Шемчук Ольга
Конспект занятия по этикету речевой культуры «Правила важные для всех»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Правила, важные для всех»
Описание: Данный материал будет полезным воспитателям детских домов, школ-интернатов для проведения воспитательских часов. Принимая участие в данном занятии, дети поймут, насколько важны правила этикета.
Цель: закрепление и углубление знаний воспитанников о важности соблюдения этикета при общении с людьми.
Задачи:
• Познакомить с полезными рекомендациями по вопросам общения с людьми.
• Способствовать формированию доброты, чуткости, деликатности
• Прививать навыки учтивого общения.
Публикация «Конспект занятия по этикету речевой культуры „Правила важные для всех“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
Оборудование: анкета, лист бумаги, высказывания Ж. Руссо и Н. Сервантеса
Форма проведения: круглый стол
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Слайд № 1
Воспитатель.
Каждый человек своеобразный, но, чтобы засиять в полной красе, надо научиться правилам культуры — только тогда человек будет прекрасен и приятен для окружающих его людей. Ученик может учиться хорошо, даже отлично, но в быту он неаккуратный, с товарищами груб.
Что значит «вести себя культурно»?
(воспитанники высказывают свое мнение).
Как вы понимаете слово «общение»?
Слайд № 2
Воспитатель.
Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией или контактируют в процессе практической деятельности. Общение — это не только контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью объясниться и отрегулировать собственное поведение, но и главное условие и способ развития личности.
Почему же люди не умеют общаться, отталкивают друг друга, боятся раскрыться?
Поэтому главная цель нашей работы сегодня, продолжить учиться правилам этикета, познакомиться с полезными рекомендациями по вопросам общения с людьми.
В средневековых рыцарских романах о короле Артуре рассказывается, что на королевских банкетах рыцари садились за круглый стол, чтобы не было споров по поводу того, кто сидит на почетном конце стола, а кому досталось непочетное место.
Впоследствии круглый стол стал непременным атрибутом на международных конференций, дипломатических переговоров. Выражение «сесть за круглый стол» теперь означает начать доброжелательный обмен мнениями, миролюбивые переговоры.
У нас есть прекрасная возможность сесть за наш импровизированный круглый стол для серьезного разговора о правилах, важных для всех. Девизом нашего занятия является «Да здравствует вежливость и доброта! Пусть живут доброжелательные лица!»
Воспитатель.
Мы с вами ежедневно общаемся с другими людьми: родными, учителями, одноклассниками, незнакомыми. Всегда это общение приносит удовольствие, радость, утешение? Конечно, нет. Приятно общаться с вежливыми людьми.
II. Основная часть.
I этап «Приветствие»
Важным элементом в общении с людьми является приветствие. С его помощью устанавливается контакт между людьми. Поэтому не владеть формами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться.
Вежливый человек должен не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетку формулу.
Как мы здороваемся сегодня?
II этап «Знакомство»
В жизни человека случается так, что он вынужден оторваться от родных, близких друзей и строить свою жизнь рядом с чужими незнакомыми людьми. Весьма важным на данном этапе является первое знакомство. Именно оно открывает Человека. Давайте начнем наше заседание со знакомства.
(Каждый по очереди называет свое имя, возраст, увлечения, мечты)
1. Просмотр и анализ инсценировки-миниатюры «Дети опоздали на
уроки.»
2. Работа со словариком «Вежливый человек. Какой он?»
Задача. Выбрать слова, которыми можно охарактеризовать вежливого человека.
Воспитатель.
Слайд № 3
Ознакомление воспитанников со значением слова «вежливость» и высказываниями. Ж. Руссо и Н. Сервантеса.
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. Руссо
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. М. Сервантес
Слайд № 4
Вежливость — моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к окружающим стало нормой поведения и привычным способом общения. Это элементарное требование культурного поведения.
Составление правил общения :
Слайд № 5
Первое правило.
Прежде чем что-то сделать, спросите себя, хотели бы вы ощутить на себе последствия своего поступка. Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам.
Слайд № 6
Правило второе.
Любите себя и окружающих. Помните, что любой человек нуждается в любви, положительной оценки и одобрения своих действий не меньше, чем вы.
Слайд № 7
Правило третье.
Во всех людях без исключения стремитесь найти что-то хорошее.
Слайд № 8
Правило четвёртое.
Не обижайтесь. Откажитесь от мести, не накапливайте в себе зло, научитесь прощать, прежде всего, себе, а потом и другим.
Слайд № 9
Решения моральных задач:
1. Никита встретился в дверях с Наташей. Что он должен делать? (Слайд № 10).
2. Обязательно ли здороваться, зайдя в магазин, библиотеку? (Слайд № 11).
3. Двое ребят идут по улице, один из них здоровается со знакомыми. Должен поздороваться второй, который его не знает? (Слайд № 12).
4. Дежурному нужно немедленно обратиться к воспитателю, а она в это время разговаривает с медсестрой. Какой выход? (Слайд № 13).
5. Воспитатель дает задание Максиму: «Максим, сходи, пожалуйста, в библиотеку и принеси сказки А. С. Пушкина».
Объясните, как это надо сделать? (Слайд № 14).
Воспитатель.
А сейчас я предлагаю вам разделится на две команды и посоревноваться. Какая команда даст больше ответов на поставленные вопросы. На каждый вопрос даётся по две минуты.
Вопросы. (Слайд № 15).
1. Перечислите все слова – приветствия, которые вы знаете? (Слайд № 16).
2. Назовите все слова – прощания, которые вы знаете? (Слайд № 17).
3. Назовите все слова извинения, которые вы знаете? (Слайд № 18).
4. Назовите все слова – просьбы, которые вы знаете? (Слайд № 19).
5. Какие слова – пожелания вы знаете? Перечислите их. (Слайд № 20).
В общении с людьми важно давать позитивную оценку качеств, действий, то есть делать комплименты.
III. Заключительная часть.
Воспитатель.
Дети, наша встреча за круглым столом подходит к концу. Надеюсь, что она была не зря. Я искренне верю, что все вы станете вежливыми людьми, что употребление вежливых слов станет нормой вашей жизни, а ваши вежливые поступки принесут радость другим людям. Давайте выскажем пожелания друг другу в виде игры «Пожелания»
Бросить мяч участнику, которому вы высказываете пожелания.
Рефлексия.
Воспитатель.
Поэтому предлагаю вам очень интересную работу под названием «Пять добрых слов».
Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек.
Каждый из вас должен очертить свою руку на листе бумаги. А на ладони написать свое имя. Передавайте свой лист соседу рядом, а сами получайте такой рисунок от соседа слева. В одном из «пальцев» чужого рисунка напишите что-то приятное из качеств его обладателя. Например: «Ты чуткий», «Ты откровенный», «Ты пишешь хорошие стихи». Другой делает запись на следующем «пальце» и так до тех пор, пока «рука» не вернется к владельцу.
Собираются листья.
Сейчас я буду зачитывать комплименты, а вы скажете, кого это касается.
Спасибо за внимание!