Татьяна Полтанова
Исследовательский проект «Этот удивительный мир» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Познавательно-исследовательская деятельность»
«Этот удивительный мир»
Воспитатели :
Айибова О. Э.
Полтанова Т. А.
2022-2023г.
1. Паспорт проекта.
Название «Этот удивительный мир»
Руководитель проекта Воспитатель : Айибова О. Э.
Публикация «Исследовательский проект „Этот удивительный мир“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Вид проекта Исследовательский
Тип проекта Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Место реализации проекта МАОУ «Прогимназия №237 «Семицветик» г. Саратов
Участники проекта Воспитанники подготовительной группы 24 человек, воспитатели, родители воспитанников
Возраст воспитанников Дети подготовительной группы 6-7 лет
Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Срок реализации проекта Октябрь 2022-апрель 2023год.
2. Актуальность проекта
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации дальнейшему образованию и самообразованию.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремились искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, мы разработали проект «Этот удивительный мир».В проекте учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.
Цели и задачи проекта
Проблема Сколько интересных и удивительных предметов вокруг нас?
Цель проекта
Практическое внедрение познавательного исследования и детского экспериментирования как средства развития умственной активности.
Задачи проекта
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;
3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4. Развивать наблюдательность;
5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
6. Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Принципы Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка,эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Методы и технологии реализации проекта
Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Формы работы Совместная деятельность воспитателя с ребенком,
самостоятельная деятельность детей,
НОД, «Что, где, когда?», наблюдения в природе,
рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий, беседы, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей.
3. Структура проекта
1 этап: Подготовительный
Мотивация детей.
Определение цели и задач проекта.
Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
Разработка комплексно - тематического плана работы.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
2 этап: Основной
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.
Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.
Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
3 этап: Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.
Проведение игры «Что, Где, Когда?»
4. Содержание работы.
Месяц НОД Совместная деятельность в режимных моментах Досуги, развлечения
октябрь «Простые и ценные камни в природе» Наблюдение «Разнообразные камни», Опыты «Тонет, не тонет» Просмотр ролика «Окружающий мир. Простые и драгоценные камни»
«Глина и ее свойства» Опыт «Сравнение частичек песка и глины», «Что быстрее пропустит воду» Просмотр ролика «Галилео «Глина»
ноябрь «Вода – источник жизни» Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей». дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание пыли с листьев) Развлечение «Водичка, водичка»
«Воздух вокруг нас» Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
Беседа «Чистый воздух».
Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть Просмотр презентации «Береги планету»
«Профессия ткач. Путь ткацкого станка.» Опыты «Свойства шерсти», «Как сделать нить», художественное конструирование «Коврик» Ручной труд «Плетем коврики на станке»
декабрь Солнце, земля и другие планеты» Эксперимент: «Вращение Земли вокруг Солнца»,
дидактические игры: «Времена года», «Части суток».
С– р игры: «Космонавты», «Полет на Луну». Просмотр ролика «Солнечная система»
«Камень, рожденный деревом» Рисование углем, Беседа «Происхождение угля», опыт «сравнение угля и камня» Конкурс рисунков углем
«Путешествие в прошлое счетных устройств» Беседа «История счетных устройств», Опыт «Изобретаем счеты», Игра «Магазин»
январь «Съедобный камень» Опыт «Растворимость жиров с помощью соли», «Покраска соли с помощью восковых мелков». Рисование солью
«Магнит» Эксперименты:«Притягивание предметов к магниту», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы»., рисование «Компас», «Магнит на холодильник» Изготовление игры «Магнитная рыбалка»
февраль «Юные археологи» Опыты: «Кладоискатели», «Волшебное сито», Развлечение «Ищем клад»
«Почвы и их особенности» Опыты: «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве». Посев семян цветов
«Тепло и холод» Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. Развлечение «Солнечные зайчики»
март «Волшебные витамины» Опыт «Вкусный сок», «Угадай по запаху», опыты с апельсином. Физкультурный досуг «Чтоб здоровым быть»
«В мире растений» Опыт «Куда растут корни?», «Разноцветные растения», «Секрет сосновой шишки». Посадка лука
«Радуга» Опыт «Радуга в комнате»,«Получение радуги». Презентация «Цвета радуги»
апрель «Разоблачение фокусов» Опыт «Чудесные спички», «Мыло - фокусник», «Секретное письмо». Развлечение «В мире фокусов»
Итоговая игра «Что? Где? Когда?»
5. Ожидаемые результаты.
• Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире;
• Создание единого инновационного пространства;
• Чёткое выполнение поставленной задачи;
• Повышение уровня мотивации к занятиям
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
• Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
• Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
6. Работа с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации:
• «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
• «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
• «Научите ребенка любить живую природу»,
• «Значение экспериментальной деятельности для детей»,
• «Экспериментируем дома».
3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).
4. Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;
5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;
6. Обмен опытом.
7. Список литературы
1. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2008. - 64 с.
3. Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с. : цв. ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
4. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
5. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил.
6. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.
7. Ольга Витальевна Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада». Конспекты занятий.
8. Зенина Т. Н «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами»