Елена Паршина
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе «Сказочные друзья»
«Познание : формирование целостной картины мира»
Цель: содействовать развитию зрительного восприятия, наблюдательности; поддерживать инициативу детей в действиях с объектами неживой природы; расширять и обогащать представления детей о свойствах предметов, их признаках; активизировать употребление в речи прилагательных (холодный, теплый, круглый) и глаголов (тает, обозначающих свойства объектов неживой природы; способствовать развитию грамматического строя речи; развивать произносительную сторону речи.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе „Сказочные друзья“» размещена в разделах
Дидактические приемы: игрушка «Колобок», мячики по количеству детей, комочек снега, снежки из папье – маше в ведерке.
Методические приемы: игровая мотивация, художественное слово, физкультминутка «Колобочки», обследование снежочка, показ и комментирование действий, игра «Снежки».
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», знакомство детей с зимними явлениями природы, со свойствами снега (таяние).
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель и дети находятся в групповом помещении. Раздается звук-звон крышки кастрюли.
Воспитатель: Ребята, вы тоже слышали этот звук?
(Утвердительные ответы детей.)
Воспитатель: А, как вы думаете, откуда этот звук раздается? Что это звенело? (Ответы детей)
Звон раздается повторно несколько раз. Воспитатель подходит к кастрюле на столе, откуда доносятся звуки.
Воспитатель: Ой, смотрите-ка, кастрюля. Что же там, внутри? Хотите узнать? (Согласие детей)
Воспитатель осторожно поднимает крышку и демонстрирует детям содержимое кастрюли.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, в кастрюле - тесто! А вы знаете, для чего нужно тесто?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! Из теста пекут хлеб, пироги, плюшки, печенье…
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, похоже к нам пришли гости, давайте откроем дверь и посмотрим, кто это?
Воспитатель открывает входную дверь, на пороге «стоит» герой русской народной сказки – Колобок.
Воспитатель: Здравствуй! А ты кто такой? Откуда взялся и зачем к нам пожаловал?
Колобок: Здравствуйте, ребята!
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребён,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел
Я от бабушки ушел!
И заблудился…
Воспитатель: Не расстраивайся, Колобок, мы обязательно тебе поможем, и ты опять вернешься к себе домой!
Воспитатель осторожно берет в руки игрушку Колобка, ставя его на стол, делает вид, что герой сказки горячий.
Воспитатель: Колобок, какой ты теплый! Ребята, а как вы думаете, из чего бабка испекла колобок?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, колобок испечен из теста. Ребята, а в чем пекут хлеб и пирожки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, в печке. Вот я и поняла, почему наш Колобок такой теплый! Он только что испечен!
Воспитатель предлагает детям потрогать колобок и убедиться, что Колобок теплый.
Воспитатель: Ребята, а какой формы наш сказочный герой-Колобок?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, Колобок круглый. А вы хотите поиграть с нашим сказочным другом?
Дети: Да!
Воспитатель: У нашего друга Колобка есть маленькие друзья - Колобочки, с ними-то мы и поиграем!
Воспитатель раздает малые мячи каждому из детей.
Физкультминутка «Колобочки»
Жили-были дед да баба на полянке у реки (наклоны вправо-влево)
И любили очень-очень на сметане колобки (поглаживают мячики)
Хоть у бабки мало силы, бабка тесто заместила (катают мяч из стороны в сторону)
Колобок испекла, показала деду, вкусный колобок к обеду (руки вытягивают вперед с мячом)
Очень круглый, очень вкусный, даже есть его мне грустно,
Бросим колобочки вверх и поймаем дружно их (подбросить и поймать мяч)
Колобочки утомились и в корзину покатились!
Колобок: Как ребята мне у вас понравилось, может я останусь с вами в группе и вам интересно и мне не скучно!
Воспитатель: Колобок, нам тоже так понравилось с тобой! Оставайся! Мы с ребятами обязательно будем с тобой играть! Правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель размещает Колобка в кукольном театре среди других кукол.
Снова раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, похоже у нас опять гости, давайте посмотрим кто это!
Воспитатель открывает дверь, на пороге стоит Снежок.
Воспитатель: Здравствуй! А ты кто такой? Откуда взялся?
Снежок: Я прикатился с улицы. Меня слепил мальчик. Он с другими ребятами играл в снежки.
Вот я летел, потом катился
И у вас вот очутился!
Смотрю, что у вас в группе много ребят, дай, думаю поиграю.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, из чего слепил его мальчик?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, снежок слепили из снега. Ой, посмотрите, ребята, да наш друг заплакал… Как вы думаете почему Снежок плачет?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. В нашей группе тепло, и поэтому снежок, начал таять. Ребята, давайте пожалеем нашего друга, погладим.
Воспитатель предлагает дотронуться до снежка.
Воспитатель: Ребята, а какой Снежок?
Дети: Холодный.
Воспитатель: А, какой он формы?
Дети: Круглый.
Воспитатель: Ребята, от наших прикосновений наш друг подтаял еще больше, с него капают капельки воды.
Снежок: Да, ребята, с вами, конечно, весело, но я совсем не люблю тепло, и поэтому сейчас растаю.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, как можно помочь нашему холодному другу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! Нужно его отпустить обратно на улицу, вынести туда, где холодно.
Снежок: Ура! Я снова буду играть с детьми! На улице так весело и интересно!
Воспитатель: Мы тебе сейчас бока поправим и обратно в путь дороженьку отправим!
Снежок: Вы, ребята, сейчас пойдете гулять, а я вас там, на улице буду ждать с нетерпением! Пока! До встречи!
Воспитатель: Ребята, как много друзей у нас с вами сегодня появилось! Кто это?
Дети: Колобок и Снежок.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем они похожи и чем отличаются?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, они оба круглой формы, но один горячий, а другой холодный. Мы обязательно еще не раз встретимся с нашими сказочными друзьями! А теперь я вам предлагаю поиграть в снежки прямо в группе.
Игра «Снежки»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили: «Лепят» снежок в ладошках.
Круглый, Обводят пальчиком вокруг снежка.
Твёрдый, Сжимают снежок в ладошках.
Очень гладкий, Гладят снежок.
Но совсем, совсем не сладкий Грозят указательным пальцем.
Раз – подкинем, Подкидывают снежок вверх и ловят.
Два – поймаем, Подкидывают снежок вверх и ловят.
Три – уроним и подарим! Подкидывают снежок вверх, роняют.
Складывают снежки в ведёрко