Лариса Василенко
Этические беседы в краеведении
▼ Скачать +Заказ
Этическая беседа
– это форма разъяснения норм и принципов нравственного опыта человечества. Этическая беседа выступает одновременно как форма обучения дошкольников по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. Искусство беседы дело сложное, на первом этапе надо научить детей слушать и слышать, не перебивать высказывания педагога и других детей. По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог, организуя этическую беседу.
Публикация «Этические беседы в краеведении» размещена в разделах
По вариативной программе «Моя малая Родина – Кочки» этические беседы объединены темами, раскрывающими те или иные стороны нравственных отношений. Беседы расположены в порядке нарастания сложности обсуждаемых с детьми вопросов.
1. Средняя группа: «Где родился, там и пригодился» (достижения спортсменов, Новосибирский зоопарк (отношения к животным) и «Наши защитники» (родственники, участники ВОВ).
2. В старшей группе – «Знакомство со школой. С трудом учителя начальных классов» (на конкретных примерах, «Дорогие мои земляки» («земляки», «Доска почёта», «Знакомство с профессией врача» (детский врач, хирург, «Знакомство с профессией - изготовитель мебели» (Труд человека., «Герои спорта нашего района», «Детские писатели и поэты Новосибирска», «Олимпийские чемпионы Новосибирска и Новосибирской области», «Герои – Сибиряки в годы ВОВ» (А. И. Покрышкин, «Альбом памяти «Я горжусь» (Герои Советского Союза, «Что такое ансамбль?» («Росинка» - детский ансамбль, «Кочковский историко- краеведческий музей» (основатель –Пикалов Д. Е.).
3. В подготовительной к школе группе: «Учитель, преподаватель» (СШ и Школа искусств, «Жизнь посвятили хирургии» (династия семьи Коченевых, «Поэты и писатели Кочковского района» (Н. К. Волошин, поэт Ю. В. Карасёв, «Лучшие – достойны этого звания» (Земляки, занесённые в «Книгу Почёта», «Погиб, защищая других» (подвиг А. П. Небылицы, «Тайны дерева» (Талашкин В. Н., «Сибиряки-герои» (Лахин Г. Р., «Женские судьбы на войне (Донских К. П., Плотникова А. П.).
Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках.
Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно выполнить. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей.
В беседе обсуждаемым фактам, событием дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.
По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения ими нравственных представлений. Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемых ситуаций.
Продолжительность бесед с детьми 4 - 5 лет составляет 20 минут, с детьми 5- 6 лет – 25-30 минут, с детьми 6 – 7 лет – 30 – 35 минут. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок их мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.
Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:
1. Постановки понятным детям и практически важных для них вопросов. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей.
2. Подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используется художественные произведения, примеры из жизни, презентации.
3. Поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).
Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.
При этом педагоги должны помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы по краеведению. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями.