ирина кизимова
Занимательная математика как средство развития логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из наиболее актуальных и важных задач детского сада является подготовка детей к школе.
В школах, работающих по развивающим программам, учебники математики построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности, основным содержанием являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера
В связи с этим работу с детьми я стала строить в увлекательной для дошкольников игровой форме:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление
- Логическое мышление. Консультации для педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
•особое внимание уделяю введению детей в мир логики, моделирования; умению пользоваться символикой, знаками, схемами; выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира;
•знакомлю с математическим содержанием, закрепляю его через самостоятельную поисковую и практическую деятельность;
•развивающие задачи решаю с учётом индивидуальных возможностей развития ребёнка;
•дети, независимо от возраста, включаются в решение творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, смоделировать, сгруппировать, установить соответствие.
Такой подход даёт возможность творчески отбирать материал в соответствии с материальным оснащением педагогического процесса, количеством детей в группе, уровнем их подготовленности.
Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:
•логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);
•игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, палочек Кюизенера, логические блоки Дьенеша (данный материал универсален : его можно использовать во всех возрастных группах, варьируя по степени сложности;
•игровой набор «Дары Фребеля» (Данные игры, можно использовать при реализации любой из программ дошкольного образования, каждая игра способствует решению задач из других образовательных областей, формирую универсальные качества ребенка, способствуя развитию восприятия, мышления, речи, внимания, памяти; развитию познавательно — исследовательской деятельности, расширению кругозора, развитию элементарных математических представлений. Это такие игры как: «Запоминай, не зевай!», «Ее величество точка», «Капризная принцесса», «Волшебный мешочек», «Туристический автобус», «Одного поля ягода», «Большая стирка».
•загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросыс математическим смыслом (этот материал создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность, способствует уточнению и закреплению знаний. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, смелость в предположениях, понимание юмора. Результат решения зависит от жизненного опыта детей, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умение видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном).
•игры – головоломки («Пифагор», «Танграм», «Листик», кубики «Сложи узор»; (Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач).
• дидактические игры: («Живые числа», «Сложи фигуру», «Сложи из палочек», «Матрешки», «Подбери фигуру», «12 месяцев», «Угадай, какое число пропущено», «Сломанная машина», «Встань на свое место».
•Настольно-печатные игры («Большой — маленький»; «Один — много», «Логическое домино»; «Цвет и форма»).
Прежде, чем внести игру в уголок, внимательно рассматриваю с детьми, из чего она состоит, знакомлю с правилами игры, общими способами действий. Предусматриваю период «свободной» игры, что бы дети в самостоятельной, практической деятельности осознали качественные свойства деталей, отношения между ними.
Игры в уголке имеют разную степень сложности. Ведь дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. В свободной деятельности ребёнок располагает временем для освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей, высказывается по поводу игровых действий, сущности игры и так далее.
Я учитываю, что интеллектуальное путешествие будет ещё более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить, что воспитатель должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным ошибаться, и, во-вторых, не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Использование в своей деятельности игрового занимательного математического материала помогло мне достичь следующих результатов в работе:
•Добиться положительной динамики педагогической диагностики математического развития
•Готовность воспитанников к школьному обучению
Вывод:
Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.