Светлана Навдаева
Этапы обучения грамоте. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.
Дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Работу по обучению я провожу последовательно.
Этапы обучения грамоте :
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ
Публикация «Этапы обучения грамоте, Опыт работы» размещена в разделах
• Знакомство со звуком (работа над развитием неречевых звуков (выделение на слух).
• Определение характеристик звука (гласный или согласный, (глухой или звонкий).
• Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.
• Определение места звука в слове (с опорой на картинки).
• Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.
• Составление слогов, слов из заданных звуков.
Знакомство со звуком.
Знакомство со звуком я начинаю с неречевых звуков – музыкальных инструментов.
А потом я использую:
загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком. Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] - песенка водички) или рассказ про комарика (звук [з] - песенка комарика).
Далее перехожу к характеристикам звука. Для этого уточняю артикуляцию.
То есть предлагаю произнести звук. При этом задаю вопросы, позволяющие «прочувствовать» артикуляцию звука. Например, «В каком положении губы (язык?» (с опорой на картинку)
Далее даю характеристику звука! Например:
звук [а] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом. Объясняю, что такой звук называется гласным.
Звук [м] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно, но его нельзя произнести выше-ниже, то есть нельзя петь. Объясняю, что такой звук называется согласным. Затем предлагаю положить руку на шею и многократно произнести звук [м], при этом задаю вопрос: «Что чувствуете?» (дрожит горло). Когда убедились, что «горлышко дрожит», объясняю, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.
После задаю серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:
Звук [м] ([а]) - это какой звук? (гласный/согласный)
• Почему? (гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный - петь нельзя, воздух встречает преграду)
• Какой согласный? (глухой/звонкий)
• Почему? (глухой - горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий - горлышко дрожит, голосовые связки работают)
Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.
Провожу игру поймай звук «услышишь - хлопни».
Определение места звука в слове.
Определение места звука в слове провожу с опорой на картинки. Например, показываю картинку и проговариваю слово, а дети определяют место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ провожу в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередую в разной последовательности.
Определение твердости/мягкости согласных.
При изучении согласных звуков ввожу следующий этап - формирование понятий «твердый - мягкий». предлагаю для прослушивания с одновременным показом картинок два слова - одно на твердый (например, «лампа», другой на мягкий звук (например, «лейка»). Задаю вопрос, одинаково ли звучат первые звуки? После определения на слух разницы объясняю, что один звук - твердый, другой - мягкий.
По окончании этого этапа еще раз задаю серию вопросов на закрепление:
• О каком звуке мы сегодня говорили?
• Какой это звук?
• Почему его называют согласным (гласным?
• Какой это согласный? (глухой - звонкий)
• Почему?
• Каким он может быть? (твердым - мягким).
Составление слогов, слов из заданных звуков.
Заключительный вид работы над звуком - самостоятельный подбор слов. Дети произносят слова с изучаемым звуком, указывают твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится.
Далее переходим к работе над буквой
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ
• Первый этап Знакомство с буквой :
Что бы было проще запомнить букву, я использую игру-ассоциацию на что похожа буква.
Или найди правильную букву
Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных. Выделение ее элементов я провожу такие игры:
архитектор
Складываем букву из палочек
• Мозаика
Даю разрезанную картинку с буквой перемешиваю, и даю задание сложить букву. прятки
Карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны. Прослушивание стихотворения о букве.
Например:
На антенну Т похожа,
И на зонтик вроде тоже.
• Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
Игра дирижер
Затем перехожу к работе на листочках
Начинаем с соединения точек, затем усложняем написание.
Прорисовывание буквы на листке по образцу.
После написания перехожу к чтению.
• Чтение слогов с изучаемой буквой (развитие слогового чтения).
Начинаю с заданий найди какое слово начинается на звук Затем находим первую букву в слове
и след этапом усложняем задание.
• На последнем этапе мы повторяем, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем.
спасибо за внимание