Екатерина Сапыцкая
Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»
Артикуляционная гимнастика
По мнению исследователей детской речи М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, включающая в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Публикация «Консультация „Зачем нужна артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Вопросы изучения овладения ребенком процессом артикуляции рассмотрены рядом исследователей: Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, Р. Е. Левиной, Л. Н. Лопатиной, Е. М. Мастюковой, М. Е Хватцева, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, Е. В. Шереметьевой и другими.
Онтогенетически артикуляционный праксис формируется последовательно от врожденных программ центральной нервной системы (крик, гуление, ранний лепет, связанные с филогенетической памятью речевой функциональной системы) через поздний слоговой лепет (начало синергетического взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов) к появлению первых слов, фраз и дальнейшей тонкой дифференциации артикуляторных укладов и артикуляционных мелодий в различных фонетических вариантах (В. И. Бельтюков, Н. А. Бернштейн, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, И. П. Павлов, А. Д. Салахова, М. Е. Хватцев и мн. др.)
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное его строение, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения, что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении детей с от_клонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация во многом зависят от своевременности выявления нарушений в речевом развитии.
Физиологи придают большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, И. П. Павлов отмечал: «Речь - это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Язык представляет собой сложную мышечную структуру, объединяющую несколько внутренних мышц и содержащую волокна нескольких внешних мышц.
Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина выделяют следующие нарушения артикуляции, которые проявляются:
- в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;
-в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;
-в снижении времени фиксации артикуляционной формы;
-в снижении количества правильно выполненных движений.
Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:
• Область губ;
• Составляющие языка;
• Мягкое и твердое небо;
• Челюстной отдел;
• Гортанная область;
• Голосовые складки;
• Носоглотку;
• Резонаторы.
Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.
Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.
В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение гласных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.
Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении участвует при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
Твёрдое небо — это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка — это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.
Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.
В настоящее время процент детей с речевыми нарушениями заметно возрос. Дети в большинстве случаев попадают к логопеду только преимущественно перед школой, в лучшем случаем после 5 лет. В результате чего упускается самый значимый для речевого развития ребенка возраст, во время которого происходит активное становление и развитие мышц всего речевого аппарата. Для правильного звукопроизношения необходимо подготовить речевой аппарат к тем артикуляционным укладам, которые нужны для произнесения определенных групп звуков. Данную пропедевтическую работу необходимо начинать с первой младшей группы, чтоб успеть подготовить все мышцы речевого аппарата.
Для активизации мышц речевого аппарата используют артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, который помогает мышцам артикуляционного аппарата принимать определенные кинемы (позиции) для четкого и правильного произнесения конкретного звука, т. е. звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью процесса подготовки речевого аппарата к правильному звукоизвлечению. Выполняя артикуляционную гимнастику мы, как в тренажерном зале, тренируем мышцы речевого аппарата, делая их более сильными, а так же учим точной и четкой переключаемости с одной позиции в другую.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Задачи артикуляционной гимнастики
-тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть, щеки)
-выработать точную постановку речевых органов в статичном положении;
-выработать длительность удержания речевых органов в заданном положении;
-выработать умение выполнять движения с определенной силой и в определенном темпе при динамических упражнениях;
-выработать переключения от одного движения к другому;
-развивать способность выполнять движения в полном объеме;
-развивать точность и быстроту движения в заданном темпе;
-развивать кинестетические ощущения;
-развивать самоконтроль и выдержку.
На каждом возрастном этапе артикуляционная гимнастика задействует свои определенные цели и задачи.
В младшем возрасте в первой младшей группе (дети 2-3 лет, когда ребенку еще трудно контролировать свои движения крупной моторики, ему предлагается еще более трудные мелкие движения речевого аппарата, которые ребенку и так тяжело делать. Поэтому в данном возрасте применяются самые простые упражнения для развития губ, щек, языка, мягкого неба. Детям предлагаются упражнения в игровой форме, чтоб ребенку было интересней выполнять все упражнения. Например, сделать упражнение “Улыбка”, растягивая губы, или поцеловать маму, делая упражнение “Хоботок”, вытягивая губы вперед, можно просто сделать упражнение “Птенцы”-широко открыть рот. Для языка тоже есть набор упражнений “Лопаточка”, “Вкусное варенье”, а для щек- дети любят упражнение “Хомяк”.
Дети второй мледшей группа (3-4 года). В этом возрасте речевые способности находятся на раннем этапе своего формирования, поэтому возможные дефекты звукопроизношения только начинают проявляться и их достаточно легко исправить. В этом периоде органы артикуляции становятся более точными, но подвижность и переключаемость несколько снижены из-за возрастных особенностей. На данном этапе происходит усложнение артикуляционной гимнастики и добавляются упражнения с более точными движениями: “Часики”, “Качели”, “Чистим зубки”, “Иголочка” и другие.
4-5 лет (средний дошкольный возраст) На четвертом году жизни происходит изменение артикуляционного аппарата, становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных. К концу четвертого года жизни произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие, у некоторых детей звуки -л- -р-. Однако у большинства детей еще имеются различные несовершенства звукопроизношения: отсутствие шипящих, звуков -л-, -р-, что еще не является патологией в речевом развитии ребенка. На данном этапе артикуляционную гимнастику можно побдирать по звукам, которые ребенок произносит не четко. Используют комплекс гимнастики на свистящие или шипящие звуки, а также общеукрепляющие и развивающие упражнения.
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет (старшая группа). У детей этого возраста в значительной степени сформированы речевые навыки, из-за чего дефекты звукопроизношения в большинстве случаев отчётливо заметны. Однако, чтобы исправить нарушения, требуется больше времени и затраченных усилий. На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществить более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков. В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдаются пропуски звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки -л-, -ръ-, -р-. У некоторых детей еще сохраняется неустойчивое произношение определенных групп звуков, например, свистящих и шипящих - в одних словах звук произносится правильно, в других неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. В этом возрасте дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными согласными, например, свистящими и шипящими одновременно, звуками -л- и -р- (старушка.). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного языка.
На шестом году дети 6-7 лет (подготовительная группа). Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова, или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые, произнося, они еще недостаточно дифференцируют. Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы.
Положительный эффект от артикуляционной гимнастики:
• способствует слаженной работе всех органов речевого аппарата;
• является профилактикой нарушений звукопроизношения;
• приучает губы, небо и язык к правильному для каждого звука положению;
• помогает в процессе обучения чтению и письму;
• исправляет имеющиеся дефекты речи, вялое произношение;
• тренирует мышцы лица, развивают мимику, улучшает кровообращение;
• готовит ребенка к работе со специалистом-логопедом.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики:
1) Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении, стопы плотно стоят на полу.
2) Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо в зеркале, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
3) Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно по 3-5 раз в день, для наилучшего закрепления артикуляционной позиции.
4) Каждое упражнение выполняется по 5-8 раз.
5) Статические упражнения (например, «Заборчик») выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
6) Упражнения на переключаемость статических поз, также выполняется от 5 до 10 раз.