Инна Малышева
Дошкольное детство — залог успешного обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на то, что российское законодательство на этапе дошкольного образования не предусматривает задачи специальной подготовки к школе, тем не менее, сложившаяся практика, стереотипы, существующие у родителей, ставят такую задачу. Появляются вопросы – Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка?
Одни считают, что надо готовить малыша, начиная с трех лет, другие – за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка – это и есть подготовка к школе.
Публикация «Дошкольное детство — залог успешного обучения в школе» размещена в разделах
Многие родители считают, что готовность к школе заключается в интеллектуальных знаниях. На самом же деле, готовность – это определенный уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своем развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий.
Если взглянуть на спектр предложений на услуги по развитию детей, то мы увидим, что они, в основном, касаются интеллектуального развития. Это очень хорошо. Однако за гонкой воспитать в своем ребенке таланты, родители часто забывают, а иногда и не знают, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Игра позволяет развить не только интеллект, но и помочь ребенку разобраться в невообразимо огромном для него количестве чувств, эмоций и переживаний. Игра способствует развитию воли и целеустремленности. В игре мы можем моделировать ситуации, из которых ребенок может получить опыт конструктивного общения и со сверстниками, и со взрослыми. Игра позволяет развить творческие способности и фантазию. Игра создает условия для того, чтобы конструктивно выплеснуть негативные эмоции и поделиться положительными. В правильно организованной игровой деятельности ребенок получает всестороннее развитие: и физическое, и интеллектуальное, и эмоциональное.
Часто, услышав от психологов формулировку: ваш ребенок не готов к школе, родители читают: «ваш ребенок – недоразвитый», «ваш ребенок – плохой», а на самом деле, он просто не доиграл, не прошел следующий этап развития потому, что не закончил предыдущий.
Значит, мы должны дать ему такую возможность.
Педагог в своей работе должен постоянно помнить о том, что дети одного возраста, находящиеся на одном и том же этапе развития, все равно индивидуальности, у одних доминируют одни качества, у других – другие. Если ребенок невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к определенной ущербности, устойчивой потере уверенности в успехе. Педагог должен найти стратегию индивидуальной работы с таким ребенком, которая будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях.
Нельзя забывать о том, что ребенок-дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Именно оно создает условия для того, чтобы ребенок к 6 -7 годам интеллектуально был готов к школьному обучению. Поэтому процесс обучения в дошкольный период должен строиться не на репродуктивной деятельности, а на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска. Профессор кафедры психологии МПГУ Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад».
Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу.
Еще Л. Н. Толстой писал о детстве : «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Конечно, это некоторое преувеличение. Но не случайно внимание государства и общества все больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки личности развития человека. Ведь если мы вовремя поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему, дадим возможность для наиболее полного развития.