Людмила Груздева
Занимательный речевой материал для закрепления и автоматизации трудных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
"Занимательные игры по речевому развитию".
Хочу поделиться накопленным материалом. Знаю, что многие используют его в работе, кто-то полностью, кто-то частично.
Мною несколько раз проводились семинары для коллег по речевому развитию детей в рамках нашего дошкольного учреждения и для комитета по образованию нашего города.
Публикация «Занимательный речевой материал для закрепления и автоматизации трудных звуков» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста развиваются только при помощи игр. Как бы мы не старались просто заниматься с ними в виде урока, вряд ли это принесет положительный результат. В течении нескольких лет я изготавливала, приобретала, систематизировала игры.
Первое, на чем хочу остановиться - игры на развития дыхания, работы над воздушной струей:
1. "Свистульки".
Они продаются в магазинах, все для одноразового использования. Я использую их не только для дыхания, но и для развития фонематического слуха (дунь тихо-громко; послушай как звучит и ответь, а еще для празднования дней рождений.
2. "Буря в бутылке".
Наполнитель для бутылочек можно использовать по вашему усмотрению (вода, шарики пенопласта,легкие бусинки). Трубочки для бутылок тоже одноразовые. Я использую их еще для экспериментирования.
3. "Вертушки".
Использую еще для экспериментирования с воздухом, ветром.
4. "Самолетики".
Изготавливает сам ребенок из ваты тонкую, легкую полоску и кладет ее на кончик носа. ЕЕ надо сдуть. Можно организовать соревнование "Чей самолет выше взлетит".
5. "Футбол".
Я эту игру люблю еще и за то, что здесь можно задействовать моторику рук ребенка, что я и делаю. Дети изготавливают "мячики" для игры из ваты, фольги, оберток от конфет. В нее можно играть одному и двум детям.
Второй большой раздел посвящен развитию моторики рук.
1. Всевозможные бусинки.
Нанизываем их на шнурок и можем поиграть: выкладываем из них буквы, над которыми идет работа логопеда.
2. Пуговицы.
Также выкладываем их на изображения букв. Можно составлять слоги и даже слова. Все зависит от поставленной цели.
3. "Шагалочка"
Можно использовать сетки для раковины, но мне больше нравится работать с палочками Кюизенера. Их прелесть в том, что ребенок может сам выложить поле из квадратов, сам подобрать палочки по цвету и длине, но главное, что при прохождении от одного края поля (ставим игрушки на разных сторонах поля) к другому, чтобы поздороваться игрушкам, надо больше напрягать пальчики, ведь высота здесь получается значительная, нежели у решетки (более плоская).
4. Массажные мячики "Ежики".
Дети очень любят с ними играть, не только массаж пальцев и рук. Можно задействовать их при массаже шеи, плеч, но надо быть предельно осторожным. Главное - НЕ НАВРЕДИ, поэтому без специальных знаний я не советую это делать. Еще мы рассказываем ежикам сказки, стихи, поговорки и т. д.
5. "Фонтанчик".
Сделан он из пластиковой пятилитровой бутылки с прорезями сбоку для рук. Все обработано, чтобы дети не поранились. Наполнителем служат большие бусинки, которые мы нанизываем, можно использовать желуди. Очень нравится запускать туда ручки и делать "Фонтанчик".
6. "Крупинка".
Здесь мы играем с рассыпанными крупами на столе. Крупу используем любую (гречку, перловку, пшено, но отдаем предпочтение манке). Дети с огромным удовольствием рисуют на ней, пишут буквы, даже лепили Колобка. Попробуйте, восторгов много.
7. "Сухой бассейн".
В большую прозрачную коробку я насыпала наполнитель. Наполнитель меняю: каштаны, Желуди, перловая крупа, чистый древесный наполнитель, даже опилки (надо смотреть, чтобы не были травмоопасны). Прячем внутрь игрушки и ребенок должен их найти и на ощупь отгадать кто это. Важно, чтобы перед тем как прятать игрушки, ребенок должен их внимательно изучить.
8. "Моталочки".
Можно использовать их наматывая на палочку и одновременно утрированно произносить определенный звук, слоги. В заключении можно прочитать стихотворение, рассказать сказку, выразить пожелание.
Следующий раздел очень большой на закрепление звуков в слове, правильное употребление окончаний и предлогов, определение места (начало, середина, конец) звуков в слове
1. "Парочки" - найди пару.
2. "Кто, где спрятался?" - предлоги.
3. "Сколько"
4. "Лесенка" - произнесение слова с заданным звуком.
Ребенок сам строит лесенку из конструктора и шагает по ней с какой либо игрушкой произнося слова с заданным звуком. Поднимается на ступеньку только тогда, когда выполнил задание. Можно усложнять игру - называть слова с определенным звуком в середине, начале, конце слова.
5. "Планеты" - трех цветов круги и звезды к ним (красный, синий, зеленый).
Называем слово с заданным звуком, ребенок определяет, на какую планету надо доставить слово. За правильный ответ получает звезду.
6. "Автомобили" - три цвета, распределяем груз (картинки, слова с заданным звуком.
7. "Кто в домике живет?" - играем также.
Возможно кто-то удивится, ведь раньше мы не использовали красный цвет для определения гласных в слове. Просто я столкнулась с проблемой: Дети не слышат гласные и они выпадают в речи, вот и решила добавить. Результат хороший.
8. "Накорми зайку" - заданный звук.
9. "Звуковая дорожка" -произносим звук пока не закончится дорожка.
Дети рисуют дорожку на "Игровизоре" (игры Воскобовича) и находят картинку с заданным звуком сами.
10. "Отправляемся в путешествие" - по готовой дорожке (взято из игр Воскобовича, можно дать ребенку нарисовать ее заранее красочно собираем только те изображения, в которых есть определенный звук.
11. "Живой звук" - йотированные звуки.
Игру эту я купила очень давно и влюбилась. Это сказка про йотированные звуки. Дети очень любят в нее играть, когда поймут смысл игры. Я даже играла с использование театрализованных действий. Каждый ребенок изображал какой-то звук и они стали жить вместе в одном доме. Было очень интересно и запоминающе. Мы даже показывали это действие для других деток.
12. "Яблонька" - составь слово при помощи шнурка (игры Воскобовича- очень их люблю).
Последний раздел не слишком богат, но ему мало уделяется внимание. Это Фонетико-Фонематическое развитие.
1. Конечно же различные музыкальные инструменты "Угадай что звучит?", детям очень нравится.
2. "Волшебная шкатулка".
Детям показывают только шкатулку, а вот что внутри остается тайной. Надо отгадать что звучит. Звук издает педагог (шуршание бумаги, фантиков, пластикового пакета, обыкновенной молнии). Вроде примитивно, но дети в восторге, им нравится и угадывают.
3. "Найди пару" - по одинаковому звуку.
В упаковку от сюрприза, который остался от игрушки шоколадного яйца насыпала разную крупу, одинаковое количество, надо найти одинаковое звучание.
Вот и все. Надеюсь кому-то эти игры принесут пользу и окажут помощь в работе.