Григорова Юлия
Этико-эстетическое направление в воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание - это развитие в ребенке способности к восприятию, пониманию, анализу и созданию прекрасного.
Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте.
Ценности – культура и красота лежит в основе этико-эстетического направления воспитания.
Публикация «Этико-эстетическое направление в воспитании» размещена в разделах
Эстетическое воспитание направленно на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания детей к трем годам :
Целевые ориентиры – проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно – оформительской, музыкальной, словесно – речевой, театральной и др.).
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Целевые ориентиры – способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.
Этико –эстетическое направление в воспитании реализуется двумя средствами:
1) за счет средств нравственного воспитания - ЭТИКО
Этика – это учение о нравственности:
Система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей,
Способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения,
Социальный регулятор поведения между людьми.
2) за счет средств эстетического воспитания, посредством которого развивается вкус, умение замечать прекрасное и безобразное, что тесно связано с нравственным воспитанием человека.
При нравственном воспитании развиваются такие чувства как любовь, уважение, жалость к окружающим, так необходимые для воспитания полноценного человека.
Примеры нравственного воспитания :
-приучение к выполнению правил поведения в отсутствие взрослых.
-знакомство с правилами поведения в общественных местах.
-воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
-воспитание доброжелательного отношения к взрослым и проявление заботы о малышах.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира. Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников.
Задачи Этико-эстетического воспитания :
- формирование культуры общения, культуры речи, поведения, этических представлений.
- воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влияния на внутренний мир человека.
-развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми.
- Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов.
- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности.
- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать прекрасное.
Задачи воспитания в образовательных областях:
Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» соотносится с эстетическим направлением воспитания.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно эстетического развития» направленно на приобщение детей к ценностям «Красота», «Культура», «Человек», «Природа», что предполагает
- воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного, к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями).
- приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврами мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура».
- становление этического, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка.
- формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально – образного способов его освоения детьми.
- создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Виды деятельности и формы активности ребенка
• Общение
• Познавательно-исследовательская деятельность
• Игра
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики.
- Предметно-целевая -виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками.
- Культурные детские практики - активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт (в изобразительной деятельности, музыкальной деятельности)
- Свободная инициативная деятельность ребенка – его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей (дополнительное образование, дома культуры, школы искусств)
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Модуль «Культурное наследие Урала»
Цель: воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к культурному наследию Урала.
Мероприятия на уровне группы
участие в праздниках «Масленица», «Праздник Ивана Купала», «Яблочный спас»
мастер-классы «Уральский букет», «Уральская кукла – берегиня», «Пасхальные крашенки на Урале»
виртуальные путешествия: «Каслинское литье», «Златоустовская гравюра», «Башкирская юрта»
Модуль «Русская традиционная культура»
Цель: воспитывать интерес к традициям русской культуры, обеспечить накопление опыта творческой деятельности в процессе ее освоения.
Мероприятия на уровне группы
виртуальные путешествия: «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Гжель»;
Модуль «Культура других народов»
Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре других народов.
Мероприятия на уровне группы
виртуальное путешествие «Новый год в разных странах».
Модуль «Я в мире культуры и красоты»
Цель: формирование культуры общения, поведения, этико-эстетических представлений.
Мероприятия на уровне группы
виртуальное путешествие на швейную фабрику, в ателье
- оформление игровых уголков для сюжетно-ролевых игр
- оформление «Журнала моды для кукол»
- коллективное творчество «Украсим нашу группу к празднику», «Модный, модный, Новый год», «Быть красивыми хотим»
- строительные игры «Сказочный дворец», «Ландшафтный дизайн»