Получи документы

Этнокультурный компонент. Мини-картотека «Башкирские сказки»

лиана Хабибуллина
Этнокультурный компонент. Мини-картотека «Башкирские сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Этно-культурный компонент

Башкирские сказки

ЛЕНТЯЙКА

Жили когда-то очень давно бабушка и внучка. Бабушка так состарилась, что работать уже не могла. А внучка была очень ленива. Бабушка с каждым годом всё старела и слабела. Вот дожила она до весны и думает: «Пить-есть надо, люди вон сеют, и нам надо что-нибудь посеять». И говорит она об этом внучке.

- Не надо, бабушка, - ответила ей внучка. - Ты уже стара стала, к осени умрёшь, а там, глядишь, найдётся добрый человек и возьмёт меня в свою семью. К чему нам хлеб?

Так они и не посеяли ничего.

Публикация «Этнокультурный компонент, Мини-картотека „Башкирские сказки“» размещена в разделах

Настала осень. Народ убирает хлеб с полей. Старуха не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Стали они голодать.

САРБАЙ

Были когда-то дряхлые старик со старухой. За всю долгую жизнь детей у них не было. Была у них одна лишь собака, по кличке Сарбай. Сарбай был красивый пёс, и старики очень любили его. Но вот у старика со старухой родился ребёнок.

После этого жизнь Сарбая стала уже другой: хозяева не обращали на него внимания, редко кормили, и он стал худеть.

Однажды побежал Сарбай в лес и встретил там своего старого знакомого, волка.

- Друг Сарбай! Что с тобой? - удивился волк. - Что ты такой печальный?

- Раньше единственной радостью хозяев был я, - ответил Сарбай и пригорюнился. - А теперь родился у них ребенок, и я уже не в почёте. Тяжело мне стало жить.

- Не горюй, Сарбай, - сказал волк. - Как только наступит лето и хозяева твои пойдут жать хлеб, я утащу у них ребёнка. Тогда они опять станут любить тебя, как раньше.

Задумался Сарбай, но стал ждать наступления лета.

Вот оно и пришло. Стало жарко. Когда поспели хлеба, началась жатва, старик со старухой взяли с собой в поле ребёнка и стали жать хлеб. Ребёнок спал в арбе, а Сарбай лежал возле.

Вдруг подкрался к арбе волк и унёс ребёнка. Ребёнок жалобно заплакал, и Сарбаю стало жалко его, и он с неистовым лаем бросился в погоню за волком.

Старик со старухой работали далеко, но услышали лай Сарбая, подбежали к арбе и увидели, что ребёнка нет.

С горя начали они громко плакать. А тем временем Сарбай догнал волка и отнял у него ребёнка.

Сарбай принёс ребёнка старикам. Они очень обрадовались. В награду за спасение ребёнка стали они кормить Сарбая лучше прежнего, и зажил он припеваючи

КЛУБОК

В давние-давние времена жила, говорят, одна девочка-сирота. Жила со злой мачехой, у той родная дочь еще была. Много по дому было работы для девочек, а только родная-то дочь ленивая была, делала все спустя рукава, вся работа падчерице доставалась. И хоть сирота хорошо справлялась, мачеха всегда ее ругала, а родную дочь хвалила, сироту заставляла ночами в решете воду носить.

Велела однажды девочкам шерсть прясть. Сели те за работу — падчерица ровную нить прядет, мягкую, много пряжи получилось. А у дочери мачехи пряжа дрянная выходит. Разозлилась мачеха, выхватила у падчерицы клубок и за окно швырнула. Покатился клубок. Девочка за ним бросилась. Катится клубок, а девочка бежит вдогонку. Бежит она, бежит, и встретилась ей старушка — гусей пасет.

— Не видала ли, бабушка, клубочка моего? — спрашивает сирота.

— Помоги гусей вместе собрать, тогда скажу. Помогла девочка гусей собрать, старушка и говорит:

— За то, что помогла, бери себе одного гуся.

— Спасибо, бабушка, на обратном пути заберу. Мне клубочек свой найти надо. — И дальше побежала.

Встречает пастуха, что овец пас, спрашивает:

— Не видал ли ты, пастух, клубочка моего?

— Помоги овец вместе собрать, скажу.

Быстро справилась девочка с овцами, пастух и говорит:

Бери себе одну овцу: тебе вон сколько побегать

за ними пришлось.

— Нет, мне клубочек найти надо. Овцу на обратном пути заберу. — И дальше побежала.

Встречает пастуха, что коров пас.

— Не видал ли ты, пастух, клубочка моего?

— Помоги коров собрать, тогда скажу. Справилась с коровами, пастух говорит:

— Хорошо поработала, бери себе одну корову.

— Нет,— отвечает девочка. — Мне клубочек найти нужно. На обратной дороге заберу. — Побежала дальше.

Встречает пастуха, что коней пас. Кони по лугу разбежались. Девочка спрашивает:

— Не видал ли ты, пастух, клубочка моего?

— Помоги лошадей собрать, тогда скажу.

Стала она пастуху помогать, из сил выбилась, а дело до конца довела-таки. Пастух говорит:

— Раз ты такая послушная и тяжелой работы не боишься, скажу: клубочек твой вон туда покатился. А за помощь бери себе лошадь.

Пообещала на обратном пути лошадь забрать и побежала, куда пастух показал. Бежала, бежала, видит, дом стоит. Зашла, там старушка сидит беззубая и падаль жует. Поздоровалась девочка и спрашивает:

— Не видала ль, бабушка, клубочка моего?

— А ты садись со мной, поешь. Потом скажу.

Села девочка рядом. Сделала вид, что ест, а есть не стала. Старушка спрашивает:

— Ну что, ваша пища вкуснее или моя?

Сирота знает, что у них дома пища вкуснее, но ста-рушкину похвалила. Тогда беззубая подмести в доме велела, а потом опять спрашивает.

— Ваш дом краше или мой?

У них-то там лучше, конечно, но девочка этот хвалит.

Тогда старушка баню растопить просит. Вытопила, в дом заходит:

— Баня готова, бабушка, пойдем мыться.

— Веди,— говорит та. — Ты меня пинками подгоняй, я буду идти и падать, а ты меня пинками, пинками.

Но девочка не стала так делать, взяла осторожно бабушку под руки и в баню повела, стала раздевать ее. Та говорит:

— Срывай одежду да на пол бросай!

Но девочка осторожно раздела старушку и одежду аккуратно сложила. Потом спрашивает:

— Как тебя, бабушка, веником попарить?

— А ты за листья веник бери и черенком меня, черенком колоти.

Но та не стала так делать, а как полагается попарила старушку. Теперь ополоснуться надо бы.

— Какой водицей ополоснуть тебя, бабушка?

— Кипятку набери и лей на меня.

Девочка налила теплой водицы, как следует ополоснула бабушку, потом одела, в дом завела. Сели чай пить. К чаю урюк у бабушки, хурма. Девочка сама не пьет, старушке чай наливает, ухаживает за ней. Разморило старую, спать захотелось. Постелила девочка постель, со стола прибрала. Выспалась хозяйка и говорит:

— Ох, доченька, что-то голова чешется, осмотрела бы. Та смотреть стала, а в волосах у старушки золото и

алмазы рассыпаны. Ни одной вошинки не нашла, как ни искала.

— Что-то грустно мне стало,— говорит старушка. — Попляши-ка, доченька, развей тоску.

Стала девочка плясать, ублажила старую. Та опять задремала.

— Я посплю немного, а ты рядом посиди. Польется из меня черная вода, не буди. Польется желтая, тогда разбуди.

Заснула, потом из нее черная вода хлынула, потом коричневая, потом желтая. Разбудила девочка старушку, та проснулась, схватила да и окунула ее в желтую воду. У девочки волосы золотыми сделались, зубы серебряные. Тогда старушка говорит:

— Ты у меня долго гостишь, пора отдать твой клубочек. А сначала ты на чердак слазь, там сундуки стоят. Выбери для себя любой.

Полезла на чердак, там желтые да зеленые сундуки стоят, все новенькие. А среди них старенький сундучиш-ко валяется. Выбрала его сиротка и вниз спустилась. Ласково поглядела на нее хозяйка:

— А теперь, доченька, хочу, чтоб ты спела мне. Запела она песню про свои думы и мечты, и тут на

ее плечи откуда-то красивые птицы спустились.

— Ступай, красавица, домой.

Попрощались они. И вот доходит девочка до той поляны, где пастух лошадей пасет.

— Эй, девочка, возьми своего коня!

— А которого взять можно?

— Выбирай любого!

Выбрала она маленькую лошадку. Та заржала и сразу большой красивой лошадью стала. Еще раз заржала — тарантас и упряжь появились. Запрягла лошадь, погрузила сундучок, дальше отправилась. Едет девочка, а на плече у нее птицы сидят. Доезжает до того места, где пастух коров пас. Взяла свою корову, та уже с теленком была. Дальше поехала. Третий пастух овцу отдал с двумя ягнятами. Еще и гуся на обратном пути ей подарили. Сама едет в тарантасе, скотина следом идет.

Вскоре аул показался. Люди из своих дворов вышли.

глядят, дивятся, гадают, как мачеха падчерицу встретит. А у той под ногами щенок вертится и лает:

Послали девочку на смерть,

Она домой с богатством едет!

Мачеха злится:

— Чтоб тебе провалиться!

Въехала падчерица во двор, тут птицы на ее плече запели звонко — люди дыхание затаили. Достала девочка из сундука скатерть-самобранку. Расстелила на траве, и на той скатерти угощение появилось — чего только не было там! Стала сирота людей угощать.

Когда падчерица народ угощала, мачеха злобой изошла. Взяла клубок, что родная дочь напряла, и в окно швырнула. Дочь следом за клубком отправила. Той в пути те же люди, что и падчерице, встретились, а только никому не помогла эта девочка. У беззубой бабушки гостила и взяла с ее чердака зеленый сундук и домой пошла. Идет, а над ней песчаная буря свистит, вороны, кружась, каркают. Никого не встретила на обратном пути. Стала к аулу подходить, щенок залаял:

За богатством дочь пошла,

Смерть свою в пути нашла!

Мачеха на него злится:

— Чтоб тебе провалиться! Скажи, что богатство нашла!

А щенок лает свое. Вошла дочь во двор, стонет:

— Ох, и тяжел сундук! Что в нем за богатство такое? Раскрыла сундук, а из него ядовитые змеи- полезли

и набросились на нее. Прибежала на крик мать — змеи вокруг нее обвились, стали жалить, а потом расползлись.

Вот так!

БАЙСКАЯ ДОЧЬ и ПЛЕШИВЫЙ

В древние времена жил, говорят, бай. Была у него красивая дочь. Каждую ночь изнашивала она семь пар туфель. И как за ней ни следили, не могли дознаться, где она бывает ночью. Бай был очень расстроен этим.

Бай объявил: «Кто разгадает тайну дочери, тот станет моим зятем». Один Плешивый взялся разгадать. Ничего у этого егета-бедняка не было, кроме доставшегося в наследство от матери чудесного кольца: как только надевал на палец, становился невидимым. Поселившись в доме бая, Плешивый начал наблюдать за девушкой. Встревожилась она. Вечером стала угощать его каким-то зельем, но егет незаметно выплескивал содержимое рюмки. Притворившись пьяным, свалился с ног, лег на спину. Казалось, что заснул крепко. Девушка взяла семь пар туфель и выбежала в сад. Егет, надев кольцо, последовал туда же. Невидимый, он встал около девушки.

Взмахнула она платочком и откуда ни возьмись очутилась тут пара коней, запряженных в коляску. Села девушка в коляску. Плешивый тоже сел. Поехали.

Примчали кони коляску в каменный сад. Там и деревья, и забор - все было из камня. Плешивый незаметно схватил каменный листик и положил в карман. Йотом они миновали железный, медный и серебряный сады. Плешивый в каждом из них срывал и клал в карман по диковинному листику. Наконец, коляска въехала в очень красивый сад. В этом саду обитал семиглавый дэв. Соблазненная дэвом девушка приезжала каждую ночь плясать с ним и истаптывала семь пар туфель. Но на этот раз дэв сказал байской дочке, надоевшей ему:

- Я не хочу больше тебя видеть!- И, как прощальный подарок, дал ей золотую подвеску-накосник. Девушка швырнула подарок на землю. Проворно схватил тогда Плешивый золотой накоеннк н сунул в кармам. Дэв распорядился, чтобы копи отвезли девушку обратно. Егет быстренько сел с нею в коляску. Когда вернулись в свой сад. Плешивый раньше девушки вошел в дом и сразу лег спать.

Утром бай позвал его и дочь. Спрашивает:

- Ну, Плешивый, что разведал?

Тот рассказывает о случившемся ночью. Байская дочь разволновалась:

- Выдумал он!

Тогда Плешивый вытащил из кармана каменный, железный, медный и серебряные листики и золотую подвеску-накосник.

Пришлось ей. подтвердить:

- Все верно!

Бай, согласно уговору, выдал дочь за Плешивого. Та его не взлюбила. Однажды, подкупив слуг, велела им напоить мужа до бесчувствия и увезти на остров в море, там кинуть. Слуги это сделали.

Проснулся Плешивый и понял, что находится он на острове: кругом море. Заметил старика, сидевшего под яблоней, спросил:

- Как отсюда выбираться? Старик в ответ:

- Дам тебе двух сортов яблоки. Один сорт - омолаживает, другой - старит и обезображивает. Ты сделай в корзине два отделения для каждого их этих сортов. Потом я переправлю тебя на родину с корзиной яблок.

Плешивый сделал все, как велел старик, и прилег отдохнуть. Проснулся и видит, что находится далеко от моря - на дороге домой. И как раз проезжал в ту сторону в повозке дряхлый дед.

- Дедушка, посади меня,- попросил Плешивый. Старик ничего не ответил, и Плешивый сказал :

- Я тебя сейчас омоложу.

Дал ему омолаживающее яблоко. Съел старик яблоко и тут же превратился в молодого егета.

Доехали они вдвоем до городского базара, стали торговать яблоками, омолаживающими людей. Молва об этом до байской дочери дошла, и послала она за таким яблоком на базар служанку. Той дали другого сорта. Съела это яблоко жена Плешивого - стала безобразной старухой.

Бай-отец стал искать теперь такого муллу-табиба, который сумел бы вернуть ей молодость и красоту. Вот Плешивый превращается в старика и приходит к баю. Говорит:

Я мулла. Вижу, что твою дочь черти заколдовали. Оставь ее со мной в укромном местечке, расколдую ее.

Остался он наедине с женой, очень некрасивой, безобразной. Намотал ее волосы на левую руку, правой рукой стал бить плеткой. А отец, который ходил по двору, кричит:

- Оставь, мулла. Не бей мою дочь!

- Я изгоняю из нее чертей,- отвечает Плешивый. Тогда байская дочь взмолилась:

- Хватит, мулла. Буду верной женой, если вернешь молодость-красоту.

Стоило ему и ей съесть омолаживающие яблоки, как оба приняли свой прежний облик. С того дня стали муж и жена жить дружно.

ДВА БАРСУКА

Два барсука, самец и самка, гонялись по полю за мышами. В это время вдали показался паршивый верблюд. Барсук-самец сказал самке :

- Давай, старуха, оставим мышей и пойдем ловить верблюда.

Самка сказала :

- Сейчас мы, гоняясь за мышами, приустали: не годится бросать их и идти на неуставшего верблюда. Старики говорили: «Сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы». Если это так, то стоит ли идти, бросив мышей?

Самец сказал :

- В то время, когда есть верблюд, я не стану гоняться за мышами.

Сказал да и пошел туда. Барсучиха осталась на месте; она поймала несколько усталых мышей, поела, насытилась и легла. Через некоторое время барсук, не поймав ничего, пришел и упал возле барсучихи. Барсучиха сказала ему :

- Поймал ли ты своего верблюда? Барсук от усталости еле выговорил:

- Нет, не мог поймать. Барсучиха снова сказала ему :

- Разве я не говорила тебе: не бросай утомленных мышей - сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы?

Тут барсук раскаялся и начал плакать навзрыд.

ДВА ЛЕНТЯЯ

В давние времена жил старик, имел двух сыновей. А были те сыновья очень ленивыми.

- Живите как знаете,- рассердился однажды старик и прогналих прочь.

Пошли ленивцы куда глаза глядят. Шли они, шли, преодолели расстояние длиною с иголку и прилегли отдохнуть под яблоней.

- Яблоко спелое, упади мне в рот,- сказал младший брат.

- Как ты не ленишься просить?- удивился старший. Один прохожий, шедший на базар, нес с собой хлеб, катык. Проникся он к ним жалостью, дал немного хлеба и катыка. Два лентяя накрошили хлеб в катык. Высохший на солнце хлеб никак не делается мягче в катыке. А за водой сходить лень. Поставили братья друг другу условие:

- Кто первым заговорит, тот пойдет за водой.

Мимо проходил пастух с собакой. Подошел, поздоровался - ответа нет.

- Вы что, язык проглотили?- обиделся пастух. - Коли не отвечаете на приветствие, я ваш катык собаке отдам.

Опять нет ответа. Пастух в сердцах взял и размазал катык по лицу старшего. Тот зыркает глазами, но молчит. Пастух приказал собаке слизать катык с лица ленивца. Собака принялась лизать. И с правой щеки лижет, и с левой щеки лижет, а старший брат молчит. Крошка хлеба застряла у него в ноздре. Доставая ее оттуда, собака клыком поддела нос. Тут он не выдержал, закричал:

- Сгинь!

- Ага, ты первый заговорил!- возликовал младший брат. - Иди за водой!

Понял пастух, в чем дело, поколотил братьев и ушел. А оба лентяя продолжают лежать. Пока они так лежали, мимо прошел еще один человек, неся на базар катык в большом горшке. Младший брат ваялся помочь ему, надеясь подзаработать. Из сил выбился, лень одолевает, а несет. Сам размечтался: «За работу мне дадут копейку. На эту копейку я куплю яйцо, подложу его под курицу соседа - цыпленок выведется. Он вырастет и сам начнет нести яйца. Потом появятся у меня свои куры, обменяю их на уток, гусей. Как разбогатею, построю большой дом. Пошлю сватов к царской дочери. Он выдаст ее за меня. Начнем мы жить. Я стану приказывать царской дочери: «Полей мне на руки!» Она же наверняка не умеет делать этого, Тогда и рассержусь и стукну ее. Но вдруг она пожалуется отцу? Р азгневается царь, скажет мне: «Велю отрубить тебе голову!»Представив себе царя и палача с секирой, лентяй присел и в страхе закрыл голову руками. Горшок выпал и разбился, от катыка только брызги полетели. Хозяин, рассердясь, побил лентяя. А в назидание ему сказал :

Очень плохо быть ленивым - не ленись!

Чтобы было уважение - трудись,

Овладей наукой, ремеслом,

У тебя тогда счастливой будет жизнь.

ДОБРО ЗА ДОБРО

Младший брат не был безнадежно испорченным, всё понял. Сделал для себя выводы и начал жить, как другие люди живут. Он и теперь, сказывают, живет припеваючи.

Было это давным-давно. Шел как-то по дороге домой один дровосек, уставший после тяжелой работы. Вдруг услышал он змеиное шипение, доносящееся из-под большого камня. Остановился и видит черную змею.

- Вытащи меня,- просит она.

- Я освобожу тебя, а ты меня ужалишь,- говорит человек.

- Нет, не только тебя, но и никого из рода людского не трону,- умоляет змея.

Стоило дровосеку приподнять камень, как змея тут же обвилась вокруг его шеи.

- Отчего же ты нарушаешь свое обещание?

А змея ему в ответ:

- На добро злом отвечают!

Долго спорили человек и змея между собой. Наконец змея говорит:

- Давай найдем трех свидетелей и спросим их. Если они согласятся со мной, я ужалю тебя. Коль подтвердят твои слова, оставлю тебя в покое.

Так они и сделали: отправились на поиски свидетелей. Подошли к одной деревне и видят: на свалке оторванный от тулупа воротник лежит. Спрашивает его человек:

- Скажи, воротник, на добро чем отвечают?

- Бай меня носил, пока я был красивый и пышный,- говорит воротник. - Но стоило мне состариться, как он меня выбросил. Выходит, на добро злом отвечают.

Пошли они дальше. Навстречу им еле-еле тащится собака.

- Эй, собака, скажи, чем за добро платят? - спрашивает человек.

- Когда была сильной и здоровой, бай держал меня на цепи, а я верно охраняла его дом, хотя не всегда была сыта. Но когда состарилась, он выгнал меня на улицу. Вот так, злом платят за добро,- ответила собака.

Отправились человек и змея дальше. На опушке леса встретили лису. Выслушав человека, лиса сказала :

- Я не могу сразу ответить на твой вопрос. Ты мне сначала покажи, из-под какого камня ты змею вытащил.

И пошли они втроем к тому камню. Лиса велела змее лечь на прежнее место, а человеку - придавить ее камнем. И вот змея легла, человек придавил то место тяжелым камнем. Тогда-то лиса нашла, что сказать :

- Ну, змея, вылезай-ка сама из-под камня. То-то же! Коль не знаешь, что на добро отвечают добром, лежи здесь, пока не сдохнешь и не высохнешь.

С тех пор прозвали лису хитрой, и на добро стали отвечать добром. Оттого, что лиса помогла человеку, хвост ее стал пышным. А человек с тех пор всегда убивает змей-гадюк.

ЕГЕТ и ЛИСА

Давным-давно жил, говорят, один егет. Бил зайцев в лесу, ел зайчатину, сделал себе юрту из шкурок зайцев. Даже одежду носил, сшитую из заячьих шкур.

Однажды пришла ж нему лиса и говорит:

- Давай будем жить вместе, ты будешь стрелять зайцев, я - ловить. С того дня лиса и егет стали жить и охотиться вместе. Лисе не нравилось, что егет холост, и однажды она предложила ему:

- Женись, егет! Я тебе байскую дочь сосватаю. Егет согласился. Лиса тут же отправилась сватьей в деревню к баю.

- Чьей сватьей будешь? - спрашивает тот.

- Урманбая,- отвечает лиса.

- Что-то не припомню такого,- удивился бай. Слово за слово, убедила-таки лиса бая, что есть такой богатый жених Урманбай. Сделав дело, лиса вернулась к егету. Стали собираться в дорогу.

Когда они были уже не далеко от дома бая, хитрая лиса велела егету подождать ее у реки, а сама к баю побежала.

- Бай, беда приключилась,- говорит лиса. - Спускались мы с горы. Лошадь вдруг понесла и сбросила жениха в грязь. Лежит он теперь в разорванной одежде. Чтобы мог он явиться сюда, нужны одежда и мыло.

Распорядился бай выдать лисе платье для егета, да простенькое и старенькое.

- Ты смеешься, бай? Егет не то, чтоб надеть, но и смотреть не станет на такое платье! - возмутилась лиса.

Пришлось баю дать лисе одежду из тонкого сукна. Вернулась лиса к егету. Вымылся егет и облачился в дорогую одежду. В таком виде и явился к баю. Посадили егета за стол, уставленный разными яствами. Стали угощать. А он и не видит ничего вокруг, своей красивой одеждой любуется. Заметил бай, что егет все время разглядывает ее, подумал: «Никак жениху не по душе пришлась она»,- и приказал сшить ему еще дорогой красивый костюм. Так и продолжал бы егет любоваться одеждой, если бы лиса не шепнула ему что-то на ухо. Но и после этого не мог удержаться от того, чтобы не взглянуть на свой наряд.

Погостив три дня у бая, жених пригласил невесту и родителей к себе. Отправились они в путь. Лиса побежала впереди. Встречая на пути стадо, она говорила пастухам: «Если спросят чье стадо, отвечайте - Урман-бая».

Бежала она, бежала - смотрит: на опушке леса дом стоит, большой и красивый. А в доме том живет древняя старуха со своей дочерью. Стада, что по дороге лисе встретились, той старухе принадлежат, оказывается. Лиса ей объяснила в чем дело. Старуха и ее дочь, оставив дом и добро, ушли на время в лес.

Только они ушли, явились свадебные гости. Увидев очень хороший дом, бай подумал: «Зять-то, действительно, богатым оказался. Его дом лучше моего. А я-то собирался половину своего богатства ему отдать. Ну и повезло же дочери!»

Через три дня бай с женой уехали. Егет с женой и лиса стали жить втроем. Живут, не тужат. Однажды лиса говорит:

- Видно, помирать мне пора. Когда я помру, не бросай меня за ворота, а закопай под нарами.

Через некоторое время егет, увидев, что лиса распласталась на земле, решил, что она мертвая. Схватил ее и выкинул за плетень. Но хитрая лиса только притворилась мертвой, чтобы испытать, верен ли егет слову. Вернулась она к нему и говорит:

- Я тебя человеком сделала, женила тебя, дом тебе нашла, от позора уберегла, а ты, неблагодарный, последнюю мою просьбу не выполнил,- сказала и выгнала егета с женой из дома.

Отправился егет с женой в свою заячью юрту. А лиса разыскала в лесу старуху и ее дочь, вернула их в дом.

Публикации по теме:

Башкирские народные игры в воспитании детей дошкольного возрастаБашкирские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста Большое значение в воспитании любви к родному краю, к родному языку, к обычаям и традициям имеют народные игры. Для того чтобы игра воздействовала.

Башкирские народные музыкальные инструменты Сирбаева Загида Фиргатовна, воспитатель, МБДОУ ДС № 262, г. Уфа Башкирские народные музыкальные инструменты В материальной и духовной культуре.

Фотоотчет  «Мини-музей «Мои любимые сказки»Фотоотчет  «Мини-музей «Мои любимые сказки» Всю жизнь с самого детства нас сопровождают сказки и мы решили в группе сделать мини - музей сказок. Да, есть ли люди, росшие без сказок,.

Картотека дидактических игр для мини-музея «Морские обитатели» «Семья осьминожков» Цель: Совершенствовать грамматический строй речи (образование порядковых числительных). Задачи: • Развивать зрительное.

Картотека «Загадки про сказки и сказочные персонажи». Часть 3Картотека «Загадки про сказки и сказочные персонажи». Часть 3 Загадки здесь У брата сердце ледяное, Но всё равно спасу его я! (Снежная королева) *** Раз зимою баба с дедом внучку сделали из снега.

Картотека «Загадки про сказки и сказочные персонажи». Часть 4Картотека «Загадки про сказки и сказочные персонажи». Часть 4 Загадки здесь На завтрак съел он только луковку, но никогда он не был плаксой. Писать учился носом буковки и посадил в тетрадке кляксу.

Лэпбук «Башкирские музыкальные инструменты»Лэпбук «Башкирские музыкальные инструменты» Подготовила Галиуллина Эльвира Камилевна Воспитатель МАДОУ ДС №32 Лэпбук «Башкирские музыкальные инструменты» Старший дошкольный возраст.

Мини — музей «В гостях у сказки»Мини — музей «В гостях у сказки» Мини - музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные.

Презентация мини-музея «В гостях у сказки» Презентация мини музея. Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие.

Защита проекта «Башкирские народные сказки» Цель проекта: Прививать любовь и интерес к башкирским народным сказкам. Задачи: Образовательные: • Расширять знания о башкирских народных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этнокультурный компонент. Мини-картотека «Башкирские сказки»
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 12:46
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультурный компонент. Мини-картотека «Башкирские сказки»» (включая файлы) размещена пользователем лиана Хабибуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД