Наталия Бацаева
Этапы усвоения детьми трудных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы усвоения детьми трудных звуков.
1. Звук С
Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 – 2,5 года. Могут быть замены С – Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С. Иногда наблюдается смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.
Публикация «Этапы усвоения детьми трудных звуков» размещена в разделах
2. Звук З. Появляется звук З на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков : «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.
3. Звук Ц. Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки : ть-сь-с-тс-тц (типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тцыплёнок – цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.
4. Звук Ш. Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука : боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками Х и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.
5. Звук Ж Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж. К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.
6. Звук [ч] Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.
7. Звук [щ] У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савель вместо щавель. В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ — сь.
8. Звук [л] Мягкий звук л' появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким л' недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л' звуком й : «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или л'. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).
9. Звук [р] Твердый звук р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р. Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят р как гортанный, или грассирующий («французский», звук. Изучив примерные сроки усвоения детьми звуков речи, рассмотрев этапы формирования трудных звуков, вы можете теперь попытаться обследовать речь своего ребенка — если у вас возникли какие-то сомнения в том, правильно ли у него все получается.