алина мирошниченко
Залог успешного применения системы Марии Монтесcори для развития и обучения детей. Сенситивные периоды
▼ Скачать + Заказать документы
Залог успешного применения системы Марии Монтессори для развития и обучения детей. Сенситивные периоды.
Система Монтессори- особая система «свободного воспитания» и обучения детей, разработанная итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. (1870-1952)
Публикация «Залог успешного применения системы Марии Монтесcори для развития и обучения детей, Сенситивные периоды» размещена в разделах
Монтессори отрицала необходимость активной роли педагога в процессе воспитания, считая, что взрослый навязывает ребенку собственную систему ценностей и установок и тем самым тормозит его естественное развитие. Работа воспитателя, согласно системе Монтессори, должна быть ориентирована на самообучение ребенка : дети вольны сами выбирать себе занятие, однако выполнять его будут так, как задумал педагог.
Приобретение новых знаний, развитие моторных навыков и сенсорного восприятия помогает разработанный Монтессори дидактический материал- набор строго определенных по цвету, размеру и форме кубиков, цилиндров, вкладышей, рамок с гнездами, рамок для шнуровки и застегивания пуговиц….
Ребенок сам неустанно и непрерывно трудятся над своим развитием. Он познает мир через многочисленные повторения разных действий. Все вокруг привлекает его и помогает расти. Дети способны так концентрировать свое внимание, что не слышат и не видят ничего вокруг. Их главная работа- игра. Дети становятся послушными, если им есть чем заняться и дело их увлекает. Роль взрослого может сводиться лишь к тому, чтобы показать, как обращаться с развивающим материалом, как совершать то или иное действие.
Ребенок впитывает информацию как губка: смотрит, слушает, крутит в руках и пробует на вкус все, до чего может дотянуться. С помощью тактильных, зрительных и вкусовых ощущений он конструирует свое сознание. Ребенок находится в постоянном развитии. Успехи маленьких учеников напрямую зависят от того, насколько точно взрослые готовят детскую развивающую среду.
Монтессори обустроила классы так, что дети могли абсолютно свободно и самостоятельно действовать. Мебель и предметы, рассчитанные на рост ребенка, дают ему свободу движений и стимулируют развитие всех его чувств. Монтессори разработала целый комплекс развивающих материалов, помогающих ребенку овладеть всем спектром знаний о мире. Эти материалы требуют минимального вмешательства взрослого в процессе обучения.
Желание быть независимым- одно из самых сильных чувств ребенка, считала Монтессори. Поэтому, главная забота взрослых, наблюдать свободное развитие детей, создавать атмосферу, необходимую для их роста и реализации творческой энергии.
Дети нуждаются в нашей помощи, но включаться в решении их проблем нужно только тогда, когда ребенок просит: «Помоги мне сделать это самому».
0-3
0-3- это сенситивный период. Играет очень важную роль в развитии психических функций. Учет сенситивных периодов нужен прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.
Ребенок от 0-3лет (М. Монтессори характеризовала его как духовный эмбрион) представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей- в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в мире.
Монтессори с помощью создания «подготовленной среды» и с помощью специальных упражнений в навыках практической жизни дает необходимый уровень жизненного опыта и самостоятельности, за счет сформированного у ребенка чувства порядка.
Сенситивный период восприятия порядка. Этот период (0-3) подробно не описан нигде, кроме работ Монтессори. Причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает, примерно 2-2,5г.
Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего внешний порядок. На основе внешнего порядка ребенок строит внутренний порядок в самом себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок приведет к порядку в мыслях, поступках, да и уровень саморегуляции поведения в целом- будет развит на столько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от 0-3.
Каждое занятие начинается с приветствия в кругу. Круг- это особая форма работы в методе Монтессори. Он включает в себя приветствие- «эмоциональное» начало работы, дети здороваются со своими друзьями и педагогами. В кругу также проводятся презентации материала, знакомство с окружающим миром- природой и социальной действительностью. Затем идет свободная работа с Монтессори –материалами, т. е. индивидуальная работа каждого ребенка в специально подготовленной развивающий Монтессори-среде.
Мы должны помнить, что ребенок начинает развиваться только он появился. Он действует руками задолго до того, как начинает ходить, руки будут умелыми только в том случае, если им были предоставлены возможности для развития. Как только ребенок начинает ходить увеличивается его кругозор и манипулирование еще большим количеством предметов. И здесь опять нам необходима специально подготовленная среда, которая позволит ребенку разрушать, разбирать, вкладывать, кидать предметы. Ведь предметно-манипулятивная деятельность в этом возрасте является ведущей.
3-6
В возрасте от 3-6л. Ребенок, согласно точному образу Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии- речевого, сенсорного, социального, двигательного, т. е. ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого, точнее- намного тоньше. А для этого надо предоставить ребенку возможность упражнять свои органы чувств с помощью сенсорного Монтессори-материала. Естественно, что наиболее подходищие условия для развития ребенка в этом возрасте предоставляет «подготовленная среда». Здесь всегда есть все необходимые составляющие: сенсорный материал, речевой…. И, наконец, другие дети, несущие несчетное количество ситуаций, которые могут стать прекрасным материалом для упражнений навыков социального поведения.