Кашперук Кристина
«Этот удивительный песок». Игры для психоречевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Песок удивительный материал! Он легок в использовании. Игра с песком носит терапевтический эффект: успокаивает, завораживает, стабилизирует нервную систему. Именно поэтому с ним приятно заниматься и детям, и взрослым.
Всё это позволяет проводить в вашей домашней песочнице и на световом столе необыкновенно эффективные игры, способствующие психоречевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «„Этот удивительный песок“, Игры для психоречевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Психологические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Для домашней песочницы нужна большая плоская коробка или небольшой надувной бассейн. Для светового стола — прозрачная пластиковая коробка с крышкой: внутрь положите ёлочную гирлянду, проделав сбоку небольшое отверстие для шнура. Всё просто! Покупной песок можно использовать сразу, уличный — сначала прокалите.
Вот 5 направлений работы по развитию речи, которыми можно заниматься в домашних условиях.
Учимся самоконтролю
Суть — в изучении правил игры с песком, а именно:
игра проводится только в песочницы;
песок нельзя есть, кидать, рассыпать вне рабочего пространства;
нельзя ломать чужие работы;
необходимо мыть руки по завершению игр в песочнице.
Эти правила важно повторять перед каждым использованием песочного стола. Для этого используется «ритуал входа», во время которого мы можем знакомиться с персонажами будущих игр. Например:
«Королева-ящерица». К вам в гости приходит волшебная ящерица. Она приветствует юных путников и предлагает посетить её в песчаную долину! «Но, чтобы в неё попасть, нужно правила узнать!» — и здесь вы объясняете ребёнку правила.
«День-ночь». Отправляйтесь в путешествие в волшебную страну! Наступает день, когда песочница открыта, а на ночь она закрывается. Поздоровайтесь с песком: погладьте его сначала одним пальчиком, затем всей ладонью. Обсудите с ребёнком, приятен ли песок. Напомните, что в стране нужно быть очень осторожным, чтобы не наступила вечная ночь! Какие для этого надо соблюдать правила?
При несоблюдении правил, описанных выше, волшебная страна «закрывается на замок», «прячется», «исчезает в песках», — взрослый закрывает её крышкой.
Это помогает сформировать у ребёнка самоконтроль, что способствует образованию новых нейронных связей в лобных долях головного мозга ребёнка. И это косвенно способствует и улучшению регуляции речемыслительной деятельности.
Любые игры в песочнице советую и завершать, используя «ритуал выхода», когда ребёнку предлагается попрощаться с героем, с волшебной страной — погладить песок и закрыть крышку.
Развиваем мелкую моторику
Это полезно для более успешного освоения устной речи. Какая связь между речевой функцией и развитием моторных функций пальцев рук? Двигательная и речевая зоны головного мозга близко расположены: стимулирование одной ведёт к развитию другой.
Занятия с песком уже задействуют нужные зоны, а направленное обучение детей разным способам рисования по песку (или песком) повышает эффективность. Получить изображение можно, рисуя кулаком, ладонью, ребром большого пальца, мизинцами, одновременно несколькими пальцами или симметрично двумя руками, и высыпая песок из кулака. Рисование может сопровождаться музыкой.
«Минутка свободного рисования». Позволяйте в конце любой игры в песочнице просто порисовать, как захочется.
«Буквы». Изучайте буквы, изображая их на песке. Используйте различные приемы для рисования, выкладывайте их из камушков или ракушек на песке.
«Волшебные дорожки». Учимся рисовать разными пальцами (указательным, большим, мизинцем) горизонтальные линии. Сначала прямые, затем волнообразные. Следите, чтобы ребёнок вел линию безотрывно. Вот как можно играть с дорожками:
Помогите герою пересечь пустыню. Проведите прямую дорожку от бортика к бортику.
Зыбучие пески! Чтобы героя не затянуло, оправьте его на самолёте в полёт! Проведите волнообразную дорожку от центра к бортику.
Для игры около одного бортика выставите 2 3 игрушки животных, а у другого еду (фрукты/овощи). Накормите животных, проведя дорожку к еде. Каждое животное бежит по своей дорожке: кто-то по прямой, а кто-то по волнистой.
«Три дороги — три транспорта». Для игры понадобятся машина, корабль, самолёт и три героя. Они потерялись на острове. Помогите им добраться до суши! Постройте мост, высыпая песок на световой стол. Нарисуйте ребром большого пальца симметричные линии дугообразной формы — море. Симметрично двумя руками изобразите облака, и отправляйтесь в путь. Обсудите с ребёнком, кто поплывет, кто полетит, а кто поедет.
Расширяем представления об окружающем мире
Сами по себе любые игры с песком обогащают кругозор: когда вы вводите нового персонажа или рисуете, например, дождик, то вкратце рассказываете о герое или о природном явлении.
Но можно выделить игры, которые направлены на закрепление конкретного материала, помогают «разбудить» любознательность у детей.
«Тайны жизни песка». Практические опыты с песком и сравнение его с другими материалами: глиной, манкой. Залейте песок водой, слепите куличики и сравните их с куличиками из глины. Порисуйте сначала песком, а затем манкой. Сравните ощущения, рисуя изображения солнца или цветка одновременно двумя руками с разными материалами в каждой!
«Знакомство с природными материалами». Откапывание камней, ракушек, палочек в песке с их последующим описанием.
«Найди домик». Рисование на песке изображений леса и дома с последующим распределением «жильцов». Фигурки домашних животных отправляются «жить» домой, а диких — в лес.
«Сбор урожая». В песочнице заранее рисуются изображения садовых деревьев и грядок. Выкладываются фрукты и овощи. Ребенок собирает «урожай», проговаривая со взрослым названия предметов, обозначая их обобщающим понятием «фрукт/овощ», и рассказывает, откуда сорвал/выкопал этот предмет. Более трудный вариант -- «Что напутал художник?», когда фрукты и овощи раскладываются хаотично, и ребёнку нужно сначала правильно разместить игровой материал, а затем его собрать.
Обогащаем словарный запас
Прежде всего ребёнок учит новые слова, связанные с песочницей и действиями с ней. Какие?
Номинативный словарь: песок, песчинка, пустыня, засуха, ливень, дюны, барханы, караваны, ландшафт, оазис, путник, странник, светило.
Предикативный словарь: гладить, грести, превращать, лить, мочить, сыпать и др., а так же их производные.
Aтpибy тивный словарь: песчаный, легкий, сыпучий, золотистый, влажный, мокрый, золотистый, зыбучий, таинственный, неизведанный, горячий, пылающий и многие другие.
Рисуя с ребёнком, ставя опыты, обыгрывая приключения героев используйте разнообразную лексику, проговаривайте и задавайте «правильные» вопросы (используя слова, которые вы хотите, чтобы ребенок повторил). Всё это обогатит речь малыша.
Ещё одно направление — игры и задания по лексическим темам.
«Поиск сокровищ!» Пираты закопали свои сокровища в пустыне. Отыщите, что скрывается в песчаных дюнах. Откопайте вместе игрушки или картинки, и назовите найденные сокровища!
«Прятки». Поселите в норку животных: расчистите поверхность песочницы или светового стола от песка и засыпьте картинки, используя прием высыпания из кулака. Если оставить морду животного не закрытой, то получится, что оно выглядывает из норки.
«Что забыл нарисовать художник?» Нарисуйте на песке животных, птиц, посуду, мебель. В каждом изображении чего-то не хватает (ручки у чашки, клюва у птицы, хвоста у собаки). Пускай ребёнок назовет каждое изображение и скажет, чего не хватает. Затем дорисуйте часть предмета, используя прием рисования пальцем «по песку».
Учимся говорить связно
Главный показатель речевого развития — возможность составлять развернутые предложения и тексты. При нормотипичном развитии ребёнок старше трёх лет уже способен рассказать небольшую историю, произошедшую с ним, используя фразу из 4 5 слов.
Работа на световом столе или песочнице эффективно способствует формированию связной речи. Очень полезны проигрывания (драматизации) русских народных сказок, таких как «Колобок», «Репка», «Три медведя» и др. При этом дети на начальном этапе могут быть пассивными слушателями, могут рисовать декорации.
Со временем взрослый может начинать историю, а ребёнок её заканчивает. Лучший вариант заключительного этапа этой работы —самостоятельное повторение рассказа взрослого ребёнком, с использованием готовых декораций.