Алексеева Ольга Викторовна
Эвритмическая гимнастика как часть физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С XXI веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье детей. Привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, одной из приоритетных задач, становится гармоничное развитие ребенка. Физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная его форма – физкультурное занятие. Однако постоянное использование только данной структуры ведет к снижению интереса детей к занятиям, а следовательно, к снижению их результативности. Выход из этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных физкультурных занятий в ДОУ. Аэробика, фитнес программы, игровые занятия, стретчинг, фитбол, йога, это и многое другое, предлагает нам современная педагогика. Новые программы, формы, методики и приемы физкультурно-оздоровительной работы появляются настолько стремительно, что за ними просто не угнаться, однако большинство из них, действительно достойны внимания.
Публикация «Эвритмическая гимнастика как часть физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
На данный момент уже существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физической культуре у детей, потребность заниматься ею. Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия.
Вот некоторые формы нетрадиционных занятий в работе с детьми дошкольного возраста:
1) игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет. Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Рекомендуются для дошкольников всех возрастов;
2) сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их уровень: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т. д. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т. д. Рекомендуются для детей от 3 лет;
3) занятия на спортивных комплексах и тренажерах. Такие занятия помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже в небольшом пространстве. Современные тренажеры имеют привлекательный вид, регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки, побуждая детей к двигательной активности. Рекомендуются для дошкольников старшей и подготовительной групп;
4) занятия, построенные на танцевальном материале, на музыкально-ритмических движениях – нравятся детям, применяются для успешного создания бодрого настроения у детей. Это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку. Рекомендуются для детей средней, старшей и подготовительной групп;
5) фитбол – гимнастика. Упражнения с надувными мячами являются элементом аэробики. Фитбол (fitball, fit – оздоровление, ball – мяч) - щвейцарский чудо мяч великолепно решает оздоровительные задачи, формирует осанку и отлично поднимает настроение. Различные упражнения выполняются лежа или сидя на пружинящем мяче. Большие, яркие мячи вызывают огромное желание заниматься, проявить усердие в выполнении упражнений. Возможны занятия в любом дошкольном возрасте;
6) занятия с элементами йоги – основу занятий составили комплексы физических упражнений с элементами Хатха-йоги. Для проведения таких занятий подбираются самые доступные йоговские позы. Проведение таких занятий просто необходимо для полного гармоничного развития дошкольников, т. к. большинство упражнений Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т. д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают упражнения и легче их осваивают. Возможны занятия в любом дошкольном возрасте;
7) интегрированное занятие. Интеграция – процесс сближения и связи наук. Поскольку в ДОУ проводится много интеллектуальных занятий, иногда можно проводить интегрированные занятия. «Физкультура – математика» или «Физкультура – конструирование». Важно то, что такие занятия не должны быть частыми, и должны быть очень хорошо продуманы воспитателем и инструктором. В основном такое занятие можно провести на закрепление материала. Рекомендуются для старшей и подготовительной групп;
8) занятия-походы – это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Эти занятия позволяют детям укрепить свое здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц. Расстояние, которое дети проходят во время похода – от 1,5 до 3 км, время непрерывного движения – от 15 до 25 минут, длительность промежуточного привала – 5–10 мин., большой привал, на котором организуются игры, соревнования и отдых перед обратной дорогой – 30–40 минут. Рекомендуются для детей старшей и подготовительной групп;
9) стретчинг — гимнастика (гимнастика поз) - включает в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц. Считается, что предшественником современного стретчинга являются позы йоги и других древних восточных систем. Возможны занятия с детьми второй младшей группы и старше;
10) «Театр физического воспитания» - это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Каждое учебное занятие представляет собой ситуационную мини-игру, в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в роли животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Возможны занятия в любом дошкольном возрасте.
11) эвритмическая гимнастика - вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Занятия эвритмической гимнастикой включают элементы аэробики, художественной (упражнения с предметом) и спортивной гимнастики и акробатики, а также ритмической импровизации. Музыка на занятиях стимулирует фантазию и создает настроение, придает танцевальным движениям темп, силу и динамику. Возможны занятия в любом дошкольном возрасте;
Это лишь малая часть доступных форм физкультурных занятий. Воспитатель/инструктор по физическому воспитанию сам выбирает формы проведения занятий, в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий.
Все же, не смотря на свободу выбора, любая программа, методика или форма физкультурного занятия должна быть апробирована, результаты, как правило, легко обнаружить. Научные работы, печатные издания, результаты внедрения, все это доступно как специалисту, так и простому обывателю. Новейшие методики, успешно прошедшие апробацию, становятся популярными, получают рекомендации к применению. Программы же, не давшие положительных результатов, быстро забываются, став не востребованными.
Изучая эффективность проведения физкультурных занятий с дошкольниками, новые сведения о педагогических фактах, обычно определяют их сравнением с уже известными, вошедшими в содержание педагогическими знаниями. Однако объяснение новых фактов не всегда можно свести к сравнению известного и неизвестного. Приняв решение о внедрении новой методики, педагог руководствуется результатами изучения данной методики, собственными знаниями в области анатомии, физиологии, педагогики, психологии детей, правилами техники безопасности.
Обязательными требованиями при введении новой формы физкультурного занятия являются :
- соответствие требованиям ФГОС;
- педагогическое обоснование методики;
- соответствие возрастным, физическим и психическим возможностям детей;
- реализация задач обучения, воспитания и развития ребенка на каждом занятии;
- осуществление обучения основным движениям по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
- содержание и методика проведения способствуют достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств;
- в ходе образовательной деятельности применяются здоровьесберегающие приемы;
- основные движения и упражнения безопасны и целесообразны для дошкольников;
- помещение для занятий, оборудование, дополнительный инвентарь и упражнения не противоречат правилам техники безопасности и охраны труда.
Изучая нововведения в системе физической культуры, можно заметить одну общую особенность – все больше внимания уделяется развитию творческих способностей ребенка, гармоничному развитию, становлению и проявлению его как личности. По мнению специалистов, работающих в данной области, эвритмическая гимнастика может использоваться на занятиях физической культуры в дошкольном учреждении, как средство, удовлетворяющее все эти потребности.
«Эвритмия» - это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец, с поэтической речью или музыкой. Эмоциональную или внутреннюю реакцию на поэтическое слово или музыкальную интонацию эвритмия трансформирует в жест, стремясь выразить всю полноту ощущений через «зримый язык». Занятия эвритмией направленны на развитие координации ребенка, корректировку, гармонизацию внутреннего состояния.
Эвритмия появилась в начале XX века в Швейцарии, была включена в программу вальдорфских школ. Ее основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером. В дальнейшем, в результате развития вальдорфских школ, педагогическая эвритмия разрабатывалась педагогами-эвритмистами, работающими в этих школах. И, хотя в этих разработках и в работах Р. Штейнера есть очень определенные указания по проведению занятия и подбору художественного материала в зависимости от возраста детей и общей программы, все же, основную роль в построении занятия эвритмии играет личность педагога, его творческая фантазия и инициатива, основанные на знании этапов и особенностей развития ребенка. Занятия по эвритмии проводятся специалистом, получившим профессиональное образование в данной области. Однако, отдельные элементы, общие принципы, легко, а главное гармонично входят в такую форму физкультурного занятия, как эвритмическая гимнастика.
Занятия эвритмической гимнастикой в детском саду способствуют:
- формированию и коррекции осанки;
- развитию чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
- развитию двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
- коррекции координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
- улучшению психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
- расширению эмоционального опыта, развитию навыков взаимодействия друг с другом;
- формированию творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей;
- корректировке и развитию речи;
- самовыражению, познанию мира, способности увидеть его своими глазами;
- развитию двигательной памяти.
Занятия эвритмической гимнастикой – лишь часть физкультурно-оздоровительной системы, однозначно выявить пользу от применения занятий, определить критерии эффективности не представляется возможности.
Однако существуют научные данные, согласно которым слушание музыки вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения и дыхания. В. М. Бехтерев (выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. К. Анохин (знаменитый советский физиолог, сделал выводы, что умелое использование мелодичного, ритмичного и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает работоспособность. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Врачи-логопеды используют пение при лечении заикания.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму. Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
6 причин использовать эвритмическую гимнастику в ДОУ
1. формирование и коррекция осанки
2. развитие творческих способностей, самовыражение, проявление фантазии
3. коррекция координации движение рук и ног
4. формирование чувства темпа и ритма
5. улучшение психического состояния
6. корректировка и развитие речи
В чем же заключается уникальность этой методики, отличие от других?
Занятия эвритмической гимнастики проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создается действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.
Готовых методик проведения занятий эвритмической гимнастики нет. Педагоги, решившие взять ее на вооружение, должны проявить собственное педагогическое творчество. Учитывая особенности данной технологии:
- в первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, прыжки, отбивание ритма ногой и т. п.) и музыки и/или слова.
- приемы обучения и воспитания подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- занятие должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить безопасность детей и дать каждому возможность слышать и видеть.
- в помещении должна быть хорошая вентиляция, температура воздуха 15-21оС, покрытие, способное амортизировать удары стопы при приземлении, исключать проскальзывание и нежелательные развороты.
- наличие зеркал в помещении позволит детям старшей и подготовительной групп видеть себя, контролировать движения (в младшей и средней группе наличие зеркал будет отвлекать ребенка).
- содержание занятий должно быть приближено к тем природным явлениям, которые окружают ребенка в данный день (осень – сбор урожая, лето – бег по песку, «сдувание одуванчика», «снежная метель» и т. д.).
- одна и та же «история» проигрывается несколько раз, с каждым разом, роль педагога в управлении занятием снижается, к последнему повтору дети выполняют движения под музыку или слова самостоятельно, по памяти, педагог контролирует правильность выполнения, корректирует при необходимости.
- сюжеты не должны часто повторяться полностью, особое место отводится «сюрпризным моментам».
- при выборе темпа и ритма музыкального сопровождения обязательно учитывать характер упражнений, их специфику.
- занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность от 10 до 20 минут (в старшей и подготовительной группах возможно увеличение до 30 мин.)
- не задавать заданий и не акцентировать внимание на копировании движений педагога (отсутствие механического копирования позволяет ребенку, используя подражательные способности самовыражаться в движении).
- комбинации базовых шагов вводятся через месяц после начала занятий, когда дети освоят основы ритмической гимнастики и аэробики.
- импровизационные задания следует давать детям старшей и подготовительной подгрупп только после прочного усвоения изученных двигательных элементов.
- простейшие эвритмические упражнения можно использовать, начиная с младшего дошкольного возраста в качестве физминуток или занятий малой продолжительности (5-10 мин.) например, после дневного сна.
- жесты звуков используются, начиная с подготовительной группы.
- на занятиях рекомендуется использовать живую музыку, при отсутствии возможности, используются фонограммы.
- оборудование для занятий подбирается в соответствии с целями и задачами занятия, применение специального оборудования не требуется. Для занятий подойдут гимнастические маты, скамейки, обручи, мячи, кубики, мягкая игрушка и т. д.
Эвритмическая гимнастика в ДОУ включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры,
- игры с речевыми звукоподражаниями,
- упражнения на развитие мелкой моторики,
- упражнения на развитие крупной моторики,
- артикуляционные упражнения,
- пространственная ориентация,
- социальные игры,
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением,
- игропластика,
- игротанцы,
- аэробика,
- гимнастика и акробатика,
- общеразвивающие упражнения.
Одним из существенных преимуществ эвритмической гимнастики, является минимальное количество противопоказаний, она не дает серьезных нагрузок на организм, но прекрасно влияет на физическое и психическое состояние ребенка. Для детей, относящиеся к основной группе здоровья занятия проводятся без каких либо ограничений, подготовительной группы здоровья – ограничения в интенсивности и продолжительности физической нагрузки. С детьми, относящимися к специальной медицинской группе здоровья, необходимо проводить занятия только после консультации врача, в щадящем режиме, исключая упражнения повышенной интенсивности (например, бег, прыжки) заменив их на менее интенсивные (ходьба, акробатические упражнения, в соответствии с индивидуальными показаниями здоровья или исключены.
Еще одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребенка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.
Познакомившись с этой методикой, можно сделать вывод, что эвритмическая гимнастика обладает определенным неиспользованным резервом в повышении эффективности физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску собственного стиля преподавания.