Наталья Еркулёва
Закономерность качественных деформаций семьи при рождении больного ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Закономерность качественных деформаций семьи при рождении больного ребёнка на разных уровнях круга проблем, возникающих в подобных ситуациях.
Основные этапы принятия родителями информации о заболевании ребёнка.
Типы реагирования семьи в связи с появлением «аномального» ребенка.
Конструируя социально-психологический климат жизни ребенка с ограниченными возможностями, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Как фактор социализации семья занимает значительно более высокий ранг, чем школа или другие институты формирования личности.
Публикация «Закономерность качественных деформаций семьи при рождении больного ребёнка» размещена в разделах
Главная задача семьи с «аномальным» ребенком является предупреждение конструирования у такого ребенка образа «Я», как «больного» человека, субъекта с ограниченными возможностями, со строго социально заданным кругом притязаний. Необходимо препятствовать формированию у ребенка представлений о границах своих возможностей, в противном случае, существует риск появления у него нежелательных поведенческих реакций.
Согласно исследованиям семейной системы с «аномальным» ребенком, среди функций семьи рассматриваются:
• экономическая, ведение хозяйства и забота о здоровье;
• рекреационная (например, хобби и другие мероприятии, как семейные, так и индивидуальные);
• социализирующая - развитие социокультурных навыков и межличностных взаимосвязей;
• самоидентификация (признание сильных качеств и слабостей, формирование чувства принадлежности);
• аффективная (развитие интимности и способности к воспитанию);
• образовательно-профессиональная (приготовление домашних заданий, осуществление выбора профессии и карьеры).
К традиционным функциям семьи добавляются следующие, специфические:
1) абилитационно-реабилитационная - восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей;
2) корригирующая - исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями;
3) компенсирующая - замещение, перестройка нарушенных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.
Качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, могут проявляться на нескольких уровнях:
1. Психологический уровень.
Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается на длительный период. Это обуславливается многими причинами: психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка, комплексом расстройств, характеризующих аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
2. Социальный уровень.
Семья «аномального» ребенка становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей. Вследствие тех же причин матери детей с особенностями развития оставляют работу или переходят на низкооплачиваемую низко квалифицированную работу. Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние и на взаимоотношения между родителями. Иногда подобные трудности сплачивают семью, однако чаще наблюдается ее распад, что оказывает отрицательной воздействие на процесс формирования личности ребенка.
3. Соматический уровень.
Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.
Психологическое изучение особенностей личностных нарушений, проявляющихся у родителей детей с отклонениями в развитии, позволило выделить 3 группы матерей со специфическими индивидуально-типологическими характеристиками:
• невротичный,
• авторитарный,
• психосоматический типы.
Для родительниц невротичного типа характерны следующие проявления:
• - пассивная личностная позиция, оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а собственной личностной несостоятельности матери;
• - стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами;
• - проявление слабости или инертности при реализации поставленной воспитательной цели;
- постоянно тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо, что, в свою очередь, передается ребенку и может явиться причиной формирования у него невротических черт характера.
Полярные характеристики имеют родительницы авторитарного типа:
• - активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны, стойкое желание найти выход из создавшегося положения, как для себя, так и для своего ребенка;
• - неумение сдерживать свой гнев и раздражение, отсутствие контроля над импульсивностью собственных поступков, склонность к участию в ссорах и скандалах; холодность или отстраненность от проблем ребенка;
• - неравномерный характер применения воспитательных мер: частое использование жестких форм наказания (окрик, подавление личности, избиение).
У категории родительниц психосоматического типа проявляются черты как первой, так и второй групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то безудержная радость, то глубокая депрессия). У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, характерная для авторитарных родительниц.
Таким образом, личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам ребенка: часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе, не обращают внимание на недостатки детей.
Основные фазы, которые проходит большинство родителей детей, узнавших об их тяжелом диагнозе, таковы:
1. Шок. Потеря жизненной силы. Крик «За что!»
2. Депрессия и горевание. Испытание любви. Соотнесение любви к ребенку и любви к другому родителю. Попытка вписать новое в семейную систему.
На этой фазе один из родителей, к сожалению, может уйти, что резко тормозит процесс лечения и развития больного ребенка.
3. Принятие или непринятие. Движение к осознанию или вытеснению.
Те, кто остановился на этой фазе, не все могут осознавать, могут долго находиться в двойственной реальности (принятие и непринятие, при этом, могут быть достаточно активны в помощи тому родителю, который принял факт особенности ребенка раньше.
Создание новой реальности всей семьи. Процесс принятия-непринятия движется по семье (включая всех, вплоть до маленьких детей и домашних животных, иногда возвращаясь и проходя волнами еще раз.
4. Фаза принятия – самая важная для родителей.
Систематическая активность родителя. Кардинальное изменение образа жизни всей семьи (оставшейся части) и включение системных факторов креативной коммуникации, например, поведенческого анализа, дающего, прежде всего, надежду на изменение поведения. А это – самый ценный ресурс для всей семьи и для каждого ее члена. Кроме прочего, эта фаза открывает для общества и государства больше возможностей понимать и помогать таким семьям.
Характеристика семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
Первая группа - родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания - гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов.
Вторая группа характеризуется стилем холодного общения - гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка.
Третья группа характеризуется конструктивным стилем сотрудничества гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
Четвёртая группа - репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
Модели семейного воспитания детей с отклонениями в развитии
Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, данная модель создает условия для искусственной изоляции ребенка-инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой ребенок из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.
Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям.
Такие модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм могут привести аномального ребенка к глубокой психической травме. В случаях же, когда родители предъявляют ребенку непосильные требования, ребенок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых.
Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся, что он не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок. Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности.