Мария Балашова (Малеева)
Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОУ
Спорт, физическая культура - одни из самых эффективных средств в профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, профилактики психоэмоционального напряжения, а также нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения и подготовки их к защите Родины.
В период модернизации дошкольного образования педагогам ДОУ разрешено расширять и углублять:
Публикация «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
сеть образовательных услуг, включая в режим дня, кроме программных, еще и другие виды занятий. Одним из таких новых видов может стать туризм в детском саду, который будет содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка.
Организация подобной работы в детском саду позволит углубленно решать следующие задачи образовательной области «Физическая культура» :
• - расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;
• -совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве);
• - развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка - будущего туриста;
• - способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;
• - формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.
В процессе решения данных задач воспитатель должен добиться, чтобы каждый ребенок почувствовал и полюбил движение, что поможет ему приобщиться к спорту, к здоровому образу жизни, а значит, будет способствовать становлению позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих.
Организуя в ДОУ прогулки-походы (пешие, на лыжах, санках, самокатах, велосипедах, экскурсионных автобусах) в природное окружение, необходимо создавать условия для реализации заложенной организмом дошкольника активности, потребности в самоутверждении, предоставлять ребенку уникальную возможность развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников навыки здорового образа жизни.
Разработке вариативной программы по данному направлению может помочь знакомство с дополнительной программой «Играйте на здоровье» Л. Н. Волошиной, которая позволит педагогам ДОУ найти варианты использования элементов спортивных игр и упражнений для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений. Например, в сценарии прогулки-похода «Путешествие по сказочному лесу» могут быть использованы игры из раздела программы Л. Н. Волошиной «Футбол». Юные «туристята» попадают в сказку «Колобок», где находят много мячей и играют в игры в соответствии с сюжетом сказки: «Ловкие ножки», «Ловкие ребята», «Мяч под сетку». Для старичка Лесовичка («День леса») дети исполняют танец с теннисными шариками (раздел программы «Теннис», преодолевают «болото» по «кочкам» ракеткам для игры в настольный теннис, чтобы собрать «бусы» (мячи для настольного тенниса) для сказочного персонажа, выполняют игровые задания из программы, продемонстрировав как «веселая ракетка мячи кидает метко» в играх «Отрази мяч», «Подбей мяч», «Попади мячом в цель». В ходе прогулки-похода «Следопыты» игры поискового характера организовывались, с опорой на полученные знания и умения в игре «Городки». Юные следопыты ориентировались на знаки, выложенные в виде фигур: «ворота», «стрела», «самолет», «бочка» и др. При организации зимних прогулок-походов, туристских развлечений, физкультурных занятий апробированы игры из программы «Играйте на здоровье» с зимней тематикой из разделов «Лыжи», «Санки», «Хоккей», «Скольжение по ледяным дорожкам». В сценарии по сказке «Заюшкина избушка» «туристятам» помогали навыки ведения шайбы разными способами, а игра «Забей в ворота» - для оказания помощи зайчику в изгнании лисы, занявшей его избушку. В «Поиске волшебного сундучка» участники прогулки-похода выполняли задание расчистить завал (размещенные на лесной дороге шайбы) с помощью хоккейных клюшек и т. д.
Игры с элементами спорта из программы «Играйте на здоровье» Л. Н. Волошиной воспитатели ДОУ используют на физкультурных занятиях по единому сюжету «Мы туристы», которые проводятся в виде игры под сюжетный рассказ педагога. Также в час двигательной активности на длительном привале, включаются игры и соревнования с туристской тематикой : «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий», игры с элементами спорта.
Уже первые прогулки-разведки покажут Вам положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. Впоследствии, прогулкам необходимо придать вид туристских : приобрести туристическую палатку, походную аптечку, компасы, рюкзаки, коврики, пластиковые мини-лыжи, снегоступы по количеству детей, участвующих в походе, пополнить атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысит интерес детей к туризму.
Совместно со старшим воспитателем, родителями педагогами ДОУ могут быть разработаны прогулки-походы за территорию ДОУ по темам:
— «К тайнам природы»;
— «В мире сказок и приключений»;
— «Лесной стадион»;
— «Туризм и экология»;
— «Памятники истории и культуры»;
— «Семейный туризм»;
— «Туристская кольцевая ДОУ».
Для обеспечения эффективности данной образовательной работы старшим воспитателем разрабатывается перспективный годовой план по работе с родителями, что позволит родителям воспитанников принимать активное участие в организованных прогулках-походах. Данное взаимодействие в системе педагог - родитель наполняет прогулки-походы новым содержанием, позволяет использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников. Подобная работа способствует изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.
Изучив психолого-педагогические разработки по данной теме, мы пришли к выводу, что туризм - это не просто рекреативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду - это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений, как от педагогов, так и от дошкольников.
Детские сады, практикующие на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми отмечают, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха. Которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.
Предлагаем Вашему вниманию творческие наработками в теоретической подготовке детей на занятиях познавательного цикла на тему «Туризм».
Основы физической подготовки «туристят»
1. Развитие силы:
• -с сопротивлением партнера (упражнения в парах);
• -с преодолением веса предметов (детские штанга, гантели, набивные мячи, ядро, мешочки с песком);
• -с сопротивлением упругих предметов (эспандер, резиновый бинт);
• -с сопротивлением внешней среды (бег по траве, песку, воде, в горку, по пересеченной местности, по снегу);
• -с преодолением веса собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, поднимание туловища или ног, выпрыгивание вверх, приседание, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах).
2. Задачи силовой подготовки
• -наибольшее внимание уделять развитию мышц живота и спины;
• -чередовать упражнения, способствующие развитию силы различных групп мышц; начинать с упражнений, развивающих более мелкие группы мышц;
• -регулировать нагрузку, сопротивления, амплитуду повторений. Упражнения тренировочного занятия.
3. Развитие ловкости.
Задача: совершенствовать координацию движений.
Средства: игры - мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, ловишки.
4. Развитие выносливости - одно из важнейших качеств туриста.
Средства развития выносливости: ходьба, кроссовый бег, прыжки, ориентирование, плавание, спортивные и подвижные игры, аэробика.
Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:
• -переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;
• -наблюдение в природе и сбор природного материала;
• -беседа о лесе;
• -выполнение имитационных движений;
• -комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;
• -самостоятельные игры (на привале).
Структура и примерное содержание прогулки - похода в лес для детей 5 - 7 лет
1 часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.).
2 часть. Остановка, привал (10-15 мин.).
3 часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физических
упражнений (25-30 мин.).
4 часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.). V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.) Пешие прогулки-походы с детьми старшего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5-4 км, длительностью 1 -3 часа.
Были разработаны правила поведения во время туристских походов :
• -строго подчиняться воспитателю;
• -без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод;
• -не оставлять товарища в беде, всегда приходить к нему на выручку, помогать слабому;
• -оставлять место отдыха всегда чистым.
Инструкция по охране жизни и здоровья детей:
• -туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута;
• -с детьми идут не менее двух взрослых;
• -одежда дошкольников должна соответствовать сезону;
• -каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь;
• при переходе улиц, больших дорог, перекрестков, необходимо соблюдать правила дорожного движения;
• -в походе учитывать индивидуальные физические возможности детей.