Ольга Игнатьева
Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Валенки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать элементарные представления о народном промысле
нашего края - изготовлении валенок.
Задачи:
развивающие: развивать познавательный интерес к новому, логическое мышление, создавать условия для формирования способности самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.
воспитательные: способствовать воспитанию чувства уважения к труду мастеров валяльного ремесла.
Публикация «Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию „Валенки“» размещена в разделах
- Валенки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
обучающие: познакомить с процессом изготовления валенок, стимулировать речь детей через активизацию тактильных ощущений; обогатить пассивный словарь (валять, войлок, закрепить свойства шерсти, слово шерстяной.
Предполагаемый результат: имеет первоначальные представления об истории валенок, валяльного ремесла; проявляет интерес к истории родного края.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Индивидуальная работа: с Максимом, Дашей, Зоей упражнять в произношении слова «шерстяной».
Словарная работа: активный словарь - шерсть, шерстяной, пассивный словарь - валять, войлок.
Предварительная работа: беседа «Что носили наши бабушки и дедушки»; чтение М. Пришвин «Дедушкин валенок», разучивание танца «Валенки».
Оборудование: проектор, экран, ноутбук
Демонстрационный материал: овечья шерсть, колодка, валенки, одежда из шерсти и других материалов, два контейнера, две банки с горячей водой, сапоги, носки шерстяные, вещи из войлока.
Раздаточный материал: куски кожи, войлока, ножницы, розетки с водой, пипетки.
Участие родителей: привлечь маму и бабушку Сони к поиску материала об истории валенок и подготовить с Соней рассказ об этом.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
- Ребята, вчера я была в магазине. Я стояла и думала, что же мне купить: резиновые сапоги, валенки, кожаные ботинки, меховые сапоги? Может вы мне посоветуете, в чём теплее зимой? (Предполагаемые ответы-сапоги, ботинки, валенки. Если дети не предложат валенки, спрашиваю «А вы что обуваете зимой?»).
- А почему валенки? (в них тепло, ноги не мерзнут).
-А как вы можете доказать, что в них теплее, чем в сапогах? Попробуйте убедить меня (дети предлагают свои варианты).
2. Основная часть.
- Ребята, как-то в одной энциклопедии я нашла простой, но очень интересный эксперимент. Может он даст ответ на наш вопрос? Поможете его провести? (подходим к столу, где на подносе стоят валенок и сапог, рядом – 2 маленькие пустые банки, чайник с теплой водой).
- Нальем в 2 баночки теплой воды. Одну баночку поставим в сапог, а другую в валенок и вынесем на улицу. А потом проверим, где вода будет теплее. (2- 3 ребёнка помогают воспитателю, помощник воспитателя выносит поднос с обувью на балкон). Через некоторое время напомните мне, пожалуйста, про наш эксперимент. Дети садятся на стулья.
- Ребята, а как вы думаете, из чего делают валенки (из шерсти)
- А откуда берется шерсть (шерсть нам дают овцы)
- Шерсть срезают с овец 2 раза в год – весной и осенью и перерабатывают. Валенки – это единственная обувь, изготовление которых не причиняет вреда природе и животным.
После обработки из шерсти прядут пряжу, а из пряжи что можно сделать? (вяжут одежду - шапки, шарфы, варежки, носки). Воспитатель даёт пощупать, потрогать кусок сбитой шерсти и клубок пряжи. - Что вы можете сказать о шерсти, какая она? (Мягкая, лёгкая….)
- В каждом доме, когда готовятся к зиме, хозяйка обязательно осматривает, откладывает вещи, которые нужны будут зимой. А летнюю одежду убирает до следующего года. Помогите и мне разложить вещи в два контейнера. Тёплые, шерстяные вещи в один контейнер, а вещи из других материалов - в другой. А что и в какой контейнер положить, вы догадаетесь сами (на контейнерах приклеены картинки-символы).
Игра «Помоги разложить вещи».
-Вместе проверим, что вы сложили в контейнер для шерстяных вещей. Носки из шерсти -значит это…. шерстяные носки. Варежки из шерсти….? (хоровые ответы чередуются с индивидуальными - Максимом, Дашей, Зоей). Отдельным детям поручается проверить второй ящик, нет ли там шерстяных вещей? Все вещи второго ящика можно выложить на стульчик, чтобы дети проверили. Если обнаружится ошибка, воспитатель задаёт вопросы:- Что здесь лишнее? Почему ты так думаешь? Как ты догадался? Молодцы. Спасибо.
-Ребята, а как раньше носили валенки, в старые времена, расскажет Соня. Раньше её бабушка сама занималась валянием валенок. (на экране – презентация «Эх, валенки!» (слайд 2, где изображены народные гулянья. У Сони в руках валенки).
Соня - Валенки – известная русская обувь. Мои прабабушка, прадедушка и бабушка тоже валяли валенки. Валенки в России появились очень давно и являлись отличной обувью для гуляний. (слайд 3) В них встречали масленицу, водили хороводы, плясали. Семья, имеющая валенки, считалась богатой. Валенки никогда не выбрасывались, их передавали из поколения в поколение, старики передавали молодым. Если они протирались, то их подшивали.
- Ребята, а давайте и мы спляшем как в старые времена. Кто знает русские народные движения – танцуйте, а кто не знает – повторяйте за мной.
Физминутка «Плясовая» (под русскую народную песню «Валенки»).
Дети садятся на стулья.
- Ребята, а вы знаете, почему валенки так назвали?
- От какого слова произошло слово «валенки»? Вслушайтесь в это слово «ва- лен-ки» (дети высказывают свои предположения).
- Валенки так называют, потому что их делают путем валяния, их валяют. А что значит «валять» вы сейчас узнаете.
(показ презентации «Эх, валенки!»). Рассказ воспитателя по ходу презентации.
4 слайд. Это уникальная - без начала, без конца, без шва, без рубца - обувь
любима всеми и в наше время.
5 слайд. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой.
6 слайд. Изготовление валенок - дело не простое, здесь нужна физическая
сила и много - много терпения.
7 слайд. Сначала овечку стригут
8 слайд. Затем моют шерсть и вычесывают ее.
9 слайд. Потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате
получается тонкое мягкое полотно.
10 слайд. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки
форму валенка.
11 слайд. Затем ее вываривают в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась
еще плотнее
12 слайд. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Весь процесс изготовления валенок – чесание,
обработка паром, водой, прессом и называется валяние. Такая сбитая,
прессованная шерсть называется войлоком. Материал валенок - это войлок
(воспитатель показывает кусок войлока, даёт пощупать).
13 слайд. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и будет нужного размера (показываю колодку, даю потрогать).
14 слайд. По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.
15 слайд. В них не страшны морозы и метели, поэтому нет лучшей обуви для
гулянья на Руси!
16 слайд. Российская армия включает валенки в комплект обмундирования
рядового, сержантского и офицерского составов.
18 слайд. В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для идей модельеров, которые превращают обычный
валенок в произведение искусства. Модельеры говорят, что 21 век – век
валенок! Украшенные рисунками, вышивкой и расписанные вручную, они привлекают внимание всех модниц.
19 слайд. Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и
бескрайними просторами.
- Ребята, мы увидели, как много надо трудиться и иметь силу, чтобы получились валенки. Какая тяжелая и ответственная работа – валять валенки. Раньше, когда не было станков, валенки валяли вручную. И до сих пор этим промыслом занимаются в нашем Гусевском микрорайоне города Сергача. Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб валенки долго носились, чтобы можно было их передать младшим детям? (Валенки нужно носить бережно, аккуратно).
- Валяют войлок не только для валенок, но и для других вещей. Зажмурьтесь и попробуйте представить (вспомнить) что же можно сделать кроме валенок из войлока (Гимнастика для глаз). (Стельки для обуви, сапоги, шапки для бани, тапочки. Осмотр войлочных вещей стоя у стола)
- У вас на столах лежат кусочек кожи и кусочек валенка или по-другому - войлока.
- Как выдумаете, для чего это? (Посмотреть, опыт провести)
Дети садятся за столы.
- Что вы можете сказать про кожу и войлок? Что вы чувствуете? (кожа - холодная, войлок - теплый, кожа - гладкая, войлок - шершавый, колючий, кожа - тонкая, войлок - толстый).
- А если нам нужен маленький кусок войлока, что вы сделаете? (Дети пробуют порвать, порезать) Получилось? Почему? Что труднее (легче) режется?
-Что случится, если вы оденете войлочные валенки в сырую погоду? Как можно это проверить? (ответы детей)
Дети капают воду пипеткой на войлок.
- Что произошло? (войлок впитал, а на коже остались капли).
- Значит валенок (ответы детей: впитывает воду, промокает).
- Какой вывод можно сделать? (В сырую погоду валенки не носят.)
-Ребята, что вы должны были мне напомнить?
Дети вспоминают про эксперимент. Младший воспитатель приносит поднос.
-Достанем баночки и посмотрим, что же получилось. Потрогайте баночку из сапога и баночку из валенка. Что вы можете сказать? (В сапоге баночка остыла, а в валенке теплая). О чем это говорит?
- Значит, что же лучше носить зимой? Почему? Вы меня убедили, ребята, что валенки - это лучшая зимняя обувь. Я обязательно буду носить зимой валенки. Спасибо за помощь.
3. Рефлексия
- Из чего делают валенки?
- Что такое войлок?
- В каком микрорайоне нашего города до сих пор валяют валенки?
Сегодня дома расскажите родителям о том, где и как валяют валенки. Думаю, им тоже будет интересно узнать об этом.
4. Рефлексия.
Воспитатель хвалит детей, ведет опрос, что понравилось и запомнилось на занятии. Способствует переключению внимания детей на другой вид
деятельности.