Надежда Нагайчук
Конспект интегрированного занятия по экологии с рисованием в разновозрастной группе «Эти красные грозди рябины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по экологии с рисованием в разновозрастной группе.
Задачи:
-обобщить и дополнить знания детей о рябине;
-уточнить представление детей о многозначных словах («кисть»);
-учить передавать в рисунке кисть рябины, познакомить со способом изображения объемных форм путем передачи игры света и тени.
Материалы:
-мольберт: с цветным изображением рябинового дерева, кисти ягод которого крепятся на липкой ленте;
-изображение синиц, свиристелей, дроздов и т. д. ;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии с рисованием в разновозрастной группе „Эти красные грозди рябины“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Деревья. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Рябина. Рисование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-для каждого ребенка силуэты рябиновой кисти из белой альбомной бумаги;
-краски, кисти, тряпочки, баночки с водой.
Ход занятия.
Вос- ль. Дети, вы, наверное, слышали, что деревья называют «легкими» нашей планеты. Почему? (Ответы детей).
Если дети затрудняются с ответами, педагог поясняет: деревья и другие зеленые насаждения дают нам кислород, которым дышат все живые существа.
Вос- ль. А еже деревья украшают нашу планету. Наш глаз радуют их пышные кроны, изящные силуэты, трепетная листва. Скажите, какое дерево вам нравиться больше всего? Почему? (Дети высказываются.)
Каждое дерево прекрасно по- своему. Сегодня мы с вами поговорим о рябинке. (Педагог помещает на мольберт нарисованную рябину, кисти ягод которой крепятся на липкой ленте.)
Растет она в наших краях, и все вы ее, конечно. Видели. Расскажите, как она выглядит.
Дети рассказывают о рябине. Воспитатель в случае необходимости помогает детям вопросами, например: Как она цветет? Какие листья? И т. д.
Вос-ль. (обобщает высказывания детей). Словно девушка молодушка, тонкоствольная и стройная, стоит рябинушка в осеннем одеянии. Накинула на плечи шаль из разноцветных резных листиков, надела алые бусы из ягод. Рябина не только украшение осеннего пейзажа, без нее никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус. И нет лучшего угощения, чем ягоды рябины.
Загадка.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (рябинка)
Птицы стаей садятся на дерево и склевывают ягоды, часть ягод падает в снег. Пролежат они под снегом всю зиму, а весной, только снег начинает таять, птицы вновь находят для себя вкусную еду. Но не только птицам, но и людям рябинка дарит радость. Хорошие хозяйки время даром не теряют: из рябины варят варенья и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от недугов. Издавна люди слагали о ней стихи, пели песни. Рябинка, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажают возле дома, под окнами. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. Красные девицы любили осенью вокруг рябины хороводы водить. Придут девушки к рябинке залюбуются ее красотой, да и песню заведут, будто с ней разговаривают. А рябинка листочками шевелит, ягодками покачивает, будто отвечает. Всегда хороша рябинка : и весной, и летом, и осенью Цветами, ягодами радует, лес и дом украшает, делает их праздничными и нарядными.
В этом году ягод на рябине очень, много. Люди примечали: много на рябине ягод – к холодной, морозной зиме.
Скажите, на территории нашего детского сада растет рябина? А где-нибудь около вашего дома? (Ответы детей.) Вы не ломаете ее ветки? Не срываете без нужды ягоды, листья?
Вот послушайте, какую историю я вам расскажу.
,На нашем участке росла рябинка. Она была очень красивой, особенно осенью, когда на ней появлялось много гроздьев с красными ягодами. Всем хотелось этих ягод. Мальчик Саша нарвал ягод, чтобы стрелять ими из трубочки. Девочка Марина набрала ягод, чтобы сделать себе бусы. Ее подружка Наташа тоже захотела ягодами украсить песочный пирог. Маша и Юля сорвали просто так, без особой цели. Просто положили в карман и забыли о них.
Так мало по-малу, все ягоды с деревца оборвали. Ничего на нем не осталось, ни одной красной кисти. (Во время рассказа педагог убирает с нарисованного дерева кисти рябины.)
Наступила холодная зима. Снег под ногами скрипит от мороза, лужи затянуло толстым льдом. Озябшие птички прилетели к рябине, потому что помнили: прошлой зимой она помогла им продержаться, пережить холода.
Смотрят, на этот раз ничем не поможет им рябинка. Встревожились птички: «Что же делать?”
Как вы думаете, что случилось дальше?
Дети придумывают окончание рассказу. Воспитатель подводит их к мысли, что те ребята, которые оборвали ягоды с дерева, не должны больше так делать. Они поступили плохо, сделали что- то не подумав. Из-за этого могли погибнуть птички.
Физкультминутка.
Выросли деревья в поле (потягивание, руки в стороны)
Хорошо расти на воле.
Каждое старается, (потягивание, руки вверх)
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер, (дети машут руками)
Закачались тут же ветви.
Даже толстые стволы (наклоны вперед)
Наклонились до земли.
Вправо влево,взад вперед – (наклоны вправо влево,
Так деревья ветер гнет. вперед назад)
Он их вертит, он их крутит (вращение туловищем)
Да когда же отдых будет. (пожать плечами)
Вос – ль. Давайте исправим эту историю, чтобы конец у нее был хороший. Вот она рябинка, которая осталась без ягод. Попробуем вернуть ей былую красоту. У вас на столе лежат силуэты рябиновых кистей.
Это кисть рябиновая. А что еще называют словом «кисть»? Какие еще бывают кисти? (Кисти для красок, кисти рук, кисть на колпачке, на ковре.) Вот видите, дети, слова звучат одинаково, значения имеют разные. Но чем- то кисть руки и кисть рябины похожи, как вы думаете? (Высказывание детей.) Опустите вниз кисть своей руки и посмотрите на кисть рябины в моей руке. Все ягодки прикреплены к тоненьким веточкам, которые сходятся в одном месте. Если на кончики ваших пальцев прикрепить ягодки, то рука сможет изобразить рябиновую кисть.
Ягоды у рябины собраны в красивую кисть, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды кружочки. Они практически одного размера, как сестры близнецы. Какого цвета бывают ягоды рябины? (Красные, алые, оранжевые, бордовые.) А теперь рассмотрим одну ягодку. Везде ли она одинакового цвета? (Нет, в серединке она светлее, а по краям темнее.) Почему?
Если дети затрудняются с ответом, педагог объясняет: ягоды рябины не плоские, а круглые, поэтому на серединку ягоды попадает больше света и она кажется светлее, а по краям темнее.
-Какой же краской мы можем сделать у ягодки, светлую серединку? (Белой или желтой.) Да, сначала мы нарисуем все ягоды красным цветом, а затем высветлим серединку белой или желтой краской, не дожидаясь, пока подсохнет основной цвет. (Педагог показывает, как это можно сделать.) Нарисуйте сначала ягоды в нижней части кисти, а затем проведите от каждой ягодки тоненькие веточки, соединяя их все в верхней точке. А как расположены ягоды рябины? (Близко друг к другу, в несколько рядов.) Ну что ж, давайте мы нарисуем пашей рябинке новые ягоды, и если вы постараетесь, она станет еще наряднее.
Дети выполняют работу. В качестве музыкального фона может звучать песня «То березка, то рябина….»
Готовые работы воспитатель прикрепляет к рябине на мольберт.
Вос – ль. Посмотрите, наша рябинка снова стала красавицей! А вот и птицы прилетели! (С помощью липкой ленты прикрепляет на рябину изображения птиц.) Им понравились наши ягодки! Ведь они получились объемными как настоящие! Теперь птицы смогут подкрепиться перед наступлением сильных холодов. Спасибо вам, ребята, вы хорошо потрудились! И теперь вы знаете, что такое прекрасное дерево, как рябина, нужно беречь и охранять. Рябинка просит вас, дети не ломайте ветки на деревьях, не обрывайте ягодки просто ради забавы. Они нужны нашим пернатым друзьям.