анастасия румянцева
Конспект занятия «Развитие речевой культуры у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие речевой культуры у дошкольников"
Культура речи - область духовной культуры, связанная с применением языка; качества речи, обеспечивающие эффективное
достижение цели общения при соблюдении языковых правил,
этических норм, ситуативных требований и эстетических
установок.
В Культуре речи соединяется язык и общественный опыт применения языка.
При развитии культуры речи человек имеет четыре
крупных ориентира:
совокупность норм литературного языка,
Публикация «Конспект занятия „Развитие речевой культуры у дошкольников“» размещена в разделах
совокупность этических установлений своего народа,
совокупность целей и обстоятельств общения,
национальное представление о красоте речи.
Соответственно выделяются языковой, этический,
коммуникативный и эстетический факторы и соответственно
компоненты Культуры речи.
Правило, правильность, норма это центральные понятия
Культуры речи, действующие во всех ее сферах.
Культура речи предполагает - наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Развивать культуру речи у дошкольников невозможно без общения.
Также не менее важно научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо собеседнику.
Наблюдая у своих воспитанников некоторые проблемы, связанные с нарушением культуры речи, и решив исправить сложившуюся ситуацию, я перед собой поставила цель:
Формировать, а также развивать знания, умения и навыки культуры речевого общения у детей со взрослыми и сверстниками.
Вся работа по развитию культуры речевого развития у дошкольников старшего возраста состояла из 3-х этапов.
1 этап. Начальный.
"Развитие и поддержание интереса к правилам вежливого обращения, знакомство с правилами культурного речевого общения, корректировка знаний у детей правил вежливости».
Задачи:
Побуждать соблюдать правила вежливого общения.
Уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения.
Пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации.
Обращаться с просьбой, чётко её излагая.
Развивать стремление употреблять в речи вежливые формы обращения.
Воспитывать стремление вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.
Чтобы заинтересовать детей я стала использовать одну из форм совместной речевой деятельности - это игровые обучающие ситуации, в основе которых лежит ролевой принцип.
Собеседники (дети исполняют определённые роли). Они должны осознать свои ролевые позиции (брат – сестра; знакомый – незнакомый; бабушка – внук т. д., и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.
2 этап.
Отрабатывать и закреплять культуру речевого общения.
Игры (дидактические, сюжетно –ролевые)
Создание специальных ситуаций.
Праздники и развлечения.
Режимные моменты.
Другие виды занятий.
Задачи:
Учить детей активно учавствовать в обсуждении поступков героев.
Закреплятьп умение находить позитивные решения в конфликтных ситуациях, соблюдая правила речевого поведения.
Развивать у детей невербальные средства общения (мимика, жесты, пантомимика).
Развивать у детей навыки общения при анализе и обсуждении поступков литературных героев и т. д.
Воспитывать у детей речевую сдержанность.
Развивая культуру речи у детей старшего дошкольного возраста, я использовала и кружковую деятельность для закрепления знаний и умений. Мой кружок назывался «Раз словечко, два словечко…»
Здесь хочется добавить что, основу игровой обучающей ситуации составлял сценарий активизирующего общения. Сценарий общения включает различные формы проведения игровых обучающих ситуаций:
-игры – путешествия,
- игры – импровизации
- игры – драматизации,
Во время второго этапа
Совместно с детьми были разработаны следующие правила:
Всегда пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите пройти» и др.
Будь всегда приветлив и вежлив.
На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Уступай место в транспорте взрослым и малышам.
Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.
С уважением относись к труду старших и товарищей.
Подними и подай оброненный кем-то предмет.
Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.
Умей признать, что был неправ.
Хочу добавить что, развивая культуру речевого развития детей в ДОУ нельзя забывать о том, что важно развивать её и в повседневной жизни, и в разных видах самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т. д.
Хочется отметить что, большую роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой, потому как гласит пословица:
«ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему».
Эта народная мудрость подтверждает истину, что самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.
С целью привлечения родителей к решению поставленных задач использовала групповые родительские собрания, консультации, организовывались прогулки выходного дня, привлекала родителей к проведению совместных развлекательных мероприятий. В родительском уголке оформляла стенды и ширмы, разделы которых в наглядной форме раскрывали общие вопросы развития культуры, её значение, сущность, необходимость.
3 этап.
Самостоятельное применение правил культуры общения детьми в соответствии с жизненными ситуациями.
Задачи:
Закреплять навыки самостоятельности в ведении беседы, поощрять творческие ответы детей.
Развивать у детей положительные эмоции, доброжелательный настрой от стремления действовать по правилам культуры речевого общения.
Воспитывать у детей в практике общения с другими людьми привычку культурного поведения.
Третий этап в основном состоит из наблюдений за действиями детей, а также небольшой помощи, которая оказывалась лишь в том случае - если ребёнок сам затруднялся действовать.
К концу года многие родители отметили, что поведение детей в конфликтных ситуациях изменилось. Они стараются решить его посредством речи, а не драки. Также изменилось общение детей со сверстниками. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.
У детей сформировались знания, умения и навыки культуры речевого общения с взрослыми и сверстниками
Дети соблюдают нормы и правила общения в речевой деятельности с окружающими.
Итогом моей работы стало желание продолжить развивать речевую культуру у дошкольников. Так как это даёт возможность познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.