Получи документы

Этикет как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста

Шаравина
Этикет как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста

• Понятие об этикете.

• Показатели усвоения детьми дошкольного возраста социальных норм и правил.

Навыки этикета, которыми могут овладеть выпускники детского сада.

• Викторина «Роль этикета в воспитании детей»

• Подведение итогов семинара – практикума.

Воспитатели получают памятки:

Публикация «Этикет как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• показатели усвоения социальных норм и правил;

навыки этикета, которыми могут овладеть выпускники детского сада.

• игра по обучению детей этикету и вежливости;

• Основные методы и приёмы, используемые на занятиях по этикету.

Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, так как нельзя существовать, не уважая друг друга, не полагая на себя определенных ограничений.

«Этикет» - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятых в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями.

Нормы этикета в отличие от норм морали являются установленными, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека. Его нравственные и интеллектуальные качества. Умения правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопониманию, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различных официальных мероприятиях.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.

Формироваться навыки этикета должны с раннего детства, в условиях семьи и дошкольного образования. Роль этикета в жизни дошкольника очень велика, так как формирует базу социальных норм, через воспитание у детей трудолюбия, вежливости, аккуратности, культуры поведения в коллективе, в общественных местах, навыками правильного обращения со всеми окружающими предметами, умения готовиться к предстоящим делам (организовать свою деятельность).

Показатели усвоения социальных норм и правил

3-4 года

Ребенок ориентируется на требования взрослого. Может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста», в меру возможностей самостоятельно одевается, ест и т. п. По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь пожалеть последнему, пожалеть его, поделиться с ним игрушками.

По требованию взрослого может сдерживать агрессивные реакции.

4-5 лет

Имеется представление о том, как надо (не надо) себя вести. Формируется представление об особенностях полового поведения.

В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения.

5-6 лет

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.

6-7 лет

Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе и этические. Однако только некоторые дети могут регулировать ими свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов. Отстаивает усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.

Навыки этикета, которыми могут овладеть выпускники детского сада

Сервировка стола и поведение за столом:

• знать разнообразные варианты сервировки стола;

• уметь пользоваться столовыми приборами;

• непринужденно сохранять правильную осанку;

• знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать;

• владеть основами оформления праздничного стола, уметь складывать тканевые салфетки разнообразными способами.

Культура внешнего вида:

• одеваться в соответствии с модой, но с учетом своих индивидуальных особенностей и чувства меры;

• поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке;

• уметь самостоятельно причесываться.

Речевой этикет :

• уметь обратиться с просьбой;

• знать правила ведения разговора по телефону;

• во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости.

Поведение в общественных местах:

• уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, кафе;

• знать основные правила поведения в детском саду, школе, библиотеке.

Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:

• уметь представляться во время знакомства и представлять другого;

• выбирать подарки и их преподносить;

• уметь принимать гостей и быть гостем.

Викторина

«Роль этикета в воспитании детей»

Участникам делятся на 2 команды.

Представление жюри. Жюри будет оценивать содержательность, оригинальность, юмор и эмоциональность выступлений по 3-бальной системе. Оценка выступлений команд будет проходить по окончании каждого задания.

Задание № 1. «Название команды»

Придумать название своей команды в соответствии с темой викторины и представить ее, выбрать капитана команды.

Задание №2. Разминка «Формулы вежливости»

Командам раздаются карточки с заданием. На выполнение задания отводится 3 минуты, выигрывает та команда, которая перечислит больше формул.

Задание для 1 команды:

Назовите формулы вежливости во время приветствия.

Задание для 2 команды:

Назовите формулы вежливости во время прощания.

Такие речевые формулы воспитатель должен употреблять как можно чаще по отношению к детям, коллегам, родителям (независимо от того, с какой возрастной группой он работает). Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.

Задание № 3. «Пантомимы»

Каждая команда с помощью разнообразных движений изображает ситуацию, описанную в карточке. Команда соперников должна разгадать пантомиму.

I вариант:

Мальчик уступает место пожилому человеку в автобусе.

II вариант:

Мальчик поздравляет девочку с днем рождения.

Задание № 4. «Конкурс капитанов»

Капитаны сервируют стол. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнит сервировку.

Задание № 5. «Детский телефон доверия».

Команды отвечают на «детские» вопросы (6 вопросов в конвертах, по 3 вопроса каждой команде).

1. Здравствуйте. Подскажите мне, пожалуйста, кто должен здороваться первым, если встретились мальчик и девочка? Мальчик и бабушка? (ребенок должен первым здороваться с взрослым).

2. Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними? Если надо, то, как это сделать? (если есть возможность, можно подойти и тихо поздороваться, либо поприветствовать кивком головы и взглядом).

3. Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (можно, тарелку наклонять тарелку от себя, на себя нельзя т. к. можно облиться).

4. Мне подарили ненужную и некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто мне ее подарил? (Даже если подарок не понравился, нужно обязательно поблагодарить того, кто преподнес подарок).

5. Ко мне на день рождения в субботу придут друзья. Подскажите, какие игры можно провести, что бы всем было весело?

6. Здравствуйте. Мне 5 лет. Меня друг пригласил на день рождения, а я не знаю, что нужно подарить. Подскажите, пожалуйста.

Задание № 6. Цветик – семицветик»

Команды заполняют лепестки цветка названиями тех нравственных качеств, которые необходимо воспитывать у детей. Объяснить свой выбор.

Подведение итогов викторины.

Подведение общего итога семинара-практикума.

Усвоение детьми социальных норм и правил в дошкольном возрасте

Успешность практический деятельности, взаимодействия людей друг с другом не возможно без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.

В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т. п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы). Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание и сочувствие. Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления, ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций).

Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. В игре дети взаимодействуют не только как персонажи, но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует усвоению или норм и правил.

Важную роль в становлении нормативной регуляции поведение у дошкольника играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) вступают перед ними как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые придерживаются их. Нормы и правила следует формировать в четком и доступном для дошкольника виде. Важно, что бы взрослый не просто говорил что ребенок должен (или не должен) делать, а объяснял ему, для чего необходимы то или иное правило, та или иная норма, т. е. вводил бы нормы и правила как средство, позволяющее оптимально взаимодействовать с людьми, действовать с предметами, заботиться о своем здоровье и т. д. При этом взрослому необходимо давать ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей (например, при прочтении художественной литературы, разыгрывание небольших спектаклей и т. п.).

Для успешного усвоения норм и правил имеет большое значение и постоянное поощрение проявления одобряемых форм поведения у детей, отношений доброжелательности, доверия между ними и взрослым.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИКЕТУ

Младшая и средняя группы Старшая и подготовительная группы

Взаимодействие со сказочными персонажами

Поиграть вместе, подсказать, помочь, брать пример Помочь справиться с трудной ситуацией, найти ошибки, научить чему-либо

Словесные приемы

Рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа Рассказ ребенка из личного опыта, беседа, рассказ взрослого, рефлексия

Игровые приемы

Занятие-игра, игровые упражнения, дидактические игры, игры-путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-путаницы Игровые упражнения, игры с правилами, игры-соревнования, турниры, развлекательные игры типа «Поле чудес», дидактические игры, игры действия, игры-воображения, путаницы, кроссворды

Наглядные приемы

Картинки, видеоматериалы, диафильмы, мультфильмы, фотографии Иллюстрации, схемы, продукты детской деятельности, фотографии, видеоматериалы, картинки-правила (разбор правил по картинкам)

Использование театра

Спектакли кукольного, настольного театра, фланелеграфа и т. д., инсценировки в исполнении отдельных детей, элементы театрализованной деятельности Этюды, сценки, спектакли (кукольный, настольный, на фланелеграфе и т. д.)

Художественное слово: стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, басни

Музыка

Практические действия

Самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола, разбор проблемных ситуаций с игрушками: зайчик пригласил ежика в гости – помочь накрыть стол к чаю Сервировка стола по схеме, составление схемы сервировки стола, изготовление украшений стола по темам: «Новый год»,

«8 Марта», «День рождения» и т. д., творческая деятельность детей : складывание салфеток, украшение подарка, украшение стола и т. д., разбор проблемных ситуаций из жизни.

Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой эстетически оформленного стола, букета, подарка, салфетки и др.)

Метод проектов

( проекты: «Украшение стола в мамин праздник» в средней группе;

«Скатерти и салфетки – наши помощники» в старшей группе;

«Наш друг – этикет» в подготовительной к школе группе)

Благодарность

• Спасибо (тебе, вам)

• Я благодарен вам (за что)

• Благодарю вас

• От всей души благодарю

• Я вам очень (крайне, чрезвычайно) признателен

• У меня нет слов выразить вам свою благодарность

• Разрешите (позвольте) вас поблагодарить

• Позвольте (разрешите) выразить вам свою благодарность

• Я хотел (а) бы поблагодарить вас

• Я вам так признателен!

• Я вам так обязан!

Словарик вкусностей

Каждый раз, когда мы поели, мамы учили говорить нас «Спасибо». Это одно слово засело в голове так, что другие почему-то туда просто не попадают. А ведь вы хотите выразить большую эмоцию, чем просто протокольное «Спасибо». Мы хотим помочь тем, кто хочет сказать чуть больше, а слова где-то потерялись. Вот Вам небольшой список:

• Супер!

• Вкусно

• ЗдОрово

• Прекрасно

• Благодарю

• Вкуснятина

• Вкуснотища

• Божественно

• Великолепно

• Незабываемый вкус

• Неповторимый вкус

• Миленько и со вкусом

• Непревзойденный вкус

• А еще кусочек был бы кстати

• Вершина вкусового блаженства

• Да, сегодня ты превзошла (превзошёл) себя

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга» В педагогической литературе очень много внимания уделяется этой теме. И мы, работая с малышами, много времени уделяем развитию мелкой моторики.

Дидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возраста Цель. Развитие у детей мелкой моторики пальцев. Задачи. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук, координацию движений. Формировать.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник — этикет» Материал. Предметы сервировки. Костюм Буратино. Предварительная работа. Чтение сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить Вам ЛЭПБУК, в котором размещены дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления,.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыковПозитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этикет как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 мая 2022 в 09:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этикет как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Шаравина (УИ 1354952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД