Сватлана Буракова
Конспект занятия по музыке «Шум дождя»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Развивать восприятие художественного образа в музыке и изобразительном искусстве. Развивать художественно-эстетическую культуру. Формировать умение различать изобразительность в музыке, средства музыкальной выразительности.
Оборудование. Иллюстрация: Ф. Васильев «Перед дождем». Иллюстрация с изображением осеннего дождя. Компьютер, проектор.
Публикация «Конспект занятия по музыке „Шум дождя“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Погода и природные явления
- Темочки
Репертуар. «Дожди», муз. Г. Свиридова; «Облака плывут», муз. С. Майкапара.
Дети входят в зал, обходят его и садятся на стулья.
Ход занятия
Музыкальный руководитель. Мы с вами много говорили об осени и ее приметах. Среди них вы называли дождь. Дожди идут не только осенью. Когда еще идут дожди? (Ответы детей.) Весенние, летние и осенние дожди — все они разные. Весенний дождь дает жизнь молодой свежей зелени, природа оживает и словно умывается этим дождем. Весенний дождь вызывает чувство радости, восторга. Вот как об этом писал русский поэт Федор Тютчев.
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Летний дождь часто называют грибным. Во время летнего дождя часто светит солнышко, он бывает непродолжительным. После такого дождя в лесу хорошо растут грибы, потому его и называют грибным. Осенние дожди, как правило, продолжительные, моросящие, иногда все небо затягивается тучами, и дождь идет целый день. О таком дожде говорят, что он никогда не кончится. Шум осеннего дождя часто вызывает грустное настроение, тоску, печаль и сожаление о том, что прошло лето. Вы уже не можете побегать под теплым дождем и пошлепать босиком по лужам. Осенние дожди холодные. Слушаем пьесу «Дожди».
Дети слушают пьесу «Дожди» (муз. Г. Свиридова).
Музыкальный руководитель. Скажите, какая это музыка? (Ответы детей.) Конечно, эта музыка веселая, радостная, в ней можно услышать, как сверкает на солнышке дождик, как переливаются разными огоньками его капельки. Можно сказать, что музыка озорная, дождь как бы поиграл с людьми и прошел. В средней части можно услышать, что шум дождя усилился, а потом дождь опять запрыгал легко по дорожке и прошел. (Звучат фрагменты пьесы.) Летом бывают и продолжительные дожди. Иногда по небу начинают плыть тучи, поднимается ветер, становится темно и даже страшно — надвигается гроза. Посмотрите на картину художника Федора Васильева «Перед дождем».
Дети слушают пьесу «Облака плывут» (муз. С. Майкапара).
Музыкальный руководитель. Что эта музыка изображает? (Ответы детей.) Конечно, эта музыка страшная, потому что надвигается гроза, гремит гром, сверкают молнии. Грозы в основном бывают летом. При грозе идет сильный дождь-ливень. Мелодия звучит низко, страшновато. Плывут темные тучи, надвигаясь друг на друга. (Дети слушают произведение.) Эта пьеса напоминает вам дождик какого времени года? Какая она по своему настроению? Правильно, этот дождик наверняка осенний, грустный и скучный. Он бесконечный и навевает печальное настроение. Тихо стекают с веток капли холодного дождя. Писатель Иван Тургенев писал:
Стекают с веток капли дождевые,
Как будто тихо плачет каждый лист.
Давайте посмотрим, как художник изобразил осенний дождь (дети рассматривают иллюстрации). Итак, дождь в разное время года шумит и звучит по-разному. Музыканты, художники, поэты и писатели в своих произведениях тоже по-разному изобразили дождь.
Педагог оценивает работу детей и прощается с ними до следующего занятия.