МААМ-картинки

Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Валенки» (1 фото)

Ольга Игнатьева
Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Валенки»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Валенки»

Цель: формировать элементарные представления о народном промысле

нашего края - изготовлении валенок.

Задачи:

развивающие: развивать познавательный интерес к новому, логическое мышление, создавать условия для формирования способности самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.

воспитательные: способствовать воспитанию чувства уважения к труду мастеров валяльного ремесла.

Публикация «Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию „Валенки“» размещена в разделах

обучающие: познакомить с процессом изготовления валенок, стимулировать речь детей через активизацию тактильных ощущений; обогатить пассивный словарь (валять, войлок, закрепить свойства шерсти, слово шерстяной.

Предполагаемый результат: имеет первоначальные представления об истории валенок, валяльного ремесла; проявляет интерес к истории родного края.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Индивидуальная работа: с Максимом, Дашей, Зоей упражнять в произношении слова «шерстяной».

Словарная работа: активный словарь - шерсть, шерстяной, пассивный словарь - валять, войлок.

Предварительная работа: беседа «Что носили наши бабушки и дедушки»; чтение М. Пришвин «Дедушкин валенок», разучивание танца «Валенки».

Оборудование: проектор, экран, ноутбук

Демонстрационный материал: овечья шерсть, колодка, валенки, одежда из шерсти и других материалов, два контейнера, две банки с горячей водой, сапоги, носки шерстяные, вещи из войлока.

Раздаточный материал: куски кожи, войлока, ножницы, розетки с водой, пипетки.

Участие родителей: привлечь маму и бабушку Сони к поиску материала об истории валенок и подготовить с Соней рассказ об этом.

Ход ООД:

1. Организационный момент.

- Ребята, вчера я была в магазине. Я стояла и думала, что же мне купить: резиновые сапоги, валенки, кожаные ботинки, меховые сапоги? Может вы мне посоветуете, в чём теплее зимой? (Предполагаемые ответы-сапоги, ботинки, валенки. Если дети не предложат валенки, спрашиваю «А вы что обуваете зимой?»).

- А почему валенки? (в них тепло, ноги не мерзнут).

-А как вы можете доказать, что в них теплее, чем в сапогах? Попробуйте убедить меня (дети предлагают свои варианты).

2. Основная часть.

- Ребята, как-то в одной энциклопедии я нашла простой, но очень интересный эксперимент. Может он даст ответ на наш вопрос? Поможете его провести? (подходим к столу, где на подносе стоят валенок и сапог, рядом – 2 маленькие пустые банки, чайник с теплой водой).

- Нальем в 2 баночки теплой воды. Одну баночку поставим в сапог, а другую в валенок и вынесем на улицу. А потом проверим, где вода будет теплее. (2- 3 ребёнка помогают воспитателю, помощник воспитателя выносит поднос с обувью на балкон). Через некоторое время напомните мне, пожалуйста, про наш эксперимент. Дети садятся на стулья.

- Ребята, а как вы думаете, из чего делают валенки (из шерсти)

- А откуда берется шерсть (шерсть нам дают овцы)

- Шерсть срезают с овец 2 раза в год – весной и осенью и перерабатывают. Валенки – это единственная обувь, изготовление которых не причиняет вреда природе и животным.

После обработки из шерсти прядут пряжу, а из пряжи что можно сделать? (вяжут одежду - шапки, шарфы, варежки, носки). Воспитатель даёт пощупать, потрогать кусок сбитой шерсти и клубок пряжи. - Что вы можете сказать о шерсти, какая она? (Мягкая, лёгкая….)

- В каждом доме, когда готовятся к зиме, хозяйка обязательно осматривает, откладывает вещи, которые нужны будут зимой. А летнюю одежду убирает до следующего года. Помогите и мне разложить вещи в два контейнера. Тёплые, шерстяные вещи в один контейнер, а вещи из других материалов - в другой. А что и в какой контейнер положить, вы догадаетесь сами (на контейнерах приклеены картинки-символы).

Игра «Помоги разложить вещи».

-Вместе проверим, что вы сложили в контейнер для шерстяных вещей. Носки из шерсти -значит это…. шерстяные носки. Варежки из шерсти….? (хоровые ответы чередуются с индивидуальными - Максимом, Дашей, Зоей). Отдельным детям поручается проверить второй ящик, нет ли там шерстяных вещей? Все вещи второго ящика можно выложить на стульчик, чтобы дети проверили. Если обнаружится ошибка, воспитатель задаёт вопросы:- Что здесь лишнее? Почему ты так думаешь? Как ты догадался? Молодцы. Спасибо.

-Ребята, а как раньше носили валенки, в старые времена, расскажет Соня. Раньше её бабушка сама занималась валянием валенок. (на экране – презентация «Эх, валенки!» (слайд 2, где изображены народные гулянья. У Сони в руках валенки).

Соня - Валенки – известная русская обувь. Мои прабабушка, прадедушка и бабушка тоже валяли валенки. Валенки в России появились очень давно и являлись отличной обувью для гуляний. (слайд 3) В них встречали масленицу, водили хороводы, плясали. Семья, имеющая валенки, считалась богатой. Валенки никогда не выбрасывались, их передавали из поколения в поколение, старики передавали молодым. Если они протирались, то их подшивали.

- Ребята, а давайте и мы спляшем как в старые времена. Кто знает русские народные движения – танцуйте, а кто не знает – повторяйте за мной.

Физминутка «Плясовая» (под русскую народную песню «Валенки»).

Дети садятся на стулья.

- Ребята, а вы знаете, почему валенки так назвали?

- От какого слова произошло слово «валенки»? Вслушайтесь в это слово «ва- лен-ки» (дети высказывают свои предположения).

- Валенки так называют, потому что их делают путем валяния, их валяют. А что значит «валять» вы сейчас узнаете.

(показ презентации «Эх, валенки!»). Рассказ воспитателя по ходу презентации.

4 слайд. Это уникальная - без начала, без конца, без шва, без рубца - обувь

любима всеми и в наше время.

5 слайд. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой.

6 слайд. Изготовление валенок - дело не простое, здесь нужна физическая

сила и много - много терпения.

7 слайд. Сначала овечку стригут

8 слайд. Затем моют шерсть и вычесывают ее.

9 слайд. Потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате

получается тонкое мягкое полотно.

10 слайд. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки

форму валенка.

11 слайд. Затем ее вываривают в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась

еще плотнее

12 слайд. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Весь процесс изготовления валенок – чесание,

обработка паром, водой, прессом и называется валяние. Такая сбитая,

прессованная шерсть называется войлоком. Материал валенок - это войлок

(воспитатель показывает кусок войлока, даёт пощупать).

13 слайд. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и будет нужного размера (показываю колодку, даю потрогать).

14 слайд. По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

15 слайд. В них не страшны морозы и метели, поэтому нет лучшей обуви для

гулянья на Руси!

16 слайд. Российская армия включает валенки в комплект обмундирования

рядового, сержантского и офицерского составов.

18 слайд. В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для идей модельеров, которые превращают обычный

валенок в произведение искусства. Модельеры говорят, что 21 век – век

валенок! Украшенные рисунками, вышивкой и расписанные вручную, они привлекают внимание всех модниц.

19 слайд. Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и

бескрайними просторами.

- Ребята, мы увидели, как много надо трудиться и иметь силу, чтобы получились валенки. Какая тяжелая и ответственная работа – валять валенки. Раньше, когда не было станков, валенки валяли вручную. И до сих пор этим промыслом занимаются в нашем Гусевском микрорайоне города Сергача. Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб валенки долго носились, чтобы можно было их передать младшим детям? (Валенки нужно носить бережно, аккуратно).

- Валяют войлок не только для валенок, но и для других вещей. Зажмурьтесь и попробуйте представить (вспомнить) что же можно сделать кроме валенок из войлока (Гимнастика для глаз). (Стельки для обуви, сапоги, шапки для бани, тапочки. Осмотр войлочных вещей стоя у стола)

- У вас на столах лежат кусочек кожи и кусочек валенка или по-другому - войлока.

- Как выдумаете, для чего это? (Посмотреть, опыт провести)

Дети садятся за столы.

- Что вы можете сказать про кожу и войлок? Что вы чувствуете? (кожа - холодная, войлок - теплый, кожа - гладкая, войлок - шершавый, колючий, кожа - тонкая, войлок - толстый).

- А если нам нужен маленький кусок войлока, что вы сделаете? (Дети пробуют порвать, порезать) Получилось? Почему? Что труднее (легче) режется?

-Что случится, если вы оденете войлочные валенки в сырую погоду? Как можно это проверить? (ответы детей)

Дети капают воду пипеткой на войлок.

- Что произошло? (войлок впитал, а на коже остались капли).

- Значит валенок (ответы детей: впитывает воду, промокает).

- Какой вывод можно сделать? (В сырую погоду валенки не носят.)

-Ребята, что вы должны были мне напомнить?

Дети вспоминают про эксперимент. Младший воспитатель приносит поднос.

-Достанем баночки и посмотрим, что же получилось. Потрогайте баночку из сапога и баночку из валенка. Что вы можете сказать? (В сапоге баночка остыла, а в валенке теплая). О чем это говорит?

- Значит, что же лучше носить зимой? Почему? Вы меня убедили, ребята, что валенки - это лучшая зимняя обувь. Я обязательно буду носить зимой валенки. Спасибо за помощь.

3. Рефлексия

- Из чего делают валенки?

- Что такое войлок?

- В каком микрорайоне нашего города до сих пор валяют валенки?

Сегодня дома расскажите родителям о том, где и как валяют валенки. Думаю, им тоже будет интересно узнать об этом.

4. Рефлексия.

Воспитатель хвалит детей, ведет опрос, что понравилось и запомнилось на занятии. Способствует переключению внимания детей на другой вид

деятельности.

Публикации по теме:

«Путешествие в Долину Гейзеров» занятие по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие в Долину Гейзеров» занятие по познавательному развитию в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с историей открытия Долины гейзеров Задачи: • Формировать представление о гейзерах; • Развивать познавательный.

Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.

Комплексное занятие по познавательному развитию и ручному труду в подготовительной группе «Первоцветы»Комплексное занятие по познавательному развитию и ручному труду в подготовительной группе «Первоцветы» Программное содержание: • Расширять представления о первоцветах, бережном отношении человека к природе. • Формировать реалистическое представление.

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Пришла зима» Тема: «Пришла зима». Цель: сформировать целостное представление о зиме, о зимних природных явлениях. Задачи: - Образовательные: закрепить,.

Конспект НОД в форме квеста по познавательному развитию «Мы друзья леса» для детей логопедической подготовительной группы «Мы друзья леса». Игра – квест (для детей логопедической, подготовительной к школе группе). Подготовила: Пешехонова М. Ю. воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «В поисках волшебного ключика» НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «В поисках волшебного ключика» Задачи: - формировать представления детей.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Открытое занятие по познавательному развитию «Ярмарка нас всех зовет» в подготовительной группеОткрытое занятие по познавательному развитию «Ярмарка нас всех зовет» в подготовительной группе Даушвили Наталья Викторовна воспитатель МКДОУ д\с № 275 «Миша» г. Новосибирск Открытое занятие по познавательному развитию в подготовительной.

Занятие по познавательному развитию «Кто такие насекомые» с детьми старшей группыЗанятие по познавательному развитию «Кто такие насекомые» с детьми старшей группы Программные задачи: - научить детей распознавать насекомых по отличительным признакам; - обогащать словарный запас детей новыми словами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Валенки»
Опубликовано: 23 сентября 2021 в 12:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Валенки»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Игнатьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД