Наталья Возко
Этапы изучения буквы для детей дошкольного возраста (профилактика дисграфии)
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. При расстановке приоритетов в сфере дошкольного образования одним из самых важных является курс на сохранение здоровья детей. Однако неуклонно увеличивается количество воспитанников, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем структурном подразделении – это дети с речевым нарушением.
Публикация «Этапы изучения буквы для детей дошкольного возраста (профилактика дисграфии)» размещена в разделах
Известно, что дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные трудности при обучении грамоте. Чаще всего именно у данной категории детей к концу первого класса диагностируются такие нарушения письменной речи как дислексия и дисграфия. Поэтому особое значение приобретает первоначальное знакомство с буквой еще до школы с профилактической целью.
Зачастую знакомство происходит очень быстро. В результате дети (а у каждого свой темп обучения) не успевают запомнить графический образ буквы, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают букву в пространстве. Такие ошибки обнаруживаются в процессе чтения или самостоятельного письма, что в дальнейшем затрудняет весь образовательный процесс.
Для того чтобы ребенок усвоил буквы можно выделить несколько этапов их изучения :
1. Выделение изучаемого звука из слова.
Звук находится в сильной позиции (под ударением). На начальных этапах допустимо утрированное произношение звука. Взрослый называет слова, показывает картинки, ребёнок называет 1-й звук слова.
2. Называние буквы
Букву называем твердым звуком, например, звук [С] обозначается буквой [C], а не [ЭС] или [СЭ]. Этот момент очень важный, так как, называя букву это приводит, к тому, что малыш будет читать, например, «каэрот», вместо «крот». Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал буквослагательный метод обучения грамоте противоречащим законам психического развития ребенка. «Не нужно быть большим психологом, – писал он, – чтобы понять, что прежняя метода с бессмысленным заучиванием множества букв и потом множества еще более бессмысленных складов, не давая никакой пищи детскому уму, не позволяла ему в то же время заняться чем-нибудь другим и, следовательно, держала его, во все продолжение обучения грамоте, в бездейственном оцепенелом состоянии».
И в противовес буквослагательному методу педагог К. Д. Ушинский предлагал внедрять заимствованный из Германии звуковой метод обучения чтению
3. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы
Предлагается буква, написанная простым шрифтом, среднего размера в черно-белом варианте.
4. Сопоставление печатной буквы с графическим образом.
Ребенку предлагается картинка, которая похожа на изучаемую букву. создаётся зрительный образ буквы (показ буквы из весёлой азбуки). Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы.
5. Стихотворное описание графического образа, (целостного) буквы.
Детям предлагается описание буквы в стихах. По ассоциации ребенку легче запомнить графический образ буквы. Например:
Куча яблок на прилавке. Т-труба на крыше дома
И заметил, я друзья: Видно всем ее с балкона
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.
Здесь можно предложить «дорисовывать букву», при этом педагог заранее создает образ заданной букве. Например, букве А дорисуем трубу, двери, окно- получится ДОМ. Буквы должны быть крупные;
6. Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
• из каких элементов состоит буква;
• из скольких элементов;
• как расположены эти элементы в пространстве
7. Конструирование и реконструирование буквы.
Педагог предлагает следующие варианты:
• конструирование букв по образцу;
• конструирование по памяти
• дополнение недостающего элемента;
• опускание лишнего элемента;
• изменение расположения буквы или её элемента в пространстве.
8. Знакомство с объемным вариантом буквы.
Обязательно детям предлагается объемный вариант буквы, который можно потрогать. При ощупывание буквы развиваются операции стереогноза.
9. Развитие тактильного восприятия буквы.
Дети пальцем обводят контуры буквы, изготовленной, например, из наждачной бумаги (бархатной).
10. Закрепление (автоматизация) образа буквы.
Педагог может предложить следующие задания:
• Лепка букв из пластилина, соленого теста,
• Вырезывание буквы ножницами.
• Выкладывания букв из любого подручного или бросового материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши и т. д. Такие упражнения не только способствуют быстрому запоминанию названий букв, но и отлично развивают пальчики. ;
• Распознавание буквы в предложениях, текстах (Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этого ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным).
11. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
Можно предложить выполнить следующее:
• Запись буквы в воздухе;
• Обведение буквы по трафарету;
• Запись буквы мокрым пальцем на гладкой поверхности, на стекле, на песке
12. Автоматизация звуко-буквенных связей.
• Пантомима «Живая буква» (ребенок с помощью своего тела изображает заданную букву);
• Изобрази букву с помощью пальцев.
• Узнавание буквы по- разному расположенной в пространстве.
• Нахождение «спрятавшихся» букв в так называемых «совмещенных буквах» (ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой фигуре).
13. Самостоятельное написание буквы.
Основное направление: от звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу, от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные буквы, а потом строчные).
В связи с тем, что указанная тема является актуальной, для территориального методического объединения воспитателей дошкольного возраст была подготовлена и представлена презентация.
ЛИТЕРАТУРА:
Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 4–6 лет. – СПб. : КОРОНА принт, 2004.
Скворцова И. В. 100 логопедических игр. – СПб. : Нева, 2005.
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР. – М. : Гном и Д, 2005.
Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи: Альбом дошкольника. – М. : Книголюб, 2004.
Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. – М. :
Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. : Гном и Д, 2003.
Шевердина Н. А., Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. – Р/ Д: Феникс, 2004.
Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. От первого слова до первого класса. – М., 2002.
Колесникова Е. В., Телышева Е. П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.