Светлана Русакова
Заикание у дошкольников, как педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание, являясь функциональным нарушением речи, сказывается на развитии ребенка. Данное речевое нарушение сложно устранимо и осложняет педагогический процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Особенно сильно негативное влияние заикания на формирование личности ребенка, в первую очередь из-за затруднений в комуникационной сфере. В этих условиях усложняется, в первую очередь социализация ребенка, что связанно с логофобией заикающегося [2, с. 165-166].
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Традиционно различают две формы заикания : эволюционная и симптоматическая. Эволюционная форма заикания развивается у детей дошкольного возраста, симптоматическая форма заикания возникает при заболеваниях ЦНС и может проявиться в любом возрасте. При этом обе формы заикания могут развиваться в невротической и неврозоподобной почве.
Невротическое заикание развивается в условиях острой или хронической психической травматизации в возрасте 2-6 лет и отличается волнообразностью течения. Неврозоподобное заикание возникает на основе органических нарушений головного мозга и характеризуется отсуствием логофобии. Необходимо выделить, что, как правило, заикание развивается при сочетании нескольких видов факторов невротического и неврозоподобного характера, что осложняет его диагностику и лечение [3, с. 41-49].
У заикающихся наблюдается ранний речевой онтогенез, так первые слова ребенок начинает произносить уже в десять месяцев, а фразовая речь сформировывавется полностью к полутора годам. Родители детей отмечают, что уже к двум годам их ребенок, который впоследствии начал заикаться, говорил развернутыми фразами и имел словарный запас больший, чем у сверстников, и у него уже был сформироваван грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.
Именно после двух лет начинаются проблемы в речи у детей страдающих заиканием. Темп речи резко ускорялся, ребенок начинал захлебываться словами, недоговаривал окончания слов, осуществлял пропуск предлогов и осуществлял много граматических ошибок, которых ранее не было. Родители отмечают, что перед тем, как дети начали заикаться, у ребенка появилась «смазанность» произнесения звуков. Дети, которые впоследствии начали заикаться отличались повышенной впечатлительностью, тревожностью, робостью, обидчивостью, колебаниями настроения, раздражительностью, плаксивостью и нетерпеливостью. Заикание также часто развивается у детей билингов, которые владеют несколькими языками [1, с. 89- 94].
У детей, где в заикание, превалируют неврозоподобные факторы, растройство речи развивается позже, в три, четыре года. Они отличаются плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью и возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, и езду в транспорте, а так же у них повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Дети с неустойчивостью внимания, и часто во время занятий отвлекаются и непоседливы[5, с. 43-34].
Как и другие речевые нарушения, заикание негативно влияет на показатели психического, личностного, эмоционально-волевого развития. Проблемы в педагогическом процессе обучения в детском саду, позже формируют у ребенка отсуствие учиться в школе. В общем, ребенок с заиканием в дошкольном возрасте, не может в полной мере овладеть навыками, которые необходимы ему в школе. Устранение заикания способствует позитивной социализации ребенка и способствует его развитию в соотвествие с положениями ФГОСа, и особенностями своего развития [6].
Осложняет обучение детей с заиканием, то, что начиная с четырех лет у них несформированность навыков коллективного вербального взаимодействия, снижение игровой и речевой активности. У заикающихся дошкольников наблюдается : излишняя стеснительность, повышенная тревожность, связанная с процессом реализации речевой продукции или, напротив, расторможенности, грубости. Это оказывает негативное влияние на овладение диалогической речью, на формирование личности и жизнедеятельность индивида.
У детей дошкольников с заиканием, сниженная мотивация к общению, трудности вступления в вербальную коммуникацию, они не могут сформулировать встречный вопрос, односложно отвечают, используя невербальные жесты. При попытке самостоятельного формулирования вопроса у заикающихся детей увеличивалось число судорожных задержек в речи. В течение многих лет, показали свою эффективность арттерапия сказкотерапия, изотерапия, с элементами театрализванной деятельности при обучении детей вербальной коммуникации[4, с. 10-13]
Таким образом, заикание, негативно воздействует на развитие ребенка и усложняет педагогический процесс. Для того чтобы, успешно производить обучение детей с заиканием, необходимо начинать педагогическую работу, по устранению заикания, как можно раньше. Процесс диагностики и устранения заикания, осложняется, тем, что оно часто у детей формируется под воздействием множества факторов невротического и неврозоподобного характера. Но именно комплексный подход, позволяет успешно устранять проявления заикания, как речевого нарушения.
Список использованной литературы:
1. Белякова Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М. : 1998. С. 89- 94- 304 с.
2. Большина А. А. Заикание дошкольников как психологическая проблема //Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С. 165-166.
3. Левина Р. Е. Преодоление заикания у дошкольников / Р. Е. Левина, С. А. Миронова, Н. А. Тугова, М. И. Теркина, Г. С. Шукурова; под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Сфера, 2009. С. 41- 49 - 144 с.
4. Леонова С. В., Зайнитова А. Э. Формирование диалогической речи у заикающихся дошкольников// Auditorium.- 2020. № 2. С. - 10-13
5. Моторина Т. Г. Особенности проявления заикания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Глобус. - 2019.- № 14.- С. 32- 34
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] URL :https://минобрнауки. рф/документы/6261/файл/5230