Малимон Ирина
Занятие «А за ним такая гладь — ни морщинки не видать. Знакомство с различными способами глажения белья в музее быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в старшей группе по познавательному развитию.
Тема: «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» (знакомство с различными способами глажения белья в музее быта).
Воспитатель: Малимон И. А.
Цель: формирование представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с историей предметов.
Задачи: ознакомить детей с видами утюгов и способами глажения белья в разное историческое время;
формировать у детей умение выделять общие признаки всех видов «утюгов»;
Публикация «Занятие „А за ним такая гладь — ни морщинки не видать, Знакомство с различными способами глажения белья в музее быта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
обогащать речь детей (холсты, рубель, валёк);
развивать у детей интерес к окружающим предметам, расширять знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов;
развивать у детей любознательность, воображение, внимание, память, мышление.
Предварительная работа: посещение музея быта; рассматривание обустройства избы.
Оборудование: экспонаты музея.
Дети входят в музей, их встречает Хозяйка. Она спрашивает детей: любят ли они играть?
- Давайте поиграем в игру «Холсты». Кто из вас знает, что означает слово «холст»? Словарь В. Даля так объясняет значение этого слова: «Холст – простая, грубая ткань, льняная и конопляная, толстое полотно».
Любой считалкой выбираем двоих играющих (сначала из девочек, потом из мальчиков – чтобы силы были равны).
Игра «Холсты»
Двое играющих становятся напротив друг друга на поставленные под ноги чурки (поленца). Берутся обеими руками за концы полотна (холст) с возгласами: «Тяни холст, будет толст!» Тянут друг друга к себе, стараясь стащить с чурок. Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснётся земли.
- В игру мы поиграли, а вот холсты помялись. Отгадайте, какой предмет поможет нам исправить ситуацию:
По полотняной стране, по реке простыне,
Плывёт пароход то назад, то вперёд,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать. (Утюг)
- Холсты надо погладить утюгом. Есть ли в музее утюг? Найдите его.
Дети указывают на электрический утюг.
- Это мой утюг. Я его из дома принесла. У кого дома есть такой же утюг? Как работает электрический утюг?
- Представьте, что электричества нет. Триста лет назад такие же дети, как и вы играли в «Холсты». Как бы они погладили полотно без электричества?
Найдите предмет, похожий на наш современный утюг? Дети показывают на чугунный утюг.
- Попробуй, подними его! Такой утюг грели на плите, и когда он нагревался – гладили одежду.
- Есть утюг, который не надо было ставить на плиту или в печь. У этого утюга открывается крышка, а внутри – пусто, как шкатулка, в которую что-то кладут. Что же можно положить в этот утюг? Правильно, догадались. Это утюг, который нагревался угольками. Вот, посмотрите: ручка поднимается, внутрь клали горячие угольки. Так нагревался этот чугунный утюг.
- Ребята, из какого материала сделаны все эти утюги? А как же гладили одежду, когда человек ещё не научился изготавливать предметы из металла?
В нашем музее быта есть предметы для глажения белья. Они деревянные. Найдите их. (Дети затрудняются)
Демонстрация экспонатов воспитателем.
- Один из предметов – рубель, второй – валёк. Рубель – толстый деревянный брусок с рифленой поверхностью. Бельё наматывали на валёк, а рубелем раскатывали помятую ткань. Давайте погладим ткань, как гладили много веков назад наши предки. Для этого мы возьмём валёк и наш холст. Наматываем холст на валёк. Сверху рубелем раскатываем ткань.
- Кто хочет попробовать погладить ткань таким способом? Тяжело было гладить бельё?
- Скажите, каким утюгом легче всего погладить одежду?
- Какие меры предосторожности надо соблюдать при глажении белья?
- Что общего у всех утюгов? Чем они отличаются?
- Давайте немного пофантазируем на тему: «Каким будет утюг в будущем?»