Татьяна Киселёва
Закаливающие мероприятия для детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время здоровье является не только личной проблемой каждого человека, но и общественной. Особенно если этот вопрос касается маленького ребенка, в частности дошкольника. За охрану и укрепление его здоровья несут ответственность родители, педагоги, медицинские работники, и общество, в котором он живет и развивается.
Дошкольное образование в нашей стране в последние годы уделяет много внимания оздоровлению дошкольника, так как здоровье детей напрямую связано с благополучием нашего общества. Статистика состояния здоровья маленьких детей на сегодняшний день не дает возможности смотреть в будущее с оптимизмом. Если не уделять должного внимания улучшению здоровья детей, то с возрастом процент заболеваемости будет только расти. Поэтому мы решили уделить внимание — закаливанию.
Публикация «Закаливающие мероприятия для детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения» размещена в разделах
Закаливание – совершенствование функциональных систем, направленное на повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды, т. е. направленное развитие устойчивости организма посредством разработанных методических приемов для увеличения способности быстро приспосабливаться к разнообразным внешним условиям.
Закаливание не должно ограничиваться охлаждающими процедурами. Оно должно стать образом жизни — лишь тогда удастся добиться желаемого эффекта. Анализ научно-методической литературы показывает, что наиболее благоприятные сроки для закаливания приходится на дошкольный возраст.
Цель закаливания :
-укрепление здоровья детей
-развитие выносливости организма при изменении факторов внешней среды
- повышение сопротивляемости организма
Основные правила закаливания ребенка
1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
3. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
4. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.
5. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.
Следует знать, что закаливающие процедуры приносят пользу лишь в том случае, если они проводятся систематически, то есть в одно и то же время регулярно.
Рассмотрим принципы закаливания, которое мы проводим.
1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий.
При закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры.
2. Систематичность закаливания – это регулярное повторение закаливающих воздействий. Следует помнить, что закалить ребенка на продолжительное время, навсегда, невозможно, какие бы усилия к этому не прилагались.
3. Учет индивидуальных, возрастных особенностей организма ребенка – состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов.
4. Наличие обязательной эмоционально положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.
5. Многофакторность закаливания – использование различных агентов: холода, тепла, механического воздействия воздуха, воды и др. (нельзя закаливать ребенка, только, например, водными процедурами. Нельзя заменить прогулки никакими другими средствами закаливания).
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Примерный план закаливающих процедур в течении дня в старшем дошкольном возрасте.
1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю)
3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
- утром
- после завтрака
- на прогулке
- после сна
- на второй прогулке
5. Закаливание :
- оздоровительные прогулки, ежедневно;
- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, (время увеличивается постепенно)
Система мероприятий в старшем дошкольном возрасте отличается от более младшего возраста двигательным режимом и более сильными дозами закаливания (например, умывание, полоскание горла может проводиться прохладной, холодной и даже ледяной водой, увеличивается продолжительность воздушных ванн и ходьбы босиком и т. п.).
Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.
Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.
Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.
Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.
Создавая в группе комплексную здоровьесберегающую, развивающую среду и предъявляя к ней вышеописанные требования, мы формируем благоприятные условия для повышения двигательной активности, для компенсации нарушенных функций организмов, развития самостоятельности, гармонизации физического и психического компонентов здоровья детей.