активности детей и формированию у них, в конечном итоге, экологического сознания. Таким образом, завершающим этапом становления в детском возрасте начал экологической культуры является формирование позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Важным структурным компонентом экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование мотивации у детей. Здесь перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности? Что делать в тех случаях, когда одни и те же дети, осознав, что учитывается только их желание, не хотят участвовать в совместной деятельности?
И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.
Что же такое мотивация? Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка).
. Ученые рассматривают мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения и деятельности. Потребность является важным компонентом мотивационной сферы и отражает направленность активности ребенка, т. е. всякая деятельность начинается с потребностей и мотива. В качестве мотивов могут выступать предметы окружающего мира, представления, идеи, чувства и переживания — одним словом, все то, в чем нашла воплощение потребность дошкольника. Еще одна сторона мотивационной сферы — интерес. Познавательный интерес младшего школьника — это стремление узнавать новое об окружающем мире, о предметах и явлениях, желание вникать в их сущность. Развитие устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей является первым этапом становления начал экологической культуры у детей школьного возраста. Развитие познавательного интереса происходит одновременно с развитием любознательности и наблюдательности.) считают, что познание окружающего мира необходимо ребенку для ориентации во внешней среде и является потребностью ребенка, выражающейся в эмоциональном отношении к природе, в желании узнать неизвестное.
Разнообразные формы внеклассных мероприятий (экологические игры с упражнениями на наблюдательность,экологические тропы с музыкальными паузами и заповедями природы и др.) способствуют формированию целостного представления о природе свойствах природных и социальных объектов,экологической ответственности младших школьников.
Целенаправленно организованная познавательная деятельность дошкольников в природе является психолого-педагогическим механизмом развития экологического сознания как компонента экологической культуры. Исследователями доказана возможность воспитания у младших школьников гуманных чувств (З. А. Абдулов, Г. В. Платонов, И. А. Комарова и др.); эмоциональной отзывчивости (М. К. Ибрагимова, Г. В. Кирикэ, С. Г. Якобсон и др.); бережного отношения к природе (И. А. Княжева, Ф. Я. Паланчик, Н. И. Цуканова и др.); направленности на гармонизацию взаимоотношений между человеком и природой (Г. А. Маркова, Т. А. Пономаренко, В. Н. Котырло и др.). Следует также отметить, что опыт «экологического отношения» к природе выделяется у многих исследователей как компонент экологической культуры школьников. Если ребенок поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березки, он встанет в ряды защитников и друзей природы.
Экологическое воспитание в значительной мере связано с познавательной деятельностью младших школьников, потому что именно в этом возрасте проявляется стремление к познанию себя и мира, что окружает, потребность в самостоятельности принятия решений
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьева Е. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 2010. №4. С. 30-32.
2. Барковская О. М. Содержание, цель и задачи программы начального Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе. - экологического воспитания. //Начальная школа. 2009.№2. С. 32-33.
3. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей,-М., 1993
4. Большая энциклопедия природы для детей. – М. : 1994
5. Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной науч. конференция - 2014