Пургина Вера Васильевна
Воспитательский час «Этикет речевой культуры. Правила хорошего тона, дурной тон»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Правила хорошего тона, дурной тон».
Описание: Данный материал будет полезным воспитателям детских домов, школ-интернатов, для проведения воспитательских часов. Проводя, данное занятие дети поймут, что такое хороший тон, а что такое дурной тон.
Цель:Знакомство с первичными представлениями об этикете.
Задачи:
• Формировать умение искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений
Публикация «Воспитательский час „Этикет речевой культуры, Правила хорошего тона, дурной тон“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
• Учить обнаруживать и формулировать проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, интернет).
• Обучать, самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников.
• Организовывать коллективное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.
Формы проведения: самостоятельный поиск информации; групповое решение проблемы; ролевая игра, проблемный диалог; исследовательская деятельность, игровая с элементами драматизации.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии.
Ход занятия.
Слайд № 1
I. Организационный момент.
Воспитатель :
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на занятие. Улыбнемся друг другу. Садитесь.
Прочитайте пословицы с доски
Не гляди в лицо, гляди на обычай. (Слайд № 2).
От приветливых слов язык не отсохнет. (Слайд № 3).
Чего вдругом, не любишь, того и сам не делай. (Слайд № 4).
От учтивых слов язык не отсохнет. (Слайд № 5).
О чем эти пословицы? Объясните их смысл.
Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?
Ответы детей.
Да, вы правы, мы будем говорить о правилах поведения о хорошем и дурном тоне.
II. Основная часть.
I этап
Воспитатель :
Скажите, какое общество вас окружает в течение дня? А есть ли правила, которые вы соблюдаете в этом обществе?
Ответы детей: Это правила хорошего поведения.
Воспитатель :
Кто знает, каким, словом называют правила хорошего поведения? В какой стране произошло это слово? Найти ответы на эти вопросы вы сможете самостоятельно, пользуясь страницами толкового словаря и энциклопедией. Работаем в парах, помогаем друг другу.
Итак, кто может рассказать про это слово? Кто дополнит?
Ответы детей:
Воспитатель :
Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет».
И хотя это слово произошло не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни». В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести.
В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например: «Кодекс рыцарской чести».
Слайд № 6 - 7
На Руси тоже были такие книги. Она из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам.
Слайд № 8 - 9
Этикет бывает разным : речевой, телефонный, столовый, свадебный и т д. Сегодня, мы рассмотрим лишь несколько видов этикета, и некоторые правила вы сможете определить сами. По итогам нашей работы мы составим альбом «Этикет».
Мы будем работать по группам.
Слайд № 10 – 11
II этап
Групповая работа
Задание для первой группы: Приведите примеры соответствия одежды и ситуации. Вы должны определить, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на прогулке. Одежды наклеиваем на листок с названием места посещения. При подготовке используем подготовленные заранее вырезанные модели одежды, книг, энциклопедий, собственные наблюдения.
Слайд № 12
План вашей работы такой:
1. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой).
3. Выступите.
4. После выступления ответьте на вопросы.
Задание для второй группы: Речь и этикет. Определите, какими словами приветствуют людей разных возрастных и социальных групп. На листочки с изображением людей наклейте соответствующие слова приветствия. При подготовке используйте материал книг, свой жизненный опыт.
Слайд № 13
Физминутка
Если хочется пить, то колодец копай
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи
И потянутся путники по одному
И к воде, и теплу, и к тебе самому!
(Дети выполняют движения руками, наклоны, повороты в соответствии с текстом каждой строки.)
Мы продолжаем разговор о том, что такое правила этикета. Ведь ещё Дж. Свифт говорил: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Вы искали ответы на вопросы, выполняя разные задания. Сейчас послушаем выступление групп.
III этап
Первая группа расскажет нам о выборе одежды.
Какое же главное правило при выборе одежды? Действительно, одежда должна быть выбрана уместно, т. е. выбор одежды зависит от того места, куда вы хотите отправиться.
Вторая группа расскажет нам, как и какими словами нужно здороваться с разными людьми. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь, гораздо эффективнее.
Молодцы! Давайте немного отдохнем и попробуем применить знания на практике. Выбираем листочки с ролями, и приветствуем друг друга. (Дети получают листы с надписями «мама»-«сын», «приятель»-«приятель», «Учитель»-«ученик», «пожилой человек» - «мальчик» и ищут подходящие слова приветствия)
Слайд № 14
Воспитатель :
Ребята, а скажите всегда ли нужно здороваться по регламенту?
Ответы детей
Давайте с вами посмотрим мультфильм. (просмотр мультфильма «Трям! Здравствуй!»)
Обсуждение: для чего герои мультфильма использовали слово «Трям!»
А кто может сказать, можно ли приветствовать друг друга без слов? Приведите примеры.
У вас на столах листки из энциклопедии. Прочтите и найдите, каким жестом приветствовали друг друга китайцы…лапландцы…японцы. Отлично.
Теперь заслушаем третью группу. Ведь народная мудрость накапливалась веками, и до сих пор актуальна. Вот и получился у нас альбом про этикет. Скажите, как мы его можем использовать? (перечитывать самим, читать малышам, пойти в другие группы с сообщениями)
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Скажите, откуда люди узнают правила этикета? Из каких источников мы можем получить информацию о правилах этикета? Вернёмся к пословицам, которые разбирали в начале урока?
Выражение решения проблемы
Дополните фразу.
Мы сегодня много говорили о….
Слайд № 15 - 17
Посмотрим, насколько вы были внимательны. Садимся за компьютеры и выполняем небольшой тест-тренажер.
Слайд № 18
Спасибо за работу на занятии.