Насыпова Юлия
Опыт работы тьютора с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Заметки тьютора
Всем, читающим эту статью, я прежде всего желаю Вам и вашим родным и близким здоровья. Ведь здоровье это самое ценное и важное в современных условиях жизни. Особенно я ощутила это несколько лет назад, сменив свой род деятельности, вот об этом я и хотела вам поведать и поделиться своим опытом – опытом тюторства.
Тьютор — это специалист-наставник в образовательной сфере.
Его задачи:
• помогать студентам разобраться в учебном материале;
• развивать навыки;
• достигать высоких результатов в учёбе;
• развивать умение мыслить критически и самостоятельно.
Работа тьютора требует не только обширных знаний в своей предметной области, но и умения эффективно коммуницировать с учащимися и находить подход к каждому воспитаннику. Это общее определение. А в моем случае
Тьютор – это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельности и организует условия для складывания и реализации индивидуальной, образовательной траектории ребёнка.
Меня зовут Юлия, и я работаю тьютором в группе с задержкой психического развития для детей 3-8 лет. Её посещают 12 детей с различным диагнозом – от расстройства аутистического спектра до ЗПР, то есть задержка психического развития.
Эти дети отличаются от других детей. Они не такие как обычные дети, они не лучше и не хуже, они особенные дети. Наполняемость данной группы до 9-12 детей и один тьютор на группу. Специфика работы тьютора состоит в том, что все эти дети так или иначе нуждаются в тьюторе, так как они все «особенные» и имеют ограниченные возможности здоровья.
На момент, когда я пришла работать в эту группу, её уже посещала Мелания. Это необычная девочка. У неё аутизм. Аутизм (от греческого – сам) - это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний. За ней было так интересно наблюдать. Она очень любит собирать пазлы и каждый день, когда появлялось свободное время, она тратила его именно на пазлы. А собирает пазлы она избирательно: от персонажей, которых видела в мультиках и до любимых героев сказок, которых видела в любимых ею книжках. При чем, если попросить её нарисовать что-то конкретное, то зачастую она отказывалась. Со сверстниками она естественно целенаправленно практически не контактировала, но если у нее что-то забирают, то постоять за себя может без сомнения. Её настроение зависело о того выспалась ли она сегодня. А так как режима дома у нее не было и ложиться спать она могла и в 2, и в 3 часа ночи, то периодически она приходила без настроения. В детский сад они приходили поздно – около 9-ти часов, когда мы уже готовились к занятиям. Все разговоры с мамой о необходимости режима для ребенка были бесполезны, так как воздействовать на нее она не могла. Объясняла это тем, что очень сложно вечером отобрать у Мелании любимые игрушки, которые она носила и носит повсюду с собой и она не хочет портить отношения с ней и ругаться. Частые перепады настроения также сказывались и на желании ребенка выполнять задания и следовать инструкции во время задания - она могла капризничать. Лепку, аппликацию, рисование Мелания выполняла по настроению и по образцу, если ей нравилось данное задание, соблюдая при этом все цвета и последовательность. Задания, которые требовали проявления воображения, вызывали у неё затруднения. Эта девочка очень привлекательна и мила в своей внешности, она может замечательно петь, интонировать музыке, при этом очень требовательна к своим желаниям и сиюминутным капризам. Несмотря на свои сложности в характере и неустойчивое внимание, мы научились считать и пересказывать фрагменты сказок. У неё помимо любимых игрушек есть свои предпочтения в просмотре любимых мультфильмов, сказок, а также при прослушивании аудиосказок, песен из мульфильмов. Мелания очень импульсивна, плохо концентрирует своё внимание при выполнении каких-то сложных задач, быстро теряет интерес к какой-то определенной игре, если её не устраивает в ней что-то, не соблюдает правила игры и другой деятельности.
Перед нами встала задача - как до неё достучаться, чтобы она хотя бы немножко приоткрыла дверь в свой мир, чтобы заметила других детей, заинтересовалась их деятельностью. Учитывая особенности ребенка, мы должны помочь ему приспособиться к этому миру.
Второй случай ребенка с РАС: когда Максим пришёл в группу, несмотря на схожий с Меланией диагноз этот мальчик был спокойным, рассудительным, что выделяло его среди других таких же детей. Ребенок любил игровую деятельность, особенно конструирование. Легко и непринужденно собирал сложные конструкции ЛЕГО, которые требовали усидчивости, напряженности в работе, концентрации внимания и развития мелкой моторики. Если Мелания отвергала и избегала сложные игры, в виду своей неусидчивости и отсутствия концентрации, то Максим, наоборот был всецело поглощен данной деятельностью. Этот мальчик очень любознателен, активен, интересуется звёздным небом и космосом. Может вылепить с помощью взрослого что-то, связанное с космосом и только. Этот мальчик категорически не любит ни лепить, ни рисовать, так как избегает непосредственного контакта с красками, пластилином и другими инструментами, и орудиями изобразительной деятельности, создаётся впечатление о некоторой брезгливости с данными предметами. При этом, ребенок бегло умеет читать, считать, выполнять сложные задачи и слушать словесные инструкции. В отличие от предыдущей девочки, он более лояльно относится к общению с другими детьми, но выбирает более спокойных сверстников, также избирателен в выборе партнеров по играм. Не конфликтен, при необходимости может уступить, видя целесообразность в данной ситуации. Это лишь некоторые случаи из моей практики тьюторства.
Жизнь группы детского сада - это постоянное взаимодействие и общение детей и взрослых: это режимные моменты - прогулка, приём пищи и т. д. ; образовательная и иные виды деятельности. Мы понимали, что для выполнения этих задач требуется дополнительное внимание к ребенку. И в этом ему поможет тьютор.
Я, как тьютор, ежедневно помогаю им приспособиться к социальным правилам, распорядку дня. Помогаю воспитателю в работе с «особенным» воспитанником, хотя все наши воспитанники «особенные».