Светлана Данилина
Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста.
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т. д. Занимательные задачи и головоломки составлены на основе знания законов мышления. Догадке как способу решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков.
Публикация «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Психологи и педагоги Я. Л. Пономарев, В. Л. Крутецкий, Б. Л. Кордемский, А. Насыров и др. определили влияние задач-смекалок на умственное развитие детей. Задачи-смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно. К решению занимательных задач дети приходят в процессе поисковых проб. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.
Смекалка – это особый вид проявления творчества, нахождение способа решения. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. Обучение решению занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребенок, решающий задачу, на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ. Итак, значение элементарных математических занимательных игр и задач состоит в формировании у детей интереса к изучению математики в дальнейшем, развитии умственных способностей, смекалки, сообразительности.
Классификация занимательного материала
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.
Классифицировать его можно по разным признакам:
по содержанию и значению,
характеру мыслительных операций,
по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений во вне учебного времени.
Место занимательного материала в педагогическом процессе
Во время непосредственной образовательной деятельности
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, доказательности рассуждений, желания проявлять умственную способность, напряжение. Чтобы этот интерес не угасал, данный материал рекомендуется использовать в игровой форме. Для этого хорошо подходят дидактические игры ("Волшебный круг", "Въетнамская игра", "Колумбово яйцо", "Головоломка Пифагора", "Архимедова игра" и др.) и игровые упражнения ("Продолжи ряд", "Найди такую же", "Какая фигура лишняя?", "Поиск недостающей фигуры" и др.) , которые наиболее часто применяются в современной практике дошкольного воспитания. Они способствуют совершенствованию математических представлений детей и развитию логического мышления. Дидактические игры непосредственно включаются в содержание НОД. Итак, в процессе обучения дошкольников математике, игра непосредственно включается в НОД, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
В самостоятельной деятельности
В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и использование пособий, настольно-печатные, такие как «Домино фигур», «Составь картинку». «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы и др. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. В течении года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном использовании у детей занимательные игры, игровые материалы и пособия. Например, логические игры «Отгадай число», «Найди ошибку»; дидактические игры «Математическая рыбалка», «Найди отличия», «Подбери кружок»; печатные пособия «Лабиринты», «Кроссворды», «Ребусы», «Шарады».
Именно в самостоятельной деятельности ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата, разговаривает со сверстниками и педагогом, высказывается по поводу игровых действий, сущности игры и т. д. В свободной деятельности ребенок располагает временем дли освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей. Он постепенно овладевает умением соотносить цель и результат, элементами самоконтроля, адекватной оценкой своих действий и результата.
Итак, при постепенном успешном включении детей н полноценную, доступную возрасту интеллектуальную деятельность реализуются идеи развивающего обучения. В содержательных играх, на занятиях педагог способствует развитию у детей :
— интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
— образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;
— произвольного внимания: умения использовать приемы мнемотехники;
— способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др. ;
стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
В заключение хочется отметить, что дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в образовательный процесс, являясь средством освоения новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.