Гусева Виктория Владимировна
Этапы процесса решения проблемных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы процесса решения проблемных ситуаций
В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе, необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания.
Рубинштейн С. Л. Говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия», то есть решение проблемной ситуацией определяется вовлечением личности в мыслительный процесс.
Психологи выделяют три основных, характерных компонента:
Публикация «Этапы процесса решения проблемных ситуаций» размещена в разделах
1. Неизвестное, новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие. Чем ярче выражено противоречие, тем острее проблема ситуации.
2. Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности. Одна из негативных сторон традиционного обучения — угасание интереса к познанию нового. Построенное на сообщении готовых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка то, что заложено природой: потребность мышления, открытость новому, любознательность. В развивающем же обучении — грамотная, своевременная постановка проблемы побуждает каждого включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают выводы, обобщения.
3. Творческие возможности и достигнутый уровень знаний. Необходимо учитывать возможности детей анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, т. к. слишком трудное и слишком легкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации.
Этапы процесса решения проблемных ситуаций :
1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов:
Что будет входить в наводящие вопросы?
«Что нам надо вспомнить для решения вопроса?»,
«Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы?»
2. Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Что такое гипотеза?
Гипотеза - это утверждение, которое требует доказательств, выступает в роли предположений или догадок
3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.
4. Рефлексия
Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.
Ситуация : дети узнают, что их друг или он сам заблудился в лесу. Он знает, что найти его смогут только на следующий день. Ночь ему придется провести в лесу одному. Ночи очень холодные, можно простыть и заболеть.
Постановка проблемы : как можно помочь герою не замерзнуть ночью?
1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний: с помощью наводящих вопросов.
Дети перечисляют варианты:
Найти избушку (не нашел)
Зажечь костер (нет спичек)
Надеть все теплые вещи (их мало и все равно холодно)
Сделать шалаш (нет топора)
Накрыться ветками
Лечь в теплые камни (камней в лесу нет)
Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)
Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком и др. Какие варианты подойдут для нашего героя? (дети отбирают варианты)
2. Решение проблемы : — поиск ответа во внешних условиях. Можно использовать вариант «домашнее задание» — спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей. Очень важно усвоить и неукоснительно соблюдать: дети не принимают новые знания, если они им не понятны и не вписываются в их систему знаний, в сформированную картину мира. А мы не должны стремиться переубедить и навязать им новые знания. Мы должны внимательно выслушать все возражения, предложения и предположения детей, поощрять их за самостоятельность суждений, активность в обсуждении. Таким образом, приучать детей не бояться говорить, допускать ошибки. Не читать нравоучения, не указывать на промахи, ведь это порождает робость. А боязнь допустить ошибку, сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Важно, чтобы ребенок почувствовал «вкус» к получению новых неожиданных сведений.
3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения.
Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?
Надеть теплую кофту
Накрыться «ветками»
Лечь в коробку (проверить защищает ли она от холода)
Свернуться калачиком
Попрыгать.
4. Рефлексия.
Какую задачу мы с вами решали? (как не замерзнуть ночью)
Как мы решили проблему? (придумали разные способы)
Какой совет можно дать герою? (не ходить одному; брать с собой компас; серьезно готовиться к походу в лес — брать все необходимые вещи спички, фонарь, продукты, теплую одежду и т. д.).
Человек, как считает С. Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.
Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает Алексей Михайлович Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему — он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития.
Мы не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познанию мира», но и на математике, развитии речи, конструировании. То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности.
Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и ребенка.
Вопрос к аудитории: Что входит в деятельность педагога при создании проблемы?
Ответ: деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Вопрос к аудитории: Что входит в деятельность детей при решении проблемы?
Ответ: деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
За основу построения проблемной ситуации можно использовать алгоритм, разработанный Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук.
Шаг № 1 Обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.
Шаг № 2 Формулировка задачи (составляется в занимательной для ребенка форме, вопросы: «Как быть?», «Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).
Шаг № 3 Формулировка противоречия.
Шаг № 4 ИКР (идеальный конечный результат) — Когда сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.
Шаг № 5 Обследование ресурсов объектов для решения противоречия.
Шаг №6 Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.
Шаг № 7 Рефлексия: «Что делали?», «Как?», «Зачем?»
Трудности использования игровых проблемно-практических ситуаций состоит в том, что дети недостаточно готовы к диалогу, к интеллектуально-познавательному общению со взрослыми и сверстниками, а педагог должен овладеть поистине виртуозным мастерством, чтобы опосредовано, без видимой опеки, выполняя определенную игровую роль, направлять поисковую деятельность детей, избегая авторитетного давления на них.
Использование игровых проблемно-практических ситуаций в познавательном процессе не должно быть случайным.
Каждая проблемно-практическая ситуация имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их решения практических коллизий, отказываясь от репродуктивной деятельности.
Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через игру научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности.
Поэтому главным девизом можно взять следующие слова: «Стремись учить не всему, а главному, не сумме знаний, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в потоке»