Наталья Гульманова
Математические игры для развития логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Математические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие логического мышления
1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.
«Разложи предметы»
Публикация «Математические игры для развития логического мышления» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.
Ход игры:
Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».
«Летает – не летает»
Ход игры:
Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».
Игру можно проводить на прогулке.
«Съедобное – не съедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».
«Будь внимательным»
Ход игры : Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т. д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
2. Игры на формирование умений выполнять систематизацию.
«Новоселье у матрешек»
Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры : педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
Игра «Что тяжелее?»
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее пальто, осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т. д.
По аналогии проводятся следующие игры : «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?».
3. Игры на формирование количественных представлений.
Загадки:
1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят).
2. Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел –
Два под березкой, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?
3. Карандаш один у Миши
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей.
4. Гуляет в джунглях старый слон,
И одинок, и грустен он.
Но подошел к нему сынок,
И больше он не одинок. (Сколько теперь слонов).
5. Под кустами у реки
Жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?
6. Два щенка – баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся,
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
7. Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки
8. У домика утром
Два зайца сидели.
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
Также для развития логического мышления можно использовать игры, сделанные из дерева: «Сложи квадрат», «Головоломки», «Уни- кубы», «Палочки Кюизенера», «Рамки вкладыши Монтессори» и магнитный 3D конструктор.
Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель: Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма)
- выбирать необходимый блок из нескольких;
- развивать практически-действенное мышление.
Развивающая среда :
- лабиринт» - стрелки из плотной бумаги;
- набор объемных блоков Дьенеша;
- карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер);
Ход игры:
На полу расположен «лабиринт», в конце которого стоит «домик», где ле6жат любимые игрушки детей (призы). Для того, чтобы дойти до этого «домика» нужно двигаться по направлению, которое указывают стрелочки и брать только те блоки, которые описаны знаками на карточках. Из нескольких фигур выбирается одна.
Усложнение игры :
- карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер, толщина
Дидактическая игра «Поможем Золушке»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;
- Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Развивающая среда :
- набор объемных блоков Дьенеша;
- кодовые карточки- символы;
- «домик для блоков».
Ход игры:
- Ребята, давайте вспомним знакомую нам сказку про Золушку. Жила-была Золушка. Однажды ее мачеха получила приглашение на бал во дворец. Золушке так хотелось тоже побывать на балу. Но ее не взяли. Мачеха и ее дочери уехали, а Золушке поручили рассортировать овощи и положить на свои полочки.
Красную фасоль разложить по полочкам на первом этаже;
Тыквы (желтые блоки) разместить на втором этаже;
Баклажаны (синие блоки) положить на полках третьего этажа.
Усложнение игры :
- Разложить овощи с указанием их размера.
Дидактическая игра «Паровозик»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;
- Развивать логическое мышление.
Развивающая среда :
- набор объемных блоков Дьенеша;
- игрушки: медвежонок и заяц.
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут, что хотели приехать к нам в гости, но сейчас в лесу намело очень много снега, и они не знают, что им делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал зимний лес.
Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки.
Паровозик нужно строить по правилам:
- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; размеру и форме; толщине);
- чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;
- чтобы рядом были фигуры одинаковые по цвету и размеру, но разной формы.
Воспитатель: Вот мы и построили волшебный паровозик, а теперь поедем в лес к друзьям. Загудел паровоз и вагончики повез.
Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и наши друзья: Мишка и Зайка. Они нас долго ждали и хотят с нами поиграть. Давайте поиграем вместе.
Подвижная игра: «По порядку становись», «Найди свое место», и другие.
Мы весело играли с нашими друзьями, а теперь пора возвращаться домой. До свидания Мишка и Зайка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.
Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Цель: Развивать умение детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;
- упражнять в счете;
Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Развивающая среда :
- набор объемных блоков Дьенеша;
- «домик для блоков».
Ход игры:
В группе детского сада жили –были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно.
И дети вместе с воспитателем решили поселить их в в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки называют номер квартиры, этаж.
Дидактическая игра «Раздели фигуры»
Цель: Закрепление свойств геометрических фигур;
- учить детей абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства.
Развивающая среда :
- набор объемных блоков Дьенеша;
- игрушки: мишка, заяц, кукла, Буратино, Незнайка, Чебурашка.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что зайка и мишка сидят на своих стульчиках и о чем-то грустят. Что же случилось? Давайте спросим у них. Выясняется, что игрушки не могут поделить блоки между собой, чтобы никому не было обидно. Они ведь такие разные.
1. Воспитатель предлагает детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы:
- У мишки оказались все красные фигуры. У зайки – все не красные.
- У мишки оказались все круглые; какие у зайки? (все не круглые)
- У зайки оказались все большие фигуры; какие достались мишке?
2. Раздели фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки – все квадратные. Какие фигуры достались только мишке (синие, не квадратные); только зайке (квадратные, не синие); какие фигуры подошли сразу и мишке, и зайке (синие, квадратные, а какие фигуры никому не подошли (не синие, не квадратные).
3. Раздели фигуры между Буратино, Чебурашкой, Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у Незнайки – все большие.
- какие фигуры достались только Буратино? (круглые, не желтые, маленькие)
- Чебурашке – (желтые, маленькие, не круглые);
- Незнайке – (большие, не круглые, не желтые);
- Какие фигуры подошли и Буратино и Чебурашке? (круглые, желтые, маленькие)
- Какие фигуры достались и Незнайке и Буратино? (круглые, большие, не желтые);
- Какие фигуры достались и Незнайке и Чебурашке? (большие, желтые, не круглые);
- Какие фигуры подошли всем троим персонажам? (круглые, желтые, большие)
- А какие фигуры оказались ничьи? (большие, не круглые, не желтые).
Дидактическая игра «Алгоритм»
(для индивидуальной работы с детьми)
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, их признакахъ и свойствах;
- Развивать умение размещать блоки в определенной последовательности;
- Развивать внимание, пространственное мышление;
- Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма).
Развивающая среда :
- набор объемных блоков Дьенеша;
- карточки-схемы;
- карточки с кодами геометрических фигур.
Ход игры:
Ребенку выдаются карточки-схемы. Рядом выкладываются карточки с кодами геометрических фигур.
Ребенок «читает» кодовую карточку и берет нужный блок, затем кладет его на карте-схеме, в соответствии с указанным направлением стрелки.
Дидактическая игра «Гусеница»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;
- Развивать логическое мышление.
Развивающая среда :
- набор объемных блоков Дьенеша;
- обручи;
- коды-символы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки-символы в каждый обруч. Например:
- 1 обруч – синее цветовое пятно;
- 2 обруч – все маленькие;
- 3 обруч – желтое цветовое пятно;
- 4 обруч – все квадратные;
- 5 обруч – все большие;
- 6 обруч – все круглые и так далее.
Коды-символы можно располагать в любом порядке. Длина «гусеницы» любая.
Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.
Дидактическая игра «Цветок»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;
- Развивать логическое мышление.
Развивающая среда :
- набор объемных блоков Дьенеша;
- обручи;
- коды-символы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладываются четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить коды-символы. Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.
Занимательные вопросы, игры-шутки. Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.
Загадки – шутки
• В садике гулял павлин.
• Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
• Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
• Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
• Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят.
• На большом диване в ряд куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино и весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?
• Сколько глаз у светофора?
• Сколько хвостов у четырех котов?
• Сколько ног у воробья
• Сколько лап у двух медвежат?
• Сколько в комнате углов?
• Сколько ушей у двух мышей?
• Сколько лап в двух ежат?
• Сколько хвостов у двух коров?
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.