Приложение МААМ

Занятие-беседа для старших дошкольников «Пространство и время»

Артемьева Татьяна
Занятие-беседа для старших дошкольников «Пространство и время»
▼ Скачать + Заказать документы

Дорогие ребята! Давайте поговорим с вами об окружающем нас пространстве и времени, в котором мы живем.

Все, что происходит в мире, — совершается в пространстве и времени.

Вы сейчас находитесь в комнате. Оглянитесь по сторонам, посмотрите вверх и вниз. Что вы увидели? (Дети отвечают.) Верно! Сверху комнату ограничивает потолок, снизу — пол, с боков — стены. Вы заметили, конечно, и окна и дверь.

Сейчас вас окружает небольшое пространство вашей комнаты.

Когда вы гуляете в саду или парке, вы окружены пространством сада или парка, оно больше, чем пространство комнаты.

Темочки:

С глубокой древности люди пытались научиться ориентироваться в окружающем пространстве, чтобы находить дорогу к своей пещере, реке или ручью. Они старались запомнить, что перед пещерой лежит огромный камень, а за ней — заросли колючего кустарника. Чтобы выжить в суровых условиях густых лесов, бескрайних степей, топких болот и успешно охотиться, первобытным людям надо было знать, где верх и низ, что находится наверху, над головой, что внизу, под ногами, кто прячется за деревьями и кустами, кто живет под землей. Многие из этих понятий вы, конечно, знаете.

Когда люди начали предпринимать далекие путешествия по суше и морю, они стали ориентироваться в пространстве с помощью карт, изображавших звезды и созвездия. Но об этом я расскажу вам чуть позднее. А пока давайте поговорим о том, каким бывает пространство.

Мы живем на планете Земля. Земное пространство — это общее пространство всей поверхности Земли.

Примерно три четверти земного пространства занимают моря и океаны. Пространство Земли, покрытое водой, мы называем водным. Его животный и растительный мир очень богат и разнообразен. Наиболее заселены его поверхностный слой и прибрежные воды. Бурые и красные водоросли порой образуют густые подводные леса, растянувшиеся на десятки километров. А на глубине 50—100 м живут очень мелкие водоросли, рачки, микроорганизмы. Они образуют планктон, которым кормятся более крупные подводные жители — рыбы, раки, кальмары, осьминоги и даже огромные киты! Особенно интересны морские животные, имеющие твердый известковый скелет. Их называют коралловыми полипами. Когда они отмирают, то образуются надводные и подводные коралловые рифы.

Поверхность вод бороздят суда, построенные людьми.

Примерно четвертую часть земного пространства занимает суша, или сухопутное пространство.

На суше шумят леса, расстилаются поля, луга, степи и пустыни. На суше люди строят города, села, поселки, дороги. Сажают сады и засевают поля. На суше обитает множество живых существ! Иные из них живут в почве — верхнем слое земли. Давайте вспомним их. (Дети называют.) Правильно! Это земляные черви, личинки жуков и сами жуки, кроты и землеройки.

Белки, зайцы, лоси, олени, лисы, волки и медведи, рыси и барсуки (всех и не перечислишь) — обитатели лесов. Попробуйте назвать тех животных, которых мы не назвали. (Дети называют.) Правильно! На суше живут ежи, змеи, черепахи, ящерицы, некоторые виды птиц.

Сухопутное пространство покрыто зеленым ковром множества растений — это мхи и лишайники, травы, кустарники и деревья. Какие кустарники вы знаете? (Калина, малина, боярышник, смородина и т. д.) Какие деревья вы знаете? (Береза, ель, сосна, осина, ясень, дуб, граб и др.)

Земной шар окружает воздушная оболочка, она вращается вместе с Землей и называется атмосферой. Атмосфера — воздушное пространство Земли, простирающееся на тысячи километров.

Атмосфера состоит из воздуха, которым мы дышим. Кроме того, воздушная атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей. Но в то же время она не дает теплу рассеиваться в космическом пространстве. Воздушная атмосфера спасает Землю от губительных космических лучей и от падающих на нее из космоса камней и ледяных глыб. Они либо сгорают, либо расплавляются в атмосфере.

Вот как важно для нас воздушное пространство!

Послушайте небольшое стихотворение.

Земную сферу

Окружает атмосфера —

Голубая, словно шаль,

Она прозрачна, как вуаль.

Космонавты, видевшие Землю из космоса, назвали ее «Голубой планетой» именно из-за цвета окружающей Землю атмосферы.

В воздушном пространстве проносятся птицы, порхают бабочки, летают стрекозы, пчелы и другие насекомые. Ветер переносит в воздухе пыльцу и семена растений. Люди научились строить самолеты и вертолеты, которые по воздуху перевозят пассажиров и грузы.

Там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Его заполняют небесные тела, газ, пыль. Космическое пространство называется Вселенной. Гигантские скопления звезд во Вселенной называются галактиками. Вселенная состоит из многих миллиардов галактик, а значит, из огромного количества звезд и созвездий.

Послушайте стихотворение «Путешественник».

Я во время долгих странствий

Открывал земли пространства :

Бесконечные просторы —

Степи, и леса, и горы.

И моря, и океаны

Довелось увидеть мне.

Волны синие, туманы

Вижу с той поры во сне.

Поднимался в самолетах —

Видел сверху облака.

И, казалось, в тех полетах,

Что внизу лежат снега.

Только в космосе далеком

Не бывал ни разу я.

О звезде своей высокой

Лишь мечтаю я, друзья!

Вопросы и задания

1. Расскажите о пространстве своей комнаты, квартиры.

2. Что такое земное пространство?

3. Что мы называем водным пространством? Кто его населяет?

4. Расскажите о воздушном пространстве Земли. Как оно называется?

5. Почему воздушное пространство так важно для жизни на Земле?

Публикации по теме:

Беседа для старших дошкольников «Книга-источник знаний» Беседа для старших дошкольников Отгадайте загадку: Я не шляпа, но с полями. Не цветок,но с корешком. Разговариваю с вами Всем понятным.

Экологическая беседа к всемирному Дню океанов с использованием продуктивной деятельности для старших дошкольниковЭкологическая беседа к всемирному Дню океанов с использованием продуктивной деятельности для старших дошкольников Задачи: -расширить знания об экосистеме «Море»; -уточнить представления о значении моря в жизни человека оздоровительном, эстетическом,.

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Фотоотчёт об организации взаимодействия и сотрудничества старших и младших дошкольников во время летней прогулкиФотоотчёт об организации взаимодействия и сотрудничества старших и младших дошкольников во время летней прогулки Совместный летний социально – коммуникативный проект второй младшей группы «Теремок» и старшей логопедической группы «Золотая Рыбка» по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие-беседа для старших дошкольников «Пространство и время»
Опубликовано: 14 ноября 2024 в 19:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие-беседа для старших дошкольников «Пространство и время»» (включая файлы) размещена пользователем Артемьева Татьяна (УИ 3155071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД