Добриева Хава Бекхановна
Консультация «Этапы формирования устной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Добриева Х. Б.
Этапы формирования устной речи
Дети, которым установлен диагноз «моторная алалия», приходят к логопеду с различной степенью речевого недоразвития. Одни дети к 2-3 годам осваивают первые слова, а к 3-4 – первые фразы, другие и в 4-5 лет не могут произнести ни звука, то есть страдают от полного отсутствия речи. Такое расхождение требует индивидуального подхода к каждому ребенку.
Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.
Темочки:
Основные этапы коррекции моторной алалии:
1. Однословное предложение.
2. Первые формы слов.
3. Двухсоставное предложение.
4. Предложение из нескольких слов.
5. Расширение объема предложения. Сложное предложение.
Эта система работы предложена коллективом авторов в лице Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой — известными специалистами в области логопедии и дефектологии.
Материал дается с постепенным усложнением, начинается с освоения первых слов и заканчивается построением развернутой фразы. В основу методики положена такая единица речи, как предложение.
Выдающийся лингвист А. Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет отдельную роль. …оно является основной единицей речи, как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде освоения предложений различных типов».
Первый этап – однословное предложение
Если ребенок не имеет практически никакой речи, задача логопеда на первых занятиях – вызвать желание подражать взрослому, любые голосовые реакции.
Если малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, преподаватель работает еще и над развитием ее понимания.
Детям показывают и называют:
• Их игрушки.
• Части тела.
• Предметы обихода.
• Распространенные явления окружающей жизни (вода, солнце, дом, самолет).
• Действия, которые выполняют он и его близкие.
Все эти слова логопед повторяет многократно, показывая картинки, предметы или действия.
Нужно, чтобы в речи взрослых было как можно меньше отвлеченных слов и как можно больше конкретных значений.
Параллельно с этой работой логопед создает условия для того, чтобы ребенку захотелось ему подражать. Неважно, в какой форме он будет произносить слова, выражать свои желания, называть предметы или действия — главное, что появилась потребность подражать словам взрослого.
Грубейшая ошибка на этом этапе – разучивание правильного произношения слов или, что еще хуже – постановка звуков.
Дети нюхают цветы (ах, показывают, как плачет девочка (уа-уа, падает игрушка (бух, плачет мышка (и-и-и, и стонет мишка с больным зубом (н-н-н). Творческий педагог имеет в своем арсенале огромное множество логоритмических упражнений с возможностью договаривания детьми отдельных слогов или слов. «Мы пришли и сели, играем на трубе, подудим в свою трубу» (Дети: ту-ту-ту, ду-ду-ду).
У малышей вызывают доступные их произношению имена близких (ба, дя, ля, просьбы (на, дай, подражания крикам животных (пи-пи, ко-ко, мяу, ав-ав, звучанию музыкальных игрушек (бум-бум, ля-ля, динь-динь, шумам и стукам (бух, ап, междометиям (ай, ой, ох).
К окончанию этого этапа дети наращивают свой пассивный словарь, активно подражают взрослому, который их пока не поправляет.
Второй этап – первые формы слов
На этом этапе детей учат соединять слова в двухсловную фразу. Здесь так же не исправляют детские словечки, предпочитая, чтобы дети соединяли их в «исходной» форме.
Адём амо – идем домой, баба куся – бабушка кушает. Детей учат произносить слова из 2, далее — из 3 слогов, подчеркивая ударный слог (вата, киса, муха, вода, лиса, кубики, молоко, машина).
Дети отдают команды игрушкам или сверстникам, близким (иди, сядь, пой, ешь, мой, помоги, соединяют в одной фразе обращение и глагол (Маша, лови. Коля, иди).
К окончанию этого этапа дети умеют строить предложения из двух слов, могут правильно произносить слова из двух и трех слогов, верно ставя ударения, отвечают на вопросы к картине, показывая правильный ответ.
Третий этап – построение двусоставного предложения
Этот этап считается своеобразным переломным моментом: речь одних детей начинает бурно развиваться, а у других все проявления приобретают затяжной характер.
Если ребенок не чувствует грамматику языка, ему предлагают такие задания:
• Различение слов, отличающихся только одним звуком (полено-колено).
• Различение глаголов, близких по звучанию (несут-везут, висит-стоит).
• Различение действий, противоположных по смыслу (застегни-расстегни).
• Определение лица, выполнившего действие (Саша упал, Саша упала).
• Работа с предлогами в, над, за, под, перед, из-под.
• Различение прилагательных, противоположных по значению (большой — маленький, толстый — тонкий).
Чтобы научить детей составлять предложения, их просят подобрать название предмета к действию, сравнить сюжетные картинки, где действия выполняют один или несколько лиц. Дети договаривают слова и словосочетания в стихотворениях.
Для усвоения слоговой структуры слова детей учат делить слова на слоги, отстукивая слоги или прохлопывая их.
К окончанию этого этапа дети умеют согласовывать в простом предложении подлежащее и сказуемое, усваивают слоговой рисунок двухсложных и трехсложных слов, понимают содержание коротких сказок и рассказов.
Четвертый этап – предложения из нескольких слов
На этом этапе детей учат словоизменению, обращая их внимание на «конец» слова, просят, чтобы они отвечали полным предложением на вопрос взрослого.
Теперь некоторая часть занятий уделяется звукопроизношению, подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Детям предлагаются такие задания:
• Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.
• Выполнение поручений и проговаривание выполненных действий.
• Изменение слов по родам и числам.
• Обучение умению составлять вопрос.
• Заучивание двустиший.
• Слушание маленьких рассказов и ответы на вопросы по их содержанию.
К окончанию этого этапа дети овладевают элементами разговорной речи, она приобретает коммуникативную функцию, могут произносить слова из 3-4 слогов.
Пятый этап – расширение объема предложения. Сложное предложение
На этом этапе детей учат согласовывать прилагательные и существительные, подбирать определения к предметам, заучивать стихи их 4-6 строчек, составлять предложения с однородными членами.
После усвоения этих умений детей учат составлять сложные предложения, используя игры:
• «Что сначала, что потом».
• «Угадай, где ошибся».
• «Сам не знаю, что буду делать».
• «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку».
• «А что ты хочешь?».
• «Что тебе сказали по телефону».
К окончанию этого этапа речь детей становится грамматически правильной, хотя в ней допустимы некоторые неточности.
Дальше идет работа по совершенствованию речи и обучению более сложным ее формам.
Кропотливая и долговременная работа логопеда при поддержке родителей ребенка обязательно приведет к решению проблемы — обучения ребенка с моторной алалией правильной и красивой речи.
Важно помнить, что этот процесс требует терпения и времени, объединения усилий логопеда, педагога — психолога и родителей малыша.