Надежда Анатольевна Волкова
Юмор как средство сплочения детского коллектива (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе с детьми столкнулась с проблемой: при переходе в старшую группу изменился состав коллектива – некоторые дети выбыли и пришли новые. Поэтому возникла необходимость сплочения детского коллектива.
Для преодоления этой проблемы решила использовать юмор, который позволяет создать благоприятные условия развития детей и служит средством укрепления их эмоционального благополучия, что отмечается в задачах ФГОС ДО. Человек с юмором - это, как правило, добрый человек, такой человек еще и остроумный, находчивый, покладистый, умеет жить в ладу в любом детском, а затем взрослом коллективе.
Публикация «Юмор как средство сплочения детского коллектива (из опыта работы)» размещена в разделах
Исходя из указанной проблемы была определена цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора, как инструмента в установлении доброжелательных отношений.
Один из способов формирования чувства юмора у детей – шутить, смеяться и улыбаться вместе. Главное условие работы – эмоциональная выразительность самого педагога, его умение выражать свое чувство юмора.
Юмор – это
• успешная социализация
• навыки доброжелательного общения
• хорошие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
1. Создавать и поддерживать в группе атмосферу доброжелательности.
2. Формировать у детей умение понимать шутки, юмор и адекватно на них реагировать.
3. Создавать условия для проявления детского творчества, фантазии, выражения своего чувства юмора в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности.
4. Побуждать к обыгрыванию литературных произведений юмористического характера.
5. Развивать навыки коллективного общения, групповую сплоченность.
Для формирования и развития чувства юмора у детей можно использовать разные приемы.
Приемы работы :
• Вхождение в игровую роль
• Привлечение внимания загадочной интонацией голоса
• Сюрпризность
• Создание игровых ситуаций
• Обыгрывание игрушек, предметов
• Внезапность появления героя
• Повторное рассматривание и прочитывание юмористических произведений
• «Загадки-обманки», «загадки-нескладушки»
• Придумывание загадок о животных и предметах (типа «Мягкая шубка, которая ловит мышей и лазит по деревьям»)
• Перекличка «Скажи – повтори»
• Решение юмористических задач
• Рассказывание смешных историй из жизни
• Воображаемая ситуация
• Ромашка «Смешные задания»
• Игра-путешествие
• Постановка себя на место сказочного героя, смешного героя мультфильма и рассказать, как про самого себя.
• Создание юмористических изображений животных «Смешное животное» (путём комбинирования частей тела)
• Обыгрывание небольших юмористических произведений по ролям.
Одно из средств воспитания чувства юмора - художественная литература. Весёлая стихотворная книжка – средство воспитания чувств, среди которых чувство юмора занимает далеко не последнее место. Это прекрасное средство постижения стиха, ритма, формы, красоты и гибкости родного слова. Читая юмористические произведения, ребёнок получает удовольствие, отличительное от удовольствия при чтении серьёзных литературных произведений, они заставляют его более пристально всматриваться во всё окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни.
Формировать у ребёнка чувство юмора - это значит развивать у него гибкость ума и быстроту сообразительности. Это можно достигнуть шутками, стихами, перевёртышами, небылицами. Язык весёлого стиха, меткая игра слов, неожиданный каламбур учат ребёнка тонкостям родного языка. Постепенно формируется способность сатирического восприятия.
Формируя чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание текста, но и на образы и языковые средства, с помощью которых образ делается выразительным.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок замечает комические неожиданности в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев (людоед вежлив и питается травой, тонкие несоответствия, часто смеётся над соединением несоединимых явлений, предметов, признаков шапка разговаривает, песня хрипит). В этом возрасте дети с удовольствие слушают смешные сказки, весёлые рассказы, стихи, басни, пытаются сами создавать комичные ситуации. Значение художественной литературы в формировании чувства юмора является важной задачей дошкольного воспитания.
Для дошкольников юмористические произведения – это специфический вид художественного, словесного юмора, который средствами выразительности, образности и образных выражений юмористической направленности вызывает в воображении слушателя конкретные, наглядно-чувственные образы предметов, ситуаций и персонажей, стимулирует эмоционально-положительную реакцию, доброжелательный смех. Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной.
Основа небылиц-перевертышей познавательная. Они помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений, это по сути дела игра, только интеллектуального порядка. Ребенок получает удовольствие лишь в том случае, если восстанавливает в своем сознании нарушенные перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора.
Работа по формированию чувства юмора положительно отразилась на микроклимате группы. Дети усвоили правила:
• Нельзя осмеивать другого человека, можно посмеяться только над конкретным смешным поступком.
• Посмеяться можно только над тем, что можно исправить.
• Шутка должна быть доброй и не должна обижать человека, она выражается в доброжелательной форме, с улыбкой.
• Не нужно сердиться и обижаться на шутки других, нужно уметь посмеяться над собой.
В перспективе – продолжить начатую работу, используя разные формы работы например, организовать конкурс смешных масок с участием родителей, создать фотоколлажи.
Литература:
• Микляева Н. В. Поделись улыбкою своей - М., Творческий Центр «Сфера», 2010. – 128 с., ил.
• Савенков А. И. Обучение и коррекция развития дошкольников в юмористической направленности. – А. И. Савенков, В. Б. Коминская, Н. Б. Халезова – М., Наука, 2018 – 202 с.
• Теплова Т. П. Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Теплова – М., Наука, 2016. – 502 с.