Светлана Одинцова
Консультация «Закаливание: с чего начать»
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливание - комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низкой и высокой температуры, влажности и движения воздуха, пониженного и повышенного атмосферного давления и др.).
Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. Для этого его необходимо закаливать.
Публикация «Консультация „Закаливание: с чего начать“» размещена в разделах
В организме непрерывно происходят окислительные процессы с освобождением энергии, которая в конечном итоге превращается в тепловую и передается во внешнюю среду. Процессы теплообразования и теплоотдачи регулируются системой терморегуляции в пределах ее восстановительных возможностей и физиологических процессов, направленных на поддержание на определенном уровне относительно постоянной температуры тела человека и теплокровных животных. Механизм терморегуляции начинает автоматически действовать, когда температура внешней среды отличается от температуры тела. В систему терморегуляции человека природа заложила большие потенциальные возможности, что позволяет ему переносить значительные колебания температуры внешней среды без ущерба для здоровья. Нарушение терморегуляции приводит к заболеваниям, а если каким-либо способом полностью прекратить теплоотдачу, то через 4-5 ч человек погибнет от перегрева.
В ослабленном болезнью организме человека процессы терморегуляции нарушаются. Теплоотдача начинает усиливаться, а теплообразование - уменьшаться. В итоге даже при незначительных снижениях температуры воздуха возникает простуда.
Различают «традиционные» и «нетрадиционные» виды закаливания. К традиционным методам закаливания - относятся влажные обтирания. обливания, душ.
К нетрадиционным методам и средствам относятся закаливание атмосферным воздухом с минусовыми температурами, обтирание снегом, купание в холодной и ледяной воде.
Установлено, что увеличение теплообразования у человека, закаленного к холоду, больше, чем у незакаленного, вследствие чего при охлаждении равновесие теплового баланса у него сохраняется дольше, чем у незакаленного.
Механизмы адаптации у новорожденных очень развиты, младенец рождается закаленным. Создание тепличных условий – постоянную температуру окружающей среды, стерильной пищи, отсутствие движений воздуха – отключает врождённую адаптацию за ненадобностью. Стоит только поддержать природные данные младенца, создавая контраст температур и наличие положительного контакта с природой, то есть принимать воздушные, водные и солнечные процедуры, механизм адаптации и закаливания будет не только подерживаться, но и развиваться.
В основе закаливания лежит тренировка терморегуляторного аппарата, стимуляция защитных сил, снижение чувствительности организма к вредным воздействиям раздражителей внешней среды. Процесс закаливания является специфичным, т. е. холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, а высокие температуры к жаре.
При воздействии на кожу младенца холодной воды наступает реакция в виде сокращения сосудов. Раздражение, полученное воспринимающими нервными аппаратами кожи (рецепторами, распространяется и на слизистые оболочки: их сосуды вначале сокращаются, а затем расширяются, при этом происходит выделение жидкости, слизи (насморк, чихание, кашель). Однако есть раздражающие кожу факторы будут действовать постепенно и постоянно, нервы и сосуды к ним приспособятся и реакция организма будет менее выраженной и безболезненной. Это и есть закаливание.
В результате закаливания в коже вырабатывается свойство сохранять, несмотря на действие холода, относительно высокий уровень температуры. Благодаря периодически наступающим сужениям и расширениям кожных сосудов («игра сосудов») к охлаждаемым участкам кожи притекает кровь из внутренних органов, что способствует повышению защиты от охлаждения.
По мнению многих специалистов (И. М. Саркизов-Серазини, А. А. Жемчужников, А. П. Лаптев, С. А. Полиевский, А. М. Фонарев, Л. Г. Грусна, В. П. Шабалов и др., из всех факторов закаливание наиболее сильным и эффективным является вода - естественный стимулятор резервных сил организма.
Закаливание обычно начинают с обтираний. Вначале обтирают верхнюю половину тела (губкой или смоченным в воде полотенцем)‚ вытирают насухо, затем обнажают нижнюю половину тела (А. Н. Колгушкин Л. И. Короткова, 1989). Конечности обтирают от пальцев. Продолжительности процедуры 3-5 мин.
Купание является более интенсивной закаливающей процедурой для малыша. Купать ребенка можно начинать в домашней ванне, как только заживет пупок, где можно легко регулировать температуру воды, добиваясь наиболее благоприятных температурных условий для закаливания ребенка, повышения устойчивости его организма в борьбе с простудными заболеваниями. 9 месяцев ребенок находился в утробе матери, в воде и для ребенка водная среда до 3 месяцев является естественной. Далее плавательный рефлекс, если его не поддерживать, угасает и в результате ребенок утрачивает его. Не надо забывать о принципах закаливания : последовательность и постепенность.
Высокий закаливающий эффект дают морские купания. В этом случае на организм воздействуют и пр., удары волн, солнечная радиация, чистый морской воздух, насыщенный различными солями, и другие факторы.
Закаливание воздухом также способствует совершенствованию механизмов терморегуляции, повышению устойчивости организма к охлаждению и оказывает положительное психоэмоциональное воздействие, нормализует реактивность организма.
При правильной методике проведения воздушных процедур, особенно в сочетании и водными, достигается высокая степень закаленности организма.
Профессор И. М. Саркизов-Серазини любил напоминать своим слушателям: «Куда часто заглядывает солнце, там нечего делать врачу».
Наука о применении солнечных лучей с лечебной и профилактической целью называется гелиотерапией.
На тело человека действует прямая солнечная радиация, исходящая непосредственно от Солнца, и рассеянная, отраженная от поверхности различных предметов (на практике та и другая‚ т. е. суммарная).
Солнечные ванны делят на ванны суммарной, рассеянной и ослабленной радиации. При суммарной радиации человек облучается прямыми, рассеянными и отраженными от облаков, окружающих предметов и подстилающей поверхности солнечными лучами. Действие ванн рассеянной радиации более мягкое, так как прикрывает от прямых солнечных лучей и сохраняет биологическое действие УФ-лучей.
Дозирование солнечных ванн суммарной солнечной радиации проводится в калориях или биодозах (биодоза минимальная продолжительность УФ-облучения кожи, необходимая для возникновения слабой, но ясно очерченной эритемы (покраснения). Одна биодоза составляет 20 калорий.
Исходная доза, которую условно называют лечебной, составляет 5 кал (1/4 биодозы).
Лучше всего загорать в утренние часы с 9 до 12, а на юге еще и с 16 до 19 ч.
Начинают закаливание солнечными лучами с 10-14 мин, ежедневно увеличивая время процедуры на 5-10 мин и доводя общую продолжительность до 2 ч. При закаливании солнцем, особенно на юге, не следует проводить массаж. Это очень важно знать.
В основу дозировки облучения должен быть положен принцип постепенного ее увеличения, а не субъективные ощущения, так как ультра фиолетовые лучи в момент воздействия не вызывают никаких ощущений. Людям с повышенной чувствительностью к солнечным лучам и очень ослабленным здоровьем солнечные ванны не рекомендуются.
Закаливание детей в нашей стране имеет давнюю традицию. Скифы, например, закаливали маленьких детей купаниями в холодных водах Дона. В Древней Руси их тоже приучали к холоду и различным непогодам с самою раннею возраста.
В ХУШ в. первый русский профессор медицины С. Г. Зыбелин, а вслед за ним В. В. Пашутин и другие серьезно занимались теоретическим обоснованием, практическим использованием и пропагандой различных методов закаливания детей как важного оздоравливающего и лечебного фактора. Особенности закаливания детей изучал и профессор Е. А. Покровский, результаты изложены им в труде «Физическое развитие детей разных народов», изданном в 1884 г.
Известный русский педиатр Г. Н. Сперанский в 1912 г. в своей книге «Закаливание детей» сформулировал основополагающие рекомендации по закаливанию детей, которые являются незыблемыми и в наше время. Суть их в следующем:
закаливание должно быть постепенным и ступенчатым;
ребенка надо избавлять от лишней одежды, чтобы избежать резких температурных перепадов (перегревание переохлаждение, которые способствуют острым респираторным заболеваниям;
самое эффективное средство закаливания контрастный (попеременно чередующийся горячий и холодный) душ и др.
При закаливании детей младшего возраста необходим игровой элемент. В игру можно включить и холодную воду, и снег, после соответствующей подготовки: дать ребенку побрызгаться, пошлепать полыми ногами по воде, налитой в тазик, побегать по снегу. По достижении определенной психической (преодоление страха) и физической готовности ребенка его можно окунуть в ванну с холодной водой. При этом ни в коем случае нельзя допускать испуга ребенка.
Закаливание следует проводить так, чтобы организм ребенка уравновешивался с окружающими условиями. Как только это равновесие серьезно нарушается, ребенок начинает болеть. Чем полнее соответствует закаливание конкретной окружающей среде, тем выше его надежность.
Литература:
1. Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств. М., 1990.
2. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М., 1990.
3. Фирсов З. П. Плавать раньше, чем ходить. М. ,1978.