Надежда Лаптева
Занятие-дискуссия «Не нужен клад, коль в семье лад»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие - дискуссия :
«Не нужен клад, коль в семье лад»
Аннотация: сценарий «Не нужен клад, коль в семье лад» представляет собой интерактивное воспитательное занятие, ориентированное на формирование и закрепление в сознании обучающихся базовых этических ценностей, основано на актуализации личного опыта подростков. В основу занятия положен принцип совместного построения сценария дела через организацию дискуссии, группового «мозгового штурма», самостоятельной работы учащихся с источниками.
Цель:
Публикация «Занятие-дискуссия „Не нужен клад, коль в семье лад“» размещена в разделах
формирование ценностных ориентиров личности воспитанников через раскрытие роли семьи в жизни человека и общества.
Задачи:
1. Формирование у воспитанников представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, способах разрешения семейных конфликтов.
2. Воспитание уважения к семейным традициям и ценностям.
3. Развитие умения анализировать различные источники информации, организовывать и осуществлять групповую деятельность по их обсуждению, формулировать и защищать собственную точку зрения
4. Сплочение коллектива, воспитание взаимопонимания, ответственности за результаты совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
кейсы с текстами и заданиями, ножницы, бумага, краски.
Ход занятия:
«Стадия вызова»
Давайте попробуем подобрать как можно больше эпитетов к слову семья. Можно использовать не только словесные характеристики, но и иллюстративные символы.
Высказывается каждый.
Ребята, вы уже догадались о теме нашего сегодняшнего разговора – отношении человека к семье, восприятии семейного уклада, образа семьи.
Давайте сегодня еще раз поговорим об одном из самых важных явлений в жизни человека – семье.
«Стадия омысления»
А какими должны быть взаимоотношения в семье? Придумайте и разыграйте пантомиму. При этом мы постараемся угадать, что вы хотели продемонстрировать?
Ребята, мы еще раз убедились, что отношения в семье не всегда бывают нормальными. Это повод задуматься: кто виноват в этом, не теряем ли мы при этом самое важное в жизни?
Предлагаю вам открыть кейс и выполнить задание № 1.
О семье написаны миллионы стихов и афоризмов, откройте задание № 2 и прочитав высказывание, заполните таблицу. Через 4-5 минут один представитель группы представит результаты работы. Напоминаю, что перед началом работы необходимо вспомнить принципы групповой деятельности и распределить роли.
Обратите внимание, несмотря на различие положения членов семьи, ведущий видов деятельности, каждый из нас ищет в семье одно и то же : заботу, защиту, понимание, уважение, принятие тебя таким, какой ты есть, любовь.
Но всегда ли мы сами соответствуем требованиям, которые предъявляем к родным и близким, во всех ли семьях царит любовь и взаимоуважение?
Оценить нас самих нам поможет обращение к описаниям семейных взаимоотношений из литературных источников. Обратимся к заданию № 3.
«Стадия рефлексии»
Сегодня мы еще раз прикоснулись к вечному вопросу: что значит счастливая семья, и почему, понимая роль семьи, человек часто не ценит тех, кто является самым близким для него?
Подводя итоги сегодняшнему разговору, предлагаю вам дополнить эмблему нашего семейного клуба, дописав краткое пожелание – рецепт: как сохранить истинные ценности семейных взаимоотношений.
Воспитанники, обсудив задание в группе, записывают свой вывод.
Ребята, семейная жизнь становится источником счастья и благополучия только в том случае, когда каждый из членов семьи понимает ее ценность, заботиться о других. Пусть в ваших семьях всегда будет взаимопонимание, уважение, любовь. Ну, а если случатся конфликты или недовольство друг другом, вспомните наш сегодняшний разговор и обратитесь к Семейным заповедям.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
А теперь сделаем подарки-снежинки друзьям
(Все делают снежинки.
Дарят их друзьям.)
Кейсы:
Задание № 1.
Используя имеющие слова, составьте пословицу.
• Семья, страшна, куча, туча.
• Дети, тягость, радость.
• Рукав, дом, вести, трясти.
• Семья, лад, не нужен, клад.
• Семья, держава, сильна, крепка.
Выберите одну из пословиц и проиллюстрируйте ее ситуациями из вашего личного опыта, примерами из литературных произведений, фильмов и т. д.
Задание № 2.
«Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон для взаимоотношений для каждого».
В. Кротов
Прочитайте высказывание обсудите его в группе и заполните таблицу, используя свой жизненный опыт.
Член семьи Место в семье Функции семьи Желаемое отношение
Ребенок
Зрелый человек
Пожилой человек
1. Семейная азбука начинается с местоимения «мы».
2. Спешите повторить хорошее.
3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.
4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.
5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.
6. Собственное поведение родителей — главный фактор в воспитании детей.
7. Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.
8. Держите двери дома открытыми для друзей.
9. Каждый имеет право на ошибку и на то, чтобы ее исправить.
10. Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!
Задание № 3. Прочитайте тексты и определите тип взаимоотношений в описываемой семье.
А. Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок»
Меня зовут Пеппи, я почти сирота, маму свою я не знаю, а папа у меня моряк, я его редко вижу. Я очень счастлива, что живу одна в своем просторном доме. Я могу делать все, что хочу. Меня не заставляют мыться, ходить в школу и вообще быть послушной девочкой. Некоторым взрослым не нравится, что я живу одна, так как я – ребенок, но меня это вполне устраивает.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Я – царевна. Моя мама умерла, и я ее не знаю. Отец женился на другой. Мачеха умна, красива, но своенравна и ревнива. Я мешаю ей, и она решила меня «извести».
Р. М. дю Гар «Семья Тибо»
Меня зовут Антуан Тибо, я – детский врач. Мой отец – очень властный, авторитарный человек. Он очень сурово относится ко всем своим подчиненным и к своим детям тоже. Сейчас он решил, что моему младшему брату необходима специальная школа-интернат для трудных подростков. В этой школе очень плохо. Мой брат не жалуется, он даже не просит забрать его из этой школы, но я вижу, что он морально деградирует, что ничего его больше не интересует. Я говорил об этом с отцом, но он и слышать ничего не хочет.
В. Гюго «Отверженные»
Меня зовут Козетта. Когда я была совсем маленькая, у меня была молодая, красивая и добрая мама. Но у мамы совсем не было денег, и поэтому она оставила меня у трактирщицы, тетки Тенардье. Тетка взяла все мои деньги, все платья, но мне она ничего не дает. Она заставляет меня выполнять самую трудную и грязную работу. Она вечно недовольна, кричит на меня и бьет, но мне некому пожаловаться, никто не хочет за меня заступиться.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
Мой муж – храбрый воин, он очень отважный человек, горячо преданный Родине и своим друзьям. Но моя жизнь не так уж радостна. Я все время дома, одна, не смею перечить мужу, его слово для меня – закон. Я должна выполнять всю работу, так как муж редко бывает дома, к тому же я почти не вижу своих сыновей, мне от этого очень горько.
А. П. Чехов. «Стража под стражей»
Моя жена – очень властная женщина, она постоянно командует мной, объясняет, что я должен делать, а что не должен. Все знакомые и коллеги смеются надо мной, говорят, что я должен по-другому поставить себя с нею, но я не могу.
А. Н. Островский «Сердце не камень»
Я намного моложе своего мужа, он купец. Я очень его уважаю, всегда почтительна с ним, не смею ему перечить. Это и нормально, ведь он – хозяин в доме, я ем его хлеб. Мое дело заботиться о бедных, я провожу свои дни, помогая бедным, хожу в церковь, езжу в монастырь. Такая честная жизнь мне очень нравится.
А. Троя «Семья Эглетьеров»
Меня зовут Кароль. Я молода и привлекательна, намного моложе своего мужа. Когда я выходила за него замуж, у него уже было трое достаточно взрослых детей от первого брака. Я детей не хочу, мне все это не нравится, к тому же я не хочу портить фигуру. Я не люблю своего мужа, я буду добиваться развода и постараюсь получить половину его богатства и жить безбедно.
Ж. -Б. Мольер «Скупой»
Меня зовут Фрозина. Я – сваха. Я стремилась устроить дела скупого Гарпагона, чтобы он дал мне денег, но у меня ничего не вышло. К тому же оказалось, что его собственный сын любит невесту Гарпагона и мечтает на ней жениться. Теперь я хочу помочь влюбленным, чтобы досадить Гарпагону и получить вознаграждение от сына. Хорошо бы разыграть спектакль – найти какую-нибудь даму, которая выдала бы себя за богатую вдову, чтобы услыхав о ее богатстве, Гарпагон тут же бы на ней женился. А там уж пусть делает, что хочет, когда узнает, что его обманули.
«Вам и не снилось» — художественный фильм
Нас зовут Катя и Рома. С этого года мы учимся в одном классе, в десятом. Мы очень любим друг друга, мы хотели бы пожениться и жить вместе. Но мама Романа всячески протестует против нашей любви, она мечтает разлучить нас и не верит, что у нас серьезные отношения, что мы не можем друг без друга.
О. Уайльд «Звездный мальчик»
Меня нашли глухой холодной ночью бедные люди. Я лежал в снегу и замерзал. На мне был яркий синий плащ со звездами, поэтому все решили, что я упал со звезды. Бедное семейство стало меня воспитывать, но я всегда знал, что они — не мои родители, я для них слишком красив, одарен, а они совсем простые, бедные, некрасивые люди. Я не мог называть папой и мамой. Я очень жестоко обращался со всеми и был за это наказан.