Приложение МААМ

Исследовательский проект «Этот удивительный мир» в подготовительной группе

Татьяна Полтанова
Исследовательский проект «Этот удивительный мир» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Познавательно-исследовательская деятельность»

«Этот удивительный мир»

Подготовительная группа

Воспитатели :

Айибова О. Э.

Полтанова Т. А.

2022-2023г.

1. Паспорт проекта.

Название «Этот удивительный мир»

Руководитель проекта Воспитатель : Айибова О. Э.

Публикация «Исследовательский проект „Этот удивительный мир“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Вид проекта Исследовательский

Тип проекта Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Место реализации проекта МАОУ «Прогимназия №237 «Семицветик» г. Саратов

Участники проекта Воспитанники подготовительной группы 24 человек, воспитатели, родители воспитанников

Возраст воспитанников Дети подготовительной группы 6-7 лет

Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Срок реализации проекта Октябрь 2022-апрель 2023год.

2. Актуальность проекта

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации дальнейшему образованию и самообразованию.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремились искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, мы разработали проект «Этот удивительный мир»проекте учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.

Цели и задачи проекта

Проблема Сколько интересных и удивительных предметов вокруг нас?

Цель проекта

Практическое внедрение познавательного исследования и детского экспериментирования как средства развития умственной активности.

Задачи проекта

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;

3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4. Развивать наблюдательность;

5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6. Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Принципы Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка,эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и технологии реализации проекта

Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Формы работы Совместная деятельность воспитателя с ребенком,

самостоятельная деятельность детей,

НОД, «Что, где, когда?», наблюдения в природе,

рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий, беседы, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей.

3. Структура проекта

1 этап: Подготовительный

Мотивация детей.

Определение цели и задач проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

Разработка комплексно - тематического плана работы.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

2 этап: Основной

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.

Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Проведение игры «Что, Где, Когда?»

4. Содержание работы.

Месяц НОД Совместная деятельность в режимных моментах Досуги, развлечения

октябрь «Простые и ценные камни в природе» Наблюдение «Разнообразные камни», Опыты «Тонет, не тонет» Просмотр ролика «Окружающий мир. Простые и драгоценные камни»

«Глина и ее свойства» Опыт «Сравнение частичек песка и глины», «Что быстрее пропустит воду» Просмотр ролика «Галилео «Глина»

ноябрь «Вода – источник жизни» Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей». дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание пыли с листьев) Развлечение «Водичка, водичка»

«Воздух вокруг нас» Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Беседа «Чистый воздух».

Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть Просмотр презентации «Береги планету»

«Профессия ткач. Путь ткацкого станка.» Опыты «Свойства шерсти», «Как сделать нить», художественное конструирование «Коврик» Ручной труд «Плетем коврики на станке»

декабрь Солнце, земля и другие планеты» Эксперимент: «Вращение Земли вокруг Солнца»,

дидактические игры: «Времена года», «Части суток».

С– р игры: «Космонавты», «Полет на Луну». Просмотр ролика «Солнечная система»

«Камень, рожденный деревом» Рисование углем, Беседа «Происхождение угля», опыт «сравнение угля и камня» Конкурс рисунков углем

«Путешествие в прошлое счетных устройств» Беседа «История счетных устройств», Опыт «Изобретаем счеты», Игра «Магазин»

январь «Съедобный камень» Опыт «Растворимость жиров с помощью соли», «Покраска соли с помощью восковых мелков». Рисование солью

«Магнит» Эксперименты:«Притягивание предметов к магниту», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы»., рисование «Компас», «Магнит на холодильник» Изготовление игры «Магнитная рыбалка»

февраль «Юные археологи» Опыты: «Кладоискатели», «Волшебное сито», Развлечение «Ищем клад»

«Почвы и их особенности» Опыты: «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве». Посев семян цветов

«Тепло и холод» Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. Развлечение «Солнечные зайчики»

март «Волшебные витамины» Опыт «Вкусный сок», «Угадай по запаху», опыты с апельсином. Физкультурный досуг «Чтоб здоровым быть»

«В мире растений» Опыт «Куда растут корни?», «Разноцветные растения», «Секрет сосновой шишки». Посадка лука

«Радуга» Опыт «Радуга в комнате»,«Получение радуги». Презентация «Цвета радуги»

апрель «Разоблачение фокусов» Опыт «Чудесные спички», «Мыло - фокусник», «Секретное письмо». Развлечение «В мире фокусов»

Итоговая игра «Что? Где? Когда?»

5. Ожидаемые результаты.

• Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире;

• Создание единого инновационного пространства;

• Чёткое выполнение поставленной задачи;

• Повышение уровня мотивации к занятиям

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

• Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

• Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

• Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

6. Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации:

• «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

«Научите ребенка любить живую природу»,

«Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

4. Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;

6. Обмен опытом.

7. Список литературы

1. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с. : цв. ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил.

6. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

7. Ольга Витальевна Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада». Конспекты занятий.

8. Зенина Т. Н «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Моя семья, моя родословная» в подготовительной группе Интерес к своим корням, своему прошлому, знание того, того, откуда ты родом, необходимо формировать с детства. Для дошкольников эта тема.

Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух»Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «РАДУГА» 141730, Московская область.

Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль» Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Этот удивительный песок»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Этот удивительный песок» Дети встали в круг, чтобы поприветствовать друг друга. «Встанем рядышком по кругу, Скажем –Здравствуйте, друг другу! Нам здороваться.

Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе «Удивительный сахар»Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе «Удивительный сахар» Воспитатель: Муцулханова Ламара Усмановна МАДОУ ДС " Калинка" Даже известное известно немногим. Аристотель (384–322 до н. э.) древнегреческий.

Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос»Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос» .

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей раннего возрастаПознавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей раннего возраста .

Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа)Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, художественно-речевой,.

Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир»Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир» Наша планета хранит массу секретов и один из самых удивительных и загадочных –подводный мир. Вода хранит свои тайны, занавесы которых.

Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе)Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе) Цель: показать, что зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещения. Ход экспериментирования: Ребята, покажите где находится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Этот удивительный мир» в подготовительной группе
Опубликовано: 15 августа 2023 в 09:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Этот удивительный мир» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Полтанова (УИ 1944169) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД