Елена Исаченко
Воспитание любви к природе в процессе работы старших дошкольников над проектом по окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
Для современного ребенка, как и для взрослого человека, умение учиться непременно является актуальным, значимость этого процесса постоянно определяется не только жизненными реалиями, но также и новыми документами в образовании. Как основной: ФГОС, который четко предъявляет требования к использованию в процессе воспитания и обучения новейших технологий, методов исследовательской, а также проектной деятельности, как важнейших в программе образования для ДОУ.
Публикация «Воспитание любви к природе в процессе работы старших дошкольников над проектом по окружающему миру» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В современный период, когда личность рассматривается, главным образом в социальном и учебном плане, необходимо создание таких условий в образовании, которые были бы благоприятны для успешной реализации новых идей при сохранении определенных традиций, необходимо стремиться к такому уровню образования детей, при котором развиваются не только их навыки к освоению наук, но и, как немаловажный элемент – развитие творческого потенциала ребенка, многогранности мышления, при которой ребенок будет способен к самостоятельному решению жизненных проблем и разумному принятию решений. Именно поэтому в образовательной и воспитательной деятельности необходимо применять проектный метод.
Проблемы нашего времени, которые угрожают человеческой цивилизации, вызывают необходимость экологического образования, именно поэтому для детей дошкольного возраста происходит процесс поиска методов и способов формирования экологической культуры. Наступило время, когда залогом процветания нашей планеты является экологическая воспитанность людей. Конечно, человек давно пришел к мысли об охране природы, но сейчас эта проблема все больше приобретает глобальный характер. Многие виды животных стали редкими, ранее богатые ягодами и грибами природные местности оскудели. Решение этих и других проблем можно осуществить также и через совершенствование экологического образования. Экологически грамотный человек точно будет знать, что можно, а чего нельзя делать в природной среде. Если представить, что таких людей большинство, будет снят вопрос об экологическом кризисе. Великое чувство – любовь к природе. Ее необходимо воспитывать с детства. Любящий природу человек становится ответственным, великодушным, справедливым. С уверенностью можно сказать, что любить природу может тот, кто умеет ее видеть, понимает и знает. Результатом определенного типа воспитания в детском возрасте становится варварское отношение некоторых граждан к природе. Здесь будут уместными слова В. А. Сухомлинского: «К тому, кто глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Актуальным сейчас является привитие любви к природе у дошкольников через применение в образовательном процессе метода проектов. Рассмотрим этот процесс на конкретном примере. Следующий проект можно предложить организовать с воспитанниками подготовительной группы детского сада:
«Растения нашего детского сада»
Данный проект включает четыре этапа работы :
1. Погружение в проблему, в ходе которого необходимо провести экскурсию в осенний парк, понаблюдать за растениями, провести родительское собрание, в ходе которого познакомить родителей с целями проекта, убедить их в необходимости оказания помощи в его подготовке, серьезного отношения к данной проблеме.
На осенней экскурсии можно обратить внимание детей на красоту, яркость парка, эмоционально это подчеркивая, затем остановиться в одном из достаточно грязных мест. Скорее всего, дети сами обратят внимание, что людьми нарушена гармония природы : обертки от конфет, бутылки, пакеты и прочий мусор…Увиденное противоречит красоте природы. Затем педагог предлагает детям привести участок в порядок. Естественно, нужно объяснить детям, что все привести в порядок невозможно, но начать можно хотя бы с территории нашего детского сада. Выйти всей группой на субботник, очистить территорию сада, увидеть с детьми, какой красивой, чистой она стала. Таким образом подойти к проблеме вместе с детьми: часто гармонию природы нарушают именно человеческие действия, а, будучи «хорошими хозяевами» можно создавать, а не разрушать и губить. Подумать вместе с детьми, что полезного можно сделать для природы еще.
2. Необходимо наметить цель и выслушать все детские предложения. Данный проект решает несколько главных задач: развитие внимания, пробуждение познавательного интереса у воспитанников к природе, привитие любви к ней, развитие критического мышления. В качестве объекта исследования выбрать кустарники и деревья, растущие на территории детского сада.
3. Деятельность: расширять с детьми границы способов получения информации, обращаться к книгам с помощью взрослых, энциклопедиям, журналам, проводить обобщение полученных знаний детском саду, оформить альбом «Растения нашего детского сада», в который воспитанники занесут результаты собственных наблюдений в виде рисунков, сообщений. На данном этапе развивается творческое мышление детей, познавательная активность.
4. Презентация проекта на занятии по окружающему миру.
Как правило, работа над такими проектами увлекает детей, заинтересовывает, ребята собирают много интересной и познавательной информации. Следует отметить также многогранность такой работы.
Таким образом, экологическое воспитание старших дошкольников с использованием проектно-исследовательской деятельности, способствует гармоничному развитию личности ребенка, формированию экологической культуры, стимулирует потребность детей в самовыражении, самореализации, развивает умение трудиться в коллективе, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а, самое главное, помогает сформировать у воспитанников бережное отношение к природе.
Список литературы
1. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 2012. №6. С. 92-94.
2. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М. : Детская литература. – 2013, С. 67.